Гендерные проблемы в современном обществе
Сейчас только 30% от всех зарегистрированных компаний в мире принадлежат женщинам. Аналитики Всемирного банка приводят список проблем, которые мешают развитию женского бизнеса. Из-за некорректной работы финансовых институтов такие предприятия не могут получать достаточное финансирование для реализации своих проектов. Ситуацию также осложняют деловые условия и закрытость деловой среды.
На саммите «Большой двадцатки» было объявлено о реализации программы, в рамках которой женщины получат более миллиарда долларов на создание собственного бизнеса. Всемирный банк также надеется, что в результате таких инициатив женщины получат доступ к миру финансов, рынков и необходимых инструментов для успешной работы. Первые 325 млн из этой суммы вложат страны-доноры: это — в первую очередь, США, Германия, Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. https://news.rambler.ru/business/37351064-vsemirnyy-bank-i-tramp-znayut-kak-pomoch-zhenschinam/
Гендерные проблемы на рынке труда. http://www.forbes.ru/tehnologii/349043-seksizm-ili-professionalizm-sotrudnik-google-postavil-ves-mir-v-neudobnoe
Трудовой конфликт в «Аэрофлоте»: стюардессы заявили о дискриминации по гендерному признаку.
http://www.kommersant.ru/doc/3274999?utm_source=kommersant&utm_medium=all_levo&utm_campaign=vybor
В современном обществе широко распространена концепция человеческого капитала. Образование – ключевая составляющая человеческого капитала.
Международная статистика свидетельствует о том, что страны с более высоким уровнем образования, как правило, экономически успешнее. За 1990–2000-е гг. число студентов в России увеличилось в 2,6 раза – с 2,8 млн до 7,4 млн; оно удвоилось у мужчин и утроилось у женщин. Это был настоящий образовательный бум! В итоге экономика страны получила значительный образовательный дивиденд. Другое дело, как этот дивиденд был использован. Какие обстоятельства обеспечили бум в высшем образовании, наблюдавшийся в последние 25 лет? Они лежат как на стороне спроса со стороны домохозяйств, так и на стороне предложения соответствующих услуг со стороны образовательных учреждений.
На стороне спроса это рост отдачи на высшее образование в результате отказа от централизованного регулирования заработков. Кроме того, это структурный сдвиг в пользу сектора услуг, который сопровождался созданием множества новых организаций и новых рабочих мест.
На стороне предложения это такие институциональные преобразования, которые позволили быстро наращивать число принимаемых студентов. Среди них – увеличение числа учебных заведений, включая появление частных, а также наращивание платного обучения. Система стала более гибкой, что позволило ей оперативно реагировать на динамику спроса, хотя и зачастую за счет качества.
Следствием этих процессов стало быстрое увеличение доли работников с высшим образованием. В конце 1980-х гг. согласно переписи населения 1989 г. примерно 16% всех занятых имели высшее образование, к началу 2000-х эта пропорция дошла до 26%, а сегодня примерно 37% всех занятых имеют оконченное или неоконченное высшее образование. Картина образовательного бума будет неполной без упоминания среднего специального образования, которое также считается третичным. Доля его обладателей среди занятых также сильно выросла – с 24 до 36%.
Но низкоквалифицированные рабочие места существовать вовсе не перестали и в ближайшей перспективе вряд ли исчезнут. Более того, быстро растущая научная литература про усиливающуюся поляризацию рабочих мест (как следствие автоматизации) нас предупреждает об обратном. Значит, встанет вопрос о том, кто будет делать малоквалифицированную, малопрестижную и малоинтересную работу. На поверхности лежат два возможных ответа на этот вопрос, но ни один из них не вызывает большого оптимизма. Первый – привлекать больше малоквалифицированных работников-мигрантов. Второй – пытаться привлечь более образованных отечественных работников, для этого сильно завышая оплату их труда. Оба решения имеют свою немалую цену.
В целом в России сверхвысокая пропорция лиц, имеющих дипломы «техникумов» (если пользоваться старой терминологией). Однако и по доле лиц с высшим образованием Россия оказывается на достаточно высоком месте, входя в первую двадцатку стран-лидеров.
Возникают два взаимосвязанных вопроса: что нам принес этот бум и чего от него можно ожидать в будущем?
