Конструирование деталей и узлов редуктора
Конструирование деталей и узлов редуктора
Учебное пособие
к выполнению курсового проекта по дисциплине
«Детали машин»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Транспорт»
профилизации «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»
Екатеринбург
РГППУ
Конструирование деталей и узлов редуктора. Учебное пособие к выполнению курсового проекта по дисциплине «Детали машин». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 41 с.
Автор: | канд. техн. наук, доцент | Н.Н. Эльяш |
Одобрено на заседании кафедры автомобилей и подъемно-транспортных машин. Протокол от __._____.___ г. № ___.
Заведующий кафедрой автомобилей и подъемно-транспортных машин | В.П. Лялин |
Рекомендовано к печати научно-методической комиссией института инженерно-педагогического образования РГППУ.
Протокол от ___._______._____ г. № ___.
Председатель научно-методической комиссии института ИПО | А.О. Прокубовская | ||||
Зам. директора научной библиотеки | Е.Н. Билева | ||||
© | ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 | ||||
© | Эльяш Н.Н., 2016 | ||||
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1. | ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН……………… | |
2. | ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА И ВАЛЫ………………………………………………….. 2.1. Конструирование вала-шестерни……………………………………………. 2.2. Конструирование выходного вала……………………………………………. 2.3.Конструирование зубчатого колеса……………………………………………. 2.3.1. Прямозубые и косозубые цилиндрические колеса………………………… 2.3.2.Шевронные колеса…………………………………………………………… | |
3. | РАЗРАБОТКА КОМПОНОВОЧНОГО ЧЕРТЕЖА РЕДУКТОРА…………….. 3.1. Выбор подшипников. Определение расстояния между опорами. Эскизная компоновка редуктора……………………………………………………………. 3.2. Конструирование сборочных узлов редуктора……………………………… | |
4. | ПРОВЕРКА ПОДШИПНИКОВ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ……………………… 4.1. Определение реакций в опорах. ……………………………………………… 4.2. Расчетная долговечность подшипников…………………………………….. | |
5. | ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ И СОЕДИНЕНИЙ………………………. 5.1. Построение эпюр крутящих и изгибающих моментов. Определение эквивалентного момента....……………………………………………………… 5.2. Проверочный расчет вала по опасным сечениям……………………………. 5.3. Проверка шпоночных соединений на смятие ……………………………… | |
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………… | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Общие принципы конструирования деталей машин
При изучении дисциплины «Детали машин и основы конструирования» рассматриваются вопросы выбора материала, способа термообработки, геометрии деталей и точности их изготовления. Конструирование – это процесс создания чертежей механизма или машины на основе проектных и проверочных расчетов. В процессе выполнения расчета деталей рассматривают различные варианты с целью получения оптимальной конструкции с учетом требований экономичности, надежности, технологичности их изготовления. На первом этапе производят проектный расчет, который позволяет определить основные размеры деталей. Проверочный расчет выполняется после окончательного конструирования деталей, с учетом их формы и размеров. Проверочный расчет позволяет определить ресурс работы деталей, выполнить проверку на прочность по допускаемым напряжениям в реальных условиях эксплуатации.
Деталью называют часть машины, изготовленную без применения сборочных операций.
Узлом называют сборочную единицу, состоящую из деталей, имеющих общее функциональное назначение (вал в сборе с подшипниками, вал с зубчатым колесом, муфты, подшипники, и т.д.).
При расчетах и конструировании строго должны соблюдаться стандарты. Это обеспечивает взаимозаменяемость деталей и узлов в машине, облегчает ремонт; кроме того, стандартные детали изготавливаются на специализированных заводах, что повышает их качество и снижает стоимость[4 c. 4-7; с.12].
При выполнении курсового проекта студент выполняет расчет деталей и узлов редуктора; графическая часть состоит из конструирования валов, зубчатых колес или сборочных узлов и может быть выполнена по одному из
4-х вариантов, примеры которых даны в приложении. В зависимости от полученных в результате расчетов размеров деталей чертежи могут быть представлены на листах формата А4 или А3 в масштабе 1:1 или 1:2 и подшиты к расчетно-пояснительной записке. Компоновочный чертеж на миллиметровой бумаге выполняется во всех случаях и в обязательном виде подшивается к расчетно-пояснительной записке.
В соответствии с правилами оформления чертежей на каждом листе должна быть выполнена основная надпись по ГОСТ 2.104-68.
Зубчатые колеса и валы
ЛИТЕРАТУРА
1. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высш.шк., 2006. - 416 с.
2. Курсовое проектирование деталей машин /С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. – М.: Машиностроение, 2005. – 416 с.: ил.
3. http://www.metiz-krepej.ru – Конструирование зубчатого колеса.
4. Детали машин: Учебник/ Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина. В.К. Житков.-7-е изд., перераб. и доп.-М.:Высш.шк., 2007.– 407 с.: ил.
5. Н.Г. Новгородова. Курсовое проектирование по дисциплине «Детали машин»:учебное пособие / Н.Г. Новгородова. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та, 2011. - 445 с.
