Конституция РФ и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении
Среди нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления, Конституция занимает главенствующее место. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Конституция РФ провозглашает местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, признаваемой и гарантируемой государством (ст. 12). Признание местного самоуправления означает, что государство усматривает в нем определенный институт общества. И с этой точки зрения гарантирование местного самоуправления следует понимать не просто как пассивное невмешательство государства в решение вопросов местного значения. Гарантированность местного самоуправления государством означает обязанность последнего активно содействовать укреплению данной формы народовластия. Вот почему Конституция РФ относит установление общих принципов организации местного самоуправления к кругу вопросов совместного ведения и Российской Федерации, и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72).
Провозглашенная федеральной Конституцией гарантированность местного самоуправления получает развитие и посредством установления системы конкретных конституционных гарантий. В ст. 12 Конституции РФ определяется, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Вместе с тем, как отмечает ряд ученых, организационная обособленность органов местного самоуправления вовсе не означает утраты ими государственно-правовой природы. Данный принцип следует понимать как особый критерий разделения власти «по вертикали». И обособленность органов местного самоуправления объясняется тем, что задачи местного самоуправления не имеют четко выраженного политического содержания, так как в основном они сводятся к обеспечению нормальной повседневной жизни людей. Этого отнюдь нельзя сказать о системе органов государственной власти, которая обеспечивает государственный суверенитет, целостность Российской Федерации, установленный Конституцией РФ правовой порядок[140].
Основополагающие принципы местного самоуправления как одной из основ конституционного строя получили развитие в ряде других норм Конституции РФ. Так, в ней закрепляется:
‒ признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности;
‒ самостоятельность управления муниципальной собственностью органами местного самоуправления;
‒ самостоятельность формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, установления местных налогов и сборов;
‒ право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
Как отмечалось выше, Конституция РФ относит установление общих принципов организации местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Действующий Закон об общих принципах организации местного самоуправления, принятый исходя из данной конституционной нормы, имеет значение своего рода «муниципальной конституции». Он предусматривает закрепление на федеральном уровне общих, единых для всей страны принципов организации местного самоуправления, содержит определения многих терминов, которые используются и в других нормативных правовых актах, проводит более четкое разделение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов Федерации по регулированию вопросов, входящих в сферу местного самоуправления.
Так, согласно ст. 5 Закона к основным полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены следующие:
‒ определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации;
‒ по предметам ведения Российской Федерации и в пределах ее полномочий по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ ― правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
‒ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
‒ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.
Статьей 6 Закона установлены следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ:
‒ правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления на подведомственной территории в случаях и порядке, установленных вышеназванным Законом;
‒ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
‒ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
‒ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ.
Заметную роль в формировании на федеральном уровне правовой основы местного самоуправления играют указы и иные акты Президента РФ. Согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Так, указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации[141]. В числе важнейших направлений государственной политики в области местного самоуправления названы:
1) обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;
2) создание условий для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий;
3) обеспечение государственных гарантий местного самоуправления, а также обеспечение соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства РФ о местном самоуправлении и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Другим примером могут являться указ от 2 ноября 2007 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления»[142], указ от 28 апреля 2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»[143] и ряд других.
Во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ федеральное Правительство также издает постановления и распоряжения, регулирующие сферу местного самоуправления[144].