Если мы возьмем работников в возрасте 25–64 лет с третичным образованием и разместим их между «хорошими» и «плохими» рабочими местами, то в России разрыв будет 40% в начале 2000-х гг. и примерно 30% сейчас. Это означает, что около 30% выпускников вузов и «техникумов» трудятся на рабочих местах, где полученное ими образование не требуется. В странах ОЭСР в среднем этот разрыв меньше – 20%, но в Канаде, Испании или США он примерно такой же, как у нас. Однако если мы исключим выпускников «техникумов» из числа обладателей третичного образования, то доля сверхобразованных опустится даже ниже среднего показателя для стран ОЭСР! В общем, признаков того, что проблема избыточной образованности в 2000–2015 гг. обострилась, мы (во всяком случае пока) не видим. Нет никаких оснований говорить, что получение высокого образования себя не оправдывает: вложения в него – выгодная инвестиционная стратегия, так что стремление молодежи к поступлению в вузы объяснимо и рационально. В среднем это дает существенный выигрыш в заработках, резко снижает риск безработицы, позволяет получить высокий профессиональный статус.
В 2015 г. примерно 40% работающих мужчин и 57% женщин в возрасте 25–29 лет имели высшее (оконченное или неоконченное) образование – такой уровень охвата задает базовый перспективный сценарий. Однако убежденности в том, что в последующих когортах он не увеличится, у нас нет. Предположим, что по альтернативному сценарию он вырастет еще на 5 п. п. Тогда, согласно нашим расчетам, численность работников с высшим образованием увеличится с сегодняшних 27 млн до 29,5–31 млн человек (по базовому и альтернативному сценариям) в 2030 г. С учетом ожидаемого сокращения численности занятых это означает увеличение доли работников с высшим образованием с текущих 37 до 43–45%.
Чтобы прирост предложения человеческого капитала соответствовал приросту спроса на него, необходимо соответствующее продвижение нашей страны по шкале душевого ВВП или производительности. Если движение по первой оси (оси образовательного роста) представляется почти неизбежным, то по второй – отнюдь не гарантировано. Скорее всего, в ближайшие 15 лет Россия останется среди стран второго эшелона по эффективности экономики, удерживая лидерские позиции по доле работников с третичным образованием. В этом случае разрыв между предложением и спросом опять начнет увеличиваться не в пользу последнего.
Для того чтобы спрос на квалифицированный труд не отставал, нужно массовое создание высококвалифицированных рабочих мест, для чего необходимы инвестиции, технологические и институциональные инновации и дружественный бизнес-климат. Пока со всеми этими ингредиентами успеха дело обстоит совсем не блестяще. Ожидаемые в перспективе темпы роста экономики оптимизма не добавляют.
Наиболее вероятный долгосрочный сценарий заключается в том, что мы будем двигаться к такой структуре занятости, в которой есть ограниченный набор «хороших» рабочих мест для самых высококвалифицированных работников. Все остальные работники независимо от их формального образования будут делить между собой «плохие» – низкоквалифицированные и малооплачиваемые – рабочие места. На таких рабочих местах развитый человеческий капитал не относится к числу обязательных условий. Подобный сегментированный рынок труда способен породить в будущем множество серьезных социальных, политических и экономических проблем.
Что такое синдром престижного вуза и как он вредит студентам - https://mel.fm/blog/yevgeniya-likhovtseva/1462-chto-takoye-sindrom-prestizhnogo-vuza-i-kak-on-vredit-studentam
Снижение затрат на образование и здравоохранение –http://www.rbc.ru/economics/08/09/2017/59b26ccc9a79479fba5c612c
Россия несет значительные потери человеческого капитала. Это связано с тем, что в России доля так называемых неуспешных (люди, которые вносят нулевой и негативный вклад в ВВП) составляет 25–28%. Для сравнения: в странах Европы доля таких людей всего 6–10%, а в Финляндии вообще 5–7%, заключил Кузьминов.Еще одна проблема, которую обозначил эксперт, — перестройка рынка труда. «В ближайшее время уйдут профессии, которые сейчас составляют до 10% рынка труда. Поэтому нам нужна более гибкая система профессионального образования, плавно переходящая в систему дополнительного образования взрослых. Россия в этом плане аутсайдер. У нас показатель обучения взрослых допобразованию — 15%, в Швеции — 65%, в Германии — 42%», — заявил он. Справиться с этими вызовами нельзя без новых бюджетных вложений и инвестиций
О том, что Россия мало тратит на развитие человеческого капитала, в пользу расходов на оборону и безопасность, указывал и Алексей Кудрин в своей недавней статье «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики», опубликованной в сентябрьском номере журнала «Вопросы экономики». В ней говорилось о необходимости наращивать расходы на здравоохранение и образование по сравнению с нынешним уровнем на 0,8 п.п. ВВП и 1 п.п. ВВП соответственно.
