Смешанная собственность (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации).
Бюджетное образовательное учреждение как юридическое лицо имеет право на владение и использование имущества этого учреждения в форме оперативного управления. Имущество предоставлено ему собственником, т.е. учредителем. По сути бюджетное учреждение не вправе распоряжаться этим имуществом, автономное учреждение имеет значительно больший объем прав и может свободно распоряжаться любыми поступившими средствами.
Отношения собственности в сфере образования отражены в Налоговом кодексе (НК). Так, в 2000-2002 годах, по мере ввода в действие 2-й части НК, было отменено льготное налогообложение образовательных учреждений. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ и ряда других документов произошли следующие изменения:
- исключены нормы о льготах по земельному налогу, нормативах финансирования, в том числе по оплате труда, об изъятии остатков средств и др.
- уточнено понятие учредительства образовательного учреждения: для государственных или муниципальных образовательных учреждений – учредитель только один; допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений;
- исключены положения, в соответствии с которыми государственные и муниципальные образовательные учреждения являлись собственниками имущества (земли, финансовых средств и др.); собственником является учредитель, т.е. государство;
- государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий;
- негосударственное образовательное учреждение может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.[9]
- при ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения;
- образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества;
- образовательное учреждение с согласия учредителя или самостоятельно, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между образовательным учреждением и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями и (или) муниципальными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе;
- государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Положения настоящего пункта не распространяются на федеральные государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), относящиеся к организациям атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации.[10] Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, понятие собственности в сфере образования законодательно закреплено, имея при этом определенные свои формы и особенности.
3.Организационно-правовые формы образовательных учреждений.
Организационно-правовая форма – это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.[11]
К хозяйствующим субъектам в общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели. С 01.01.2013 года принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99.
В соответствии со ст.11 закона «Об образовании» «государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций».
В законе приведены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:
1. общественные и религиозные организации (объединения);
2. объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), фонды;
3. государственные корпорации;
4. некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации.[12]
Некоммерческой организацией считается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации могут создаваться для достижения благотворительных, культурных, образовательных, управленческих целей, развития физической культуры и спорта, для охраны здоровья, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
В 2007 году был расширен список некоммерческих организаций, которые могут быть созданы органами государственной или муниципальной властью. С момента принятия в 2007 году, федерального закона №174 – ФЗ «Об автономных учреждениях», в российской правовой системе получили право на существование частные (негосударственные), бюджетные и автономные образовательные учреждения. В настоящее время государственные и муниципальные учреждения могут быть бюджетными или автономными.
Автономное учреждение – это государственная (муниципальная) некоммерческая организация, которая создается для выполнения работ, оказания услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.[13]
Закон позволяет автономным учреждениям предусматривать более гибкие формы бюджетного финансирования, более свободный режим экономической деятельности за пределами бюджетных обязательств, изменение режима управления имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях, т.е. осуществлять свою финансовую деятельность не через казначейскую систему.
С 1 января 2011 года автономным учреждением стала признаваться некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты,
занятости населения, физической культуры и спорта.[14]Иными словами, законодатель ограничивает сферу деятельности автономных учреждений лишь теми направлениями, которые прямо перечислены в определении автономного учреждения: образованием, культурой, наукой, здравоохранением и социальным обеспечением, при этом возможность создания автономного учреждения для выполнения работ, оказания услуг в иных сферах должна быть прямо предусмотрена федеральным законом.
В отличие от автономных, бюджетные учреждения не наделены такими правами. В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ «бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета».[15]
Признаки бюджетного учреждения:
· бюджетное учреждение является некоммерческой организацией;
· учредителем является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование;
· основная деятельность бюджетного учреждения финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в которой должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как в виде бюджетных средств, так и от предпринимательской и иной деятельности. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников. Такие учреждения финансируются из бюджета только через утвержденную смету доходов и расходов.
Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств, на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода. Бюджетные учреждения могут открывать счета только в казначействе.
В доходах соответствующих бюджетов (муниципальных, региональных или федеральном) учитываются все доходы учреждения от использования имущества. Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты либо займы у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, а также из бюджетов бюджетной системы РФ.[16]
Вопросы для самоконтроля: