Оптимизация структуры специальностей и квалификаций
В республике подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 15 профилям, включающим 384 специальности I ступени, 319 специальностей II ступени высшего образования и свыше 1000 специализаций. Специальности магистратуры дифференцированы по образовательной программе, нацеленной на формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы («академическая магистратура»), – 193 специальности, а также по образовательной программе, обеспечивающей углубленную подготовку специалистов к инновационной деятельности («практико-ориентированная магистратура»), – 126 специальностей.
2. Структурная оптимизация системы высшего образования
После многолетних дискуссий в 2011 г. был осуществлен переход на двухуровневую структуру высшего образования, понятную для работодателей и востребованную гражданами: І ступень и магистратура. Такой переход актуален не столько потому, что Беларусь с 2002 г. последовательно внедряет инструменты Европейского пространства высшего образования. Он обусловлен современными экономическими и социальными реалиями, когда человеку приходится менять профессии и получать образование на протяжении всей жизни.
У студента появилась возможность выбора индивидуальной образовательной траектории: после І ступени высшего образования он может поступить в магистратуру или начать работать и при желании поступить через несколько лет. При этом появляется возможность учиться в магистратуре любого университета, а значит, получать дополнительные карьерные преимущества на рынке труда.
В 2012 году был введен в образовательный процесс на І ступени высшего образования важный элемент – элективные (выборные) курсы по комплексу социально-гуманитарных дисциплин. Университетам было предоставлено право самостоятельно вводить новые курсы для студентов, а студенты получили право выбора курсов из предложенных университетом дисциплин, кроме этого было увеличение до 50% доли самостоятельной работы. Указанный выше подход был также реализован по всем дисциплинам в образовательных программах магистратуры.
В настоящее время принято концептуальное решение о переходе к модели высшего образования «бакалавриат-магистратура» и выделении программ интегрированной подготовки магистров по ограниченному количеству сложных специальностей.
3. Институциональная оптимизация системы учреждений высшего образования
Учитывая, что наиболее эффективной организационной структурой высшего образования во всем мире является университет, Республика Беларусь на протяжении последних лет последовательно ведет работу по повышению эффективности деятельности университетов, их влияния на социально-экономические процессы, происходящие в обществе.
Сегодня главная задача, которая стоит перед системой учреждений высшего образования – формирование из ведущих университетов точек роста для всей системы высшего образования страны.
Крупные, конкурентоспособные на мировом рынке, инновационные университетские центры, где образование тесно связано с научной деятельностью и производством, где собран сильный и высококлассный профессорско-преподавательский состав, где материально-финансовая база позволяет осуществлять исследования в новых прорывных направлениях, в современных условиях и в перспективе способны успешно реализовать линию модернизации и устойчивого развития национальной высшей школы и превратиться в университеты мирового класса (общемировой номой считается 1 университет на 1 млн. граждан).
Речь, собственно, идет о том, чтобы через механизмы конкурсного финансирования усилить тех, кто готов работать на переднем крае, обеспечивая при этом продвижение к новому качеству и всей системы образования в целом.
4. Изменение финансирования высшего образования
Действующая система финансирования высшей школы, предусматривающая выделение финансовых средств из республиканского бюджета в прямой зависимости от количественного состава студенческого контингента на каждом курсе обучения, не ориентирована на обеспечение качества высшего образования, а ориентирована на сохранение контингента студентов.
Система высшего образования в 2015 г. готова реализовать экспериментальную модель перехода от сегодняшнего сметного к нормативно-подушевому финансированию, которое запускает прозрачный механизм конкуренции УВО за талантливых выпускников школ. Это реально, если на основе независимой системы оценки знаний абитуриентов определяются, с одной стороны, те, кто получает доступ к бюджетным средствам, а с другой − те, кто по уровню своей функциональной грамотности не может получать высшее образование ни в какой форме, несмотря на их готовность платить. Эта финансовая модель требует точно настроенной системы оценки результатов образования. Перспектива централизованного тестирования связана с поэтапным переходом от оценки предметных знаний к оценке компетентностей. В перспективе потребуется создание независимой системы оценки образования, полученного на I
ступени высшего образования, для пропуска к следующим уровням образования − магистратуре и аспирантуре.
5. Расширение доступа к высшему образованию
Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 2014 г. № 130 внесены изменения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени:
− отменен раздельный конкурс для выпускников сельских и городских учреждений образования;
− введена норма, устанавливающая возможность зачисления абитуриентов, не прошедших по конкурсу, на места, оставшиеся после зачисления вакантными;
− предоставлены возможности целевой подготовки по всем специальностям для абитуриентов, независимо от места их проживания и отметок в документе об образовании (ранее ”целевиками“ могли стать лица, проживающие в сельской местности или малых городах, а также на загрязненных территориях и имеющие в документе об образовании отметки не ниже 6 (шести) баллов (по сельскохозяйственным специальностям – не ниже 5 (пяти) баллов) по учебным предметам, соответствующим профильным испытаниям);
− увеличена доля абитуриентов-”целевиков“ в общем показателе цифр приема (в учреждениях высшего образования: по сельскохозяйственным специальностям – до 60 процентов (ранее – 30), по иным специальностям – до 40 процентов (ранее – 30)).
В рамках совершенствования структуры подготовки специалистов с высшим образованием контрольные цифры приема были увеличены на IТ-специальности на 7,2 процента (на 52 бюджетных места), уменьшены на гуманитарные специальности на 8 процентов (на 86 мест), на юридические специальности на 13,2 процента (на 99 мест), на экономические специальности на 16,3 процента (на 182 места).
6. Расширение самостоятельности и ответственности учреждений высшего образования
Повышение самостоятельности университетов и одновременно их ответственности за результаты деятельности − единственное условие реальной академической свободы, понимаемой как развитие и движение вперед, а не бездействие и деградация. В рамках обсужденных предложений на заседании Республиканского Совета ректоров УВО в октябре 2014 г. (г. Барановичи) принято решение о поэтапном расширении прав и ответственности УВО в сфере реализации самостоятельных образовательных программ и в вопросе распределения финансовыми ресурсами УВО.
Детальная регламентация содержания высшего образования, зафиксированная в образовательных стандартах и учебно-программной документации высшего образования в настоящих условиях, сдерживает развитие, национальной высшей школы, так как ограничивает оперативное обновление содержания образования в соответствии с меняющимися условиями. В этих целях принято решение ориентироваться на широкое разнообразие в предоставляемых учреждениями высшего образования образовательных возможностях в зависимости от предсказуемых изменений структуры рынка труда и возможных изменений в структуре видов экономической деятельности и предусмотрены следующие изменения в нормативных правовых актах:
− расширение прав и ответственности учреждений высшего образования при разработке и корректировке элементов научно-методического обеспечения образования;
− замену направлений специальностей и специализаций правом учреждения высшего образования самостоятельно определять в рамках специальности направление подготовки в данном учреждении образования, которое обеспечивается компонентом содержания образовательной программы высшего образования, разрабатываемым самим учреждением образования;
− увеличение до 50 % компонента содержания образовательной программы высшего образования, разрабатываемого самим учреждением образования;
− отказ от детализации государственного компонента в образовательных стандартах (перечень обязательных дисциплин и их объемы, подробное содержание дисциплин).