Следствием снижения бюджетных расходов на социальную сферу являются такие предложения - Министерство здравоохранения и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предложили лишить бесплатных полисов ОМС безработных и самозанятых россиян. Это следует из доклада Минздрава «Об итогах работы Министерства здравоохранения РФ в 2016 году и задачах на 2017 год». В Минздраве разъяснили, что сегодня в соответствии с законодательством РФ страховые взносы на ОМС работающих застрахованных граждан уплачивает работодатель, а за неработающих застрахованных лиц (дети, пенсионеры, зарегистрированные безработные, студенты) взносы вносят субъекты РФ за счет своих бюджетных средств. Но есть категория лиц трудоспособного возраста, занимающихся трудовой деятельностью без оформления договоров. Они имеют доход, но в социальные фонды при этом ничего не платят. Бесплатным предлагается оставить только вызов «скорой помощи».
При этом вызов «скорой» стоит от 2 тыс. до 6 тыс. рублей в зависимости от региона, а один амбулаторный визит к терапевту по полису ОМС в среднем обходится в 200 рублей. Эксперты опасаются, что изменения приведут к дополнительной нагрузке на «скорую», что может помешать помогать тем, кто действительно нуждается в экстренной помощи. Сейчас в ОМС застрахованы 146,5 млн человек. Из них, по различным экспертным оценкам, не платят взносы в социальные фонды порядка 8–12 млн граждан, сказали в Минздраве. В год за одного человека в Фонд ОМС государство вносит 30 тыс. рублей.
Согласно предложению ФОМС, самозанятым и безработным не будет полагаться бесплатный медицинский полис, но права на получение их не лишат, а предложат приобрести его за 20 тыс. руб. Директор Национального института медицинского права Юлия Павлова отметила, что законопроект Минздрава согласуется со ст. 41 Конституции РФ об охране здоровья и праве на медицинскую помощь.
— В статье отмечается, что медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. То есть сюда входят и отчисления работодателя — 2,8% от заработной платы сотрудника и собственные средства. А сейчас получается, что работающая часть населения платит за безработных, — пояснила Юлия Павлова.
В 2016 году страховую деятельность в системе обязательного медицинского страхования осуществляли 52 страховые медицинские организации. Помощь по ОМС оказывается в 8,5 тыс. медицинских организаций.
Система образования и рынок труда.
13 июля 2017 г. Работодатели больше удовлетворены практическими навыками выпускников средне-специальных учебных заведений, чем умениями молодых специалистов с высшим образованием. Такие данные исследования "Оценка удовлетворенности работодателей системой кадрового обеспечения региона" привела руководитель департамента кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив (АСИ) Юлия Ханьжина.
"По оценке практических навыков у нас процент удовлетворенности в системе среднего профессионального образования выше, чем в системе высшего профессионального образования", - отметила Ханьжина в ходе выставки "Иннопром-2017".
Согласно исследованию, в котором приняли участие 72 региона страны, 42% работодателей удовлетворяют практические навыки выпускников ссузов, в то время как недавними вузовскими выпускниками довольны только 29% компаний. При этом теоретические навыки молодых работников оцениваются примерно на одном уровне - 62% (ссузы) и 60% (вузы). Для того чтобы сделать из начинающих работников полноценных специалистов, работодателям приходится тратить от шести месяцев до года.
Исследование "Оценка удовлетворенности работодателей системой кадрового обеспечения региона" проводилось в 20 пилотных регионах страны, где реализуется проект "Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста", еще 52 региона самостоятельно участвовали через Государственную информационную систему промышленности. Опрос, который проводился в мае-июне 2017 года, включал в себя 47 вопросов.
Международная промышленная выставка "Иннопром" проходит в Екатеринбурге с 10 по 13 июля, ее тема в этом году - "Умное производство", партнером выставки является Япония. "Иннопром" проводится ежегодно с 2010 года, в 2012 году правительство России присвоило выставке федеральный статус. Организатор "Иннопрома" - Министерство промышленности и торговли РФ. Генеральный информационный партнер выставки и оператор пресс-центра - информационное агентство ТАСС.
