Особенности школьного коллектива
Теория управления персоналом может быть использована в рамках управленческой деятельности руководителем образовательного учреждения. В самом общем виде управление образовательным учреждением можно представить как способ организации социальных отношений в специфической области педагогической деятельности, осуществляющейся в рамках образовательного учреждения. Управление школьным коллективом направлено на формирование таких отношений между членами коллектива и такое их организационное поведение, которое в максимальной степени способствует достижению учебно-воспитательных целей образовательного учреждения.
Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического коллектива. Педагогический коллектив представляет собой группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей. Он как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива: общественно значимые цели деятельности, наличие руководства, относительная устойчивость и продолжительность функционирования. Но при этом он имеет свои специфические особенности.
Первая особенность состоит в специфике профессиональной деятельности, ее воспитательной направленности. Все, что происходит в педагогическом коллективе, немедленно отражается в психологической атмосфере образовательного учреждения и влияет на воспитание и развитие учащихся. Педагогическая деятельность учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников.
Вторая особенность – полифункциональность. Современный учитель выполняет одновременно несколько функций. Он выступает в роли учителя-предметника, классного руководителя, общественного деятеля, руководителя кружка, психолога. Из полифункциональности деятельности отдельных учителей складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. При решении профессиональных задач влияние педагогического коллектива выходит за рамки школы. Он способствует формированию педагогической культуры родителей и общества в целом.
Третья особенность – самоуправляемость. Конечно, основные вопросы функционирования педагогического коллектива находятся в рамках компетенции администрации школы. Но они всегда обсуждаются на различных уровнях управления. Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. Надо отметить, что функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
Четвертая особенность – коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности. В силу специфики педагогической деятельности работа отдельных учителей не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня школы, оценке качества знаний учащихся. Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях. Но это не предполагает однообразия в технологии педагогической деятельности.
Пятая особенность – ненормированность рабочего дня учителя. В инструкциях отсутствуют временные рамки на выполнение тех или иных видов педагогической деятельности. Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности педагогического коллектива и часто является причиной перегрузки учителей. Недостаток свободного времени для личностного и профессионального роста сказывается на физическом и психическом здоровье педагога.
Шестая особенность – феминизация педагогической деятельности, ведущая к формированию преимущественно женских коллективов. Они более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. Но в то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
И последняя, седьмая особенность – творческий характер педагогической деятельности. Каждый учитель неповторим, в каждую минуту он решает уникальные и непохожие друга на друга педагогические задачи, обусловленные особенностями ученического коллектива. В связи с этим, педагогический коллектив всегда представляет собой группу ярких, увлеченных и интересных людей.
Кроме этого, специфика педагогического коллектива задается и структурой педагогической деятельности. В педагогической литературе в структуре педагогической деятельности исследователи выделяют три значимых компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Последняя имеет важное значение в рассмотрении специфики педагогического коллектива. Коммуникативная деятельность заключается в установлении общения-коммуникации с целью педагогически целесообразных отношений педагога с учащимися, коллегами и родителями.
Коммуникативная компетентность выступает как необходимое условие личного, жизненного успеха в условиях современной социальности. В.А. Сластенин, рассматривая коммуникативные умения педагогов, говорит о взаимосвязанных группах перцептивных умений, умений вербального общения и умений и навыков педагогической техники. Перцептивные умения заключаются в адекватном восприятии и интерпретации информации о сигналах от партнера по общению (считывание), проникновении в личностную суть других людей, установлении индивидуальности человека, определении психологических особенностей человека. Умения педагогического общения предполагают умение осуществлять коммуникативную атаку, устанавливать психологический контакт с другим человеком, управлять общением: распределять внимание и поддерживать его устойчивость, выбирать наиболее удачный способ поведения, анализировать ситуацию. Умения и навыки педагогической техники предполагают умения выбрать правильный стиль и тон в обращении, управлять вниманием, культуру речи, управление собственным психическим состоянием, владение техникой интонирования для выражения разных чувств и т.д.
Исходя из этого, можно сказать, что педагогический коллектив – это специфическая сеть коммуникации, правильное формирование которой отражается на достижении главной цели образовательного процесса – разносторонне и гармонически развитой личности.
Таким образом, педагогический коллектив представляет собой не просто группу занятых совместной деятельностью людей, имеющих четкие функциональные обязанности. Это коллектив, обладающий специфическими особенностями, в силу своей педагогической деятельности. В числе этих особенностей: воспитательная направленность педагогической деятельности; полифункциональность; самоуправляемость; коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности; ненормированность рабочего дня учителя; преимущественно женский состав коллектива; творческий характер педагогической деятельности; постоянная коммуникация, выступающая одной из самых ведущих форм реализации профессиональных задач. Эти особенности значительно осложняют управленческую деятельность руководителя образовательного учреждения. Эффективное управление педагогическим коллективом требует от него учета всех вышеназванных особенностей и высокого уровня деловой коммуникации.