6. Техническая механика: Учеб.для техникумов / Эрдеди А.А. и др.- 2-е изд. перераб.- М., Высш.школа, 1991.- 446 с.,ил.
7. Ицкович Г.М. Сопротивление материалов. Учеб.для сред.спец.учеб.заведений.-9-е изд., стер.- М.Высш.шк.,2001.-368 с.: ил.
8. Олофинская В.П. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания. Учеб.пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРВ-М. 2006.- 208с. (Професстональное образование)
9. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов: Учеб.для вузов.-14-е изд., исправл.- М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана,2007.-592 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Примеры выполнения графической части курсового проекта (фрагмент)
Приложение 1
Сборочный узел входного вала-шестерни [5].
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Поз. | Обозначение | Наименование | Кол. | Примечание |
1 | (№ чертежа) | Вал-шестерня | 1 | |
2 | (№ чертежа) | Крышка сквозная | 1 | |
3 | Манжета ГОСТ 8752-70 | 1 | ||
4 | Винт ГОСТ1491-80 | 8 | ||
5 | (№ чертежа) | Кольцо регулировочное | 2 | |
6 | Подшипник ГОСТ 8338-75 | 2 | ||
7 | Кольцо уплотнительное | 2 | ||
8 | (№ чертежа) | Крышка глухая | 1 | |
9 | Набор прокладок | 2 | ||
Приложение 2
Сборочный узел выходного вала
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Поз. | Обозначение | Наименование | Кол. | Примечание |
1 | (№ чертежа) | Вал | 1 | |
2 | (№ чертежа) | Зубчатое колесо | 1 | |
3 | Шпонка призматическая ГОСТ 23360-78 | 1 | ||
4 | Подшипник ГОСТ 8338-75 | 2 | ||
5 | (№ чертежа) | Втулка дистанционная | 1 | |
6 | (№ чертежа) | Крышка глухая | 1 | |
7 | (№ чертежа) | Крышка сквозная | 1 | |
8 | Винт ГОСТ1491-80 | 8 | ||
9 | Кольцо регулировочное | 2 | ||
10 | Манжета | 1 | ||
11 | Набор прокладок | 2 |
Приложение 3
Сборочный чертеж одноступенчатого редуктора[3]
Приложение 4
Образец оформления титульного листа курсового проекта
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт инженерно-педагогического образования Кафедра автомобилей и подъемно-транспортных машин ПРИВОД К ЦЕПНОМУ ТРАНСПОРТЕРУ Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Детали машин» Выполнил : студент гр. ПМ-302 Иванов Н. М. Руководитель Доцент, к.т.н. Эльяш Н.Н. Екатеринбург |
Конструирование деталей и узлов редуктора
Учебное пособие
к выполнению курсового проекта по дисциплине
«Детали машин»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Транспорт»
профилизации «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»
Екатеринбург
РГППУ
Конструирование деталей и узлов редуктора. Учебное пособие к выполнению курсового проекта по дисциплине «Детали машин». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 41 с.
Автор: | канд. техн. наук, доцент | Н.Н. Эльяш |
Одобрено на заседании кафедры автомобилей и подъемно-транспортных машин. Протокол от __._____.___ г. № ___.
Заведующий кафедрой автомобилей и подъемно-транспортных машин | В.П. Лялин |
Рекомендовано к печати научно-методической комиссией института инженерно-педагогического образования РГППУ.
Протокол от ___._______._____ г. № ___.
Председатель научно-методической комиссии института ИПО | А.О. Прокубовская | ||||
Зам. директора научной библиотеки | Е.Н. Билева | ||||
© | ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 | ||||
© | Эльяш Н.Н., 2016 | ||||
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1. | ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН……………… | |
2. | ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА И ВАЛЫ………………………………………………….. 2.1. Конструирование вала-шестерни……………………………………………. 2.2. Конструирование выходного вала……………………………………………. 2.3.Конструирование зубчатого колеса……………………………………………. 2.3.1. Прямозубые и косозубые цилиндрические колеса………………………… 2.3.2.Шевронные колеса…………………………………………………………… | |
3. | РАЗРАБОТКА КОМПОНОВОЧНОГО ЧЕРТЕЖА РЕДУКТОРА…………….. 3.1. Выбор подшипников. Определение расстояния между опорами. Эскизная компоновка редуктора……………………………………………………………. 3.2. Конструирование сборочных узлов редуктора……………………………… | |
4. | ПРОВЕРКА ПОДШИПНИКОВ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ……………………… 4.1. Определение реакций в опорах. ……………………………………………… 4.2. Расчетная долговечность подшипников…………………………………….. | |
5. | ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ И СОЕДИНЕНИЙ………………………. 5.1. Построение эпюр крутящих и изгибающих моментов. Определение эквивалентного момента....……………………………………………………… 5.2. Проверочный расчет вала по опасным сечениям……………………………. 5.3. Проверка шпоночных соединений на смятие ……………………………… | |
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………… | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ |