Метод анализа безубыточности.
Этот метод сводится к определению точки безубыточности производства – т.е. такого объема продукции, при реализации которого достигается нулевой результат: предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков.
Английское название анализа безубыточности - CVP-анализ (cost - volume - profit, то есть «затраты - выпуск - прибыль») или Break - even - point (точка прерывания, точка безубыточности в данном случае).
Обязательное условие расчетов при анализе безубыточности - разделение затрат на переменные и постоянные. Для определения точки безубыточности применяют такие методы, как:
− математический;
− метод маржинального дохода;
− графический.
Математически точка безубыточности определяется следующими формулами:
1) в денежном выражении
Тбд = В*Зпост/(В - Зпер)
2) в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):
Тбн = Зпост / (Ц - ЗСпер), где
В | — | выручка от продаж; |
Зпер | — | переменные затраты. VC – переменные затраты (variable cost); |
Зпост | — | постоянные затраты. FC – постоянные затраты (fixed costs); |
ЗСпер | — | средние переменные затраты (на единицу продукции); |
Тбд | — | точка безубыточности в денежном выражении; |
Тбн | — | точка безубыточности в натуральном выражении. |
Принято следующее обозначение затрат:
TC - total costs, общие затраты (на весь объем продукции).
VC – variable costs, переменные затраты.
FC – fixed costs, постоянные затраты .
AC - average costs, средние затраты (на единицу продукции).
TVC – общие переменные затраты.
AFC – средние постоянные затраты.
TC = TFC + TVC
AC = AFC + AVC
AC = TC / Q
В – выручка
В = P × Q
Где Р – цены,
Q – объем продаж.
Определение точки безубыточности с использованием маржинального дохода представляет собой альтернативу математическому методу. Точка безубыточности будет достигнута в том случае, когда предприятие получит доход, достаточный для покрытия постоянных затрат (см. схему директ-костинга).
Формула точки безубыточности выводится следующим образом:
1) Выручка – Переменные затраты = Маржинальный доход.
2) Суммарный маржинальный доход - Суммарные постоянные затраты = Прибыль.
3) Так как в точке безубыточности прибыли нет, то:
Маржинальный доход на единицу продукции * объем реализации = суммарные постоянные затраты.
4) Таким образом, формула для расчета точки безубыточности (Тб) с использованием метода маржинального дохода будет иметь следующий вид:
Тб = Суммарные постоянные затраты / Маржинальный доход на единицу продукции.
Графически точка безубыточности находится на пересечении кривой общих затрат и выручки (рис. 4.7).
Модель ценообразования выглядит следующим образом:
Ц = Общие расходы на единицу =
= Переменные расходы на единицу + Постоянные расходы на единицу
График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненное преимущество этого метода заключается в том, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.
Существенный недостаток рассматриваемого метода состоит в том, что установление цены зависит от эластичности спроса по ценам, а график безубыточности этого не отражает. Поэтому фирма должна проанализировать все возможные варианты установления цены, прежде чем принять окончательное решение.
Целевая прибыль определяется путём надбавки к цене после определения точки безубыточности (рис. 4.7).
4.6. Параметрические методы ценообразования.
Параметрические методы целесообразно использовать на потребительском рынке, реализующем широко дифференцированные взаимозаменяемые товары.
Метод удельной цены.
Метод применяется для определения и анализа цен товаров, которые могут быть достаточно точно охарактеризованы одним из основных качественных параметров. Таким параметром может быть:
− производительность;
− мощность;
− содержание полезного компонента в веществе;
− емкость и т.д.
Эти показатели выражают полезность (потребительскую стоимость) продукции, определяют общий уровень цены изделия. Данный метод часто используется для определения цен в машиностроении, на ранних стадиях проектирования и конструирования новой продукции.
Параметрический ряд - это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.
Данный метод предполагает следующую зависимость:
где:
Цб / Цн - цена базисного / нового изделия;
Пб / Пн – величина параметра базисного / нового изделия;
Отношение Цб/Пб называется удельной ценой – это цена, приходящаяся на единицу параметра изделия.
