Сходы, собрания конференции граждан
Федеральный закон № 131-ФЗ выделяет две разновидности схода граждан: сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25) и сход по наиболее важным организационно-территориальным вопросам (ст.25.1).
У населения маленьких по численности муниципальных образований отсутствует необходимость наделять своих отдельных представителей полномочиями по решению от их имени вопросов местного значения путем выборов представительного органа.
Сходы гражданпроводятся для решения вопросов местного значения без образования представительного органа в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Для поселений с численностью жителей более 100 и не более 300 человек сход граждан для решения вопросов местного значения без образования представительного органа также может проводиться, но лишь при закреплении такого положения в уставе муниципального образования.
Сход осуществляет все, включая исключительные, полномочия представительного органа. Сход созывается и проводится главой муниципального образования. Инициировать проведение схода может как глава муниципального обрзования, так и группа жителей поселения численностью не менее 10 человек. Сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Участие в сходе выборных лиц местного самоуправления является обязательным, а глава муниципального образования вправе лично председательствовать на нем, если сами граждане не изберутпредседателем другое лицо. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников, и подлежит обязательному исполнению на территории поселения. Федеральный закон также требует официального опубликования либо обнародования решений схода. Однако трудно представить, чтобы у поселения, где живет менее 300 избирателей, был собственный печатный орган, поэтому чаще всего такие решения обнародуются путем вывешивания соответствующего текста в специально установленных местах, наиболее доступных для граждан.
Федеральный закон № 131-ФЗ в ст. 25.1 выделяет и другие (дополнительные) вопросы, которые решаются сходом граждан, осуществляющим полномочия представительного органа муниципального образования:
- вопросы изменения границ, преобразования указанного поселения;
- по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек;
- по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан.
Сход граждан может проводиться и в муниципальных образованиях, где избирается представительныхй орган в следующих случаях:
- в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
- в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;
- в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.
Ранее действовавший Закон об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. (ст. 15, 24) вообще не делал различий между собраниями и сходами граждан, и использовал формулировку «собрания (сходы) граждан».
В отличие от сходов собрания граждан не могут непосредственно решать вопросы местного значения. Они проводятся на части территории муниципального образования в следующих целях:
а) обсуждение вопросов местного значения;
б) информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
в) осуществление территориального общественного самоуправления.
Основным преимуществом собраний как института непосредственной демократии в системе местного самоуправления является органическое сочетание коллективного социального действия: обсуждение того или иного вопроса, выражение коллегиального мнения, принятие совместного решения с личной активностью участников собраний[168].
Как следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», собрание есть совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Порядок проведения собраний регулируется как названным Законом, так и законодательством РФ о местном самоуправлении. Собрание граждан проводится по инициативе населения. В этом случае оно назначается представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Собрание могут также назначить представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования по собственной инициативе. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления , включая выдвижение инициативы и круга вопросов, решаемых на собраниях, определяется его уставом.
Собрание может принимать обращения к органам местного самоуправления и его должностным лицам, подлежащие обязательному рассмотрению с направлением письменного ответа, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание во взаимоотношениях с этими органами и должностными лицами.
На практике большинство собраний проводится по инициативе глав муниципальных образований с целью информирования граждан о работе органов местного самоуправления. Для граждан проведение собрания достаточно трудоемкая задача, поэтому Федеральный закон № 131-ФЗ допускает осуществление полномочий собрания конференцией граждан (собранием делегатов). В отличие от собрания на конференции не требуется присутствия всех граждан. На конференцию граждане направляют своих представителей по определенной норме представительтва (например, один человек от лестничной площадки, подъезда или дома; делегаты избираются на собраниях жилых домов из расчета 1 человек от 10 жителей или квартир).
Однако, правом проведения коференции (собрания делегатов) граждане могут воспрользоваться лишь в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.