13 июля 2017 г. Работодатели больше удовлетворены практическими навыками выпускников средне-специальных учебных заведений, чем умениями молодых специалистов с высшим образованием. Такие данные исследования "Оценка удовлетворенности работодателей системой кадрового обеспечения региона" привела руководитель департамента кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив (АСИ) Юлия Ханьжина.
"По оценке практических навыков у нас процент удовлетворенности в системе среднего профессионального образования выше, чем в системе высшего профессионального образования", - отметила Ханьжина в ходе выставки "Иннопром-2017".
Согласно исследованию, в котором приняли участие 72 региона страны, 42% работодателей удовлетворяют практические навыки выпускников ссузов, в то время как недавними вузовскими выпускниками довольны только 29% компаний. При этом теоретические навыки молодых работников оцениваются примерно на одном уровне - 62% (ссузы) и 60% (вузы). Для того чтобы сделать из начинающих работников полноценных специалистов, работодателям приходится тратить от шести месяцев до года.
Исследование "Оценка удовлетворенности работодателей системой кадрового обеспечения региона" проводилось в 20 пилотных регионах страны, где реализуется проект "Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста", еще 52 региона самостоятельно участвовали через Государственную информационную систему промышленности. Опрос, который проводился в мае-июне 2017 года, включал в себя 47 вопросов.
Международная промышленная выставка "Иннопром" проходит в Екатеринбурге с 10 по 13 июля, ее тема в этом году - "Умное производство", партнером выставки является Япония. "Иннопром" проводится ежегодно с 2010 года, в 2012 году правительство России присвоило выставке федеральный статус. Организатор "Иннопрома" - Министерство промышленности и торговли РФ. Генеральный информационный партнер выставки и оператор пресс-центра - информационное агентство ТАСС.
http://tass.ru/obschestvo/4412179
Больше половины выпускников 9-х классов решили уйти из школы- http://www.rbc.ru/society/28/08/2017/59a3fb349a794722aadeab06?from=newsfeed
В 2017 году больше половины школьников после окончания девятых классов и сдачи ГИА решили продолжить обучение в техникумах и колледжах. В 2016 году так поступила только половина школьников.
В 2017 году 59% школьников, завершивших девятые классы и сдавших ГИА, ушли из школы и «выбрали продолжение обучения в средне-профессиональных заведениях с избранием рабочих специальностей, что очень важно», сказала Васильева (цитата по «Интерфаксу»). Тенденция с ростом числа желающих обучаться в колледжах связана в первую очередь с высоким спросом на специалистов рабочих профессий, который формирует сегодня рынок труда, отметила в разговоре с РБК первый зампред комиссии Общественной палаты России по развитию образования и науки Людмила Дудова.
В 2017 году ЕГЭ сдавали более 700 тыс. школьников, причем стало меньше тех, кто не преодолел минимального порога баллов. По словам Кравцова, по русскому языку и математике число тех, кто остался без аттестатов, снизилось в 1,5 раза. Минобрнауки планирует в будущем усложнять ЕГЭ, добавив новые обязательные предметы — английский, историю и географию.
Главное о России. Социология. https://iq.hse.ru/news/208609769.html
На соцподдержку в России приходится около 14% ВВП и 30% консолидированного российского бюджета. Поддержка охватывает около 300 категорий получателей, на которых распространяются порядка 800 мер поддержки только на федеральном уровне. В каждом регионе еще около 100 мер не представляют собой целостной системы. Даже наиболее адресные (0,4% ВВП) меры не достигают цели – они не предназначены самым бедным. Потраченный из бюджета рубль соцподдержки сокращает дефицит бедных семей всего на 0.11 руб., а адресные бюджетные меры – на 0,28 руб. Нужна перезагрузка системы соцпомощи.
На федеральном уровне соцпомощь выделяется множеству категорий получателей не по критерию нуждаемости, а «за особые заслуги», «за особые условия труда (службы)» и т. д. Это советское наследие. На региональном уровне самые многочисленные получатели льгот – «ветераны труда» и «сельские специалисты». В регионах есть и индивидуальная соцпомощь – типа надбавки к пенсии вдове прокурора. Оценка региональных прожиточных минимумов имеет не экономический, а административный характер. Устарел и порядок предоставления льгот, основанный не на компенсации расходов получателя льготы, а на субсидировании цен (тарифов) на услуги. Бедные составляют абсолютное меньшинство получателей всех льгот, включая адресные.
Российские семьи в среднем тратят на питание втрое, а на одежду – вдвое больше, чем домохозяйства Западной Европы.