Формула цены нового изделия выводится из указанной пропорции:
Цн = Цб × Пн / Пб.
Обычно цена, рассчитанная по данной формуле, служит верхним уровнем цены, т.к. принимая решение о цене нового товара, фирма стремится выиграть борьбу за рынок у конкурентов в результате относительного снижения цены на единицу главного параметра новой продукции по сравнению с базовой. Соотношение между удельной ценой нового товара и товара аналога называется коэффициентом торможения. Это понижающий коэффициент, используемый фирмой, чтобы сделать приобретение нового товара более выгодным, чем приобретение товара аналога.
Расчет цены с использованием метода удельной цены осуществляется в несколько этапов.
1. Выбор и обоснование основного показателя изделия, характеризующего его потребительские свойства и определяющего цену изделия. Иногда возможно формировать совокупный (комплексный) показатель из нескольких конкретных показателей. К примеру, при обосновании цены на алкогольные напитки можно использовать показатель «грамм-градус».
2. Выбор стоимостного показателя, по которому и будет определяться удельное значение. Как правило, в качестве стоимостного показателя выступает цена. Однако при необходимости можно рассчитывать и удельную себестоимость, и удельные затраты на конкретные элементы расходов.
3. Выбор наиболее близкого по параметрическому ряду базового изделия. Иногда для определения удельной цены используются данные по нескольким базовым товарам.
4. Расчет удельной цены (или иного стоимостного показателя) по базовому изделию (или нескольким базовым изделиям).
5. На основе полученной удельной цены и основного количественного значения показателя нового изделия определяется расчетная оптовая цена изготовителя.
Расчет определения цены по данному методу прост и применяется для:
− обоснования цен на новую продукцию, входящую в параметрический ряд;
− обоснования цен на стадии ее технического проектирования;
− анализа действующих цен на изделия параметрического ряда и т.д.
Недостаток метода в целом состоит в том, что в расчет принимается один качественный параметр. Основная же масса товаров, особенно сложные виды, характеризуется целым комплексом технико-экономических параметров. Устранить этот недостаток можно с помощью баллового метода ценообразования.
2) Балловый метод - один из наиболее распространенных эконометрических методов. На основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Применяется, когда цена зависит от многих параметров качества, которые не поддаются количественному измерению (удобство изделия, техническая новизна, эстетичность, дизайн, экологичность, противопожарность, соответствие моде, органолептические свойства: запах, вкус, цвет). Отсюда его распространенность в пищевой, парфюмерной и легкой промышленности.
Определение цены с помощью баллового метода определяется в четыре этапа.
1. На первом этапе тщательно отбираются основные технико-экономические параметры. Они могут быть разными в зависимости от сферы использования данного изделия. Если, например, бытовой электроприбор используется на производстве, то цена на него будет определяться мощностью и надежностью в эксплуатации. При продаже этого изделия в розничной торговой сети населению значение также приобретает дизайнерское исполнение.
2. Начисление баллов по каждому выбранному параметру. Это делается экспертным путем. В качестве экспертов должны выступать не только представители производителя, но и эксперты основных потребителей.
3. Интегральная (общая) оценка изделия. В случаях, когда все параметры продукции считаются равнозначными по удельному весу, то полученные баллы просто складываются. Если отобранные параметры не равнозначны для потребителя, устанавливаются коэффициенты весомости (значимости) отдельных параметров. Оценки, выставляемые по каждому показателю качества, корректируются на соответствующий коэффициент весомости. Полученные баллы суммируются по каждому изделию.
4) На заключительном, четвертом этапе, рассчитываются сами цены.
Сначала определяется средняя оценка (цена) одного балла:
,
где
- цена одного балла;
Pb - цена базового изделия-эталона;
- балловая оценка i-го параметра базового изделия;
Vi - весомость параметра.
Коэффициент весомости Vi по формуле:
= ,
где
Mi – количество баллов, относящихся к данному параметру;
∑Mi – общее количество баллов, относящихся к объекту в целом (ко всем параметрам объекта, входящим в его структуру).
При этом сумма всех весов должна ровняться единице.
Далее определяется цена нового