Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме в ДОУ.
Практическое решение проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации, проявляющейся в слабом усвоении программы дошкольного учреждения и отклоняющемся поведении, требует создания нормативной базы и четкой регламентации совместной деятельности педагогов и служб сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Центральное место в этой работе занимает педагогический консилиум.
Педагогический консилиум - это совещание лиц, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, для постановки педагогического диагноза, выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на ребенка. Педагогический консилиум – систематически действующее совещание участников воспитательно-образовательного процесса, наделенное правом рекомендовать и контролировать.
Задачи консилиума.
1. Выявление характера и причин слабого усвоения программного материала.
2. Выявление характера и причин отклоняющегося поведения.
3. Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
4. Координация деятельности педагогов и служб сопровождения педагогического процесса в реализации коррекционных программ.
5. Консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Основополагающим принципом работы педагогического консилиума является общепедагогический принцип уважения к личности и опоры на положительное. Собеседование ведется диагностически симметрично, т.е. нацелено на распознавание в равноодинаковой степени, как недостатков развития, так и положительного потенциала воспитанников.
Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач консилиума и предполагает, что смысл консилиума - в интеграции психологического и педагогического знания. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ее ближайшего развития и трансформирована в конкретную воспитательную меру.
Принцип закрытости информации предполагает строгое соблюдение этических принципов участниками совещания. Психолого-педагогическая диагностика должна осуществляться в игровой форме, с учетом особенностей возраста, должна быть интересной и доступной ребенку. Постановка диагноза не должна наносить морального ущерба личности. Конкретизация и обнажение противоречий и трудностей развития не должно привести к снижению самооценки ребенка, углубить трения и разрушить взаимоотношения со сверстниками и родителями. Безукоризненно должна соблюдаться тайна психолого-педагогического диагноза. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и пр. не подлежит публичному разглашению и обсуждению, особенно в коллективе сверстников.
Функции консилиума
Диагностическая функция консилиума включает:
• распознавание причин слабого усвоения программного материала, выявление разделов программы, наиболее трудных конкретному воспитаннику;
• распознавание причин и характера отклонений в поведении;
• изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;
• определение потенциальных возможностей и способностей воспитанника.
Реабилитирующая функция консилиума:
• защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные воспитательно-образовательные или семейные условия;
• выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
• выработка рекомендаций по медицинской реабилитации воспитанников;
· семейная реабилитация, смысл которой состоит в повышении статуса ребенка в глазах родителей, повышении его ценности как члена семьи. Здесь же вырабатываются рекомендации для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания, запрещаются или предупреждаются родительские репрессии;
• педагогическая реабилитация направлена на разрушение отрицательного стереотипа воспитанника, сложившегося у воспитателей, выявление и выработка мер по развитию его потенциальных возможностей.
Воспитательная функция консилиума:
• разработка стратегии педагогического воздействия на воспитанников "группы риска";
• интеграция воспитательных воздействий педколлектива, родителей и др. на воспитанника ДОУ; обеспечение преемственности педагогических воздействий.
Состав консилиума.
Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных членов. Постоянные члены присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций.
Постоянные члены.
Руководитель (председатель) консилиума - методист (заведующий) ДОУ:
• организует работу педагогического консилиума;
• обеспечивает систематичность заседаний;
• формирует состав членов для очередного заседания;
• формирует состав воспитанников, обсуждаемых на заседании;
• координирует связи консилиума с другими звеньями воспитательно-образовательного процесса;
• организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
Психолог ДОУ:
• организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
• обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
• формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы;
• формулирует предварительные рекомендации;
• проводит диагностические собеседования с воспитанниками и их родителями.
Логопед ДОУ:
• организует сбор диагностических данных о речевом недоразвитии на
подготовительном этапе;
• обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
• формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы;
• формулирует предварительные рекомендации;
· проводит диагностические собеседования с воспитанниками и их родителями.
Медсестра ДОУ:
· информирует о состоянии здоровья ребенка;
· дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;
· обеспечивает направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума или по мере необходимости)
Воспитатели ДОУ:
• отслеживают успешность усвоения программы данным ребенком;
• анализируют характер "продвижения", обучаемость ребенка;
• анализируют проблемы обучения ребенка;
• формулируют педагогические гипотезы;
• формулируют педагогические выводы, рекомендации.
Музыкальный руководитель:
• организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
• обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
• формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы;
• формулирует предварительные рекомендации;
• проводит диагностические собеседования с воспитанниками и их родителями.
Инструктор по физической культуре:
• организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
• обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
• формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы;
• формулирует предварительные рекомендации;
• проводит диагностические собеседования с воспитанниками и их родителями.
Временные члены.
Приглашаются на заседание ПМПк (по мере необходимости) для повышения эффективности работы и успешности в постановке диагноза и выработке коллективных рекомендаций.
Специалист-консультант:
• уточняет, конкретизирует диагноз, рекомендации;
• выступает в качестве эксперта.
Инспектор отдела опеки над несовершеннолетними:
• дает характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учете;
• консультирует конфликтные случаи;
• выступает в качестве эксперта в конфликтных ситуациях.
Организация работы консилиума.
Заседания консилиума подразделяются на плановые и внеплановые проводятся под руководством председателя.
Периодичность проведения - по мере необходимости, но не менее трех обсуждений каждого ребенка в период учебного года. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвященные воспитанникам одной группы ДОУ. Совещание может быть так же созвано в экстренном порядке.
Организация заседаний проводится в два этапа.
На первом, подготовительном, этапе осуществляется сбор, обобщение диагностических данных, формулируются предварительные выводы и рекомендации. Диагностика проводится каждым специалистом ПМПк с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
На втором, основном этапе, проводится обсуждение по итогам диагностики, вырабатывается коллегиальное заключение, обсуждаются и утверждаются приемы и методы коллективного воздействия на данных воспитанников дошкольного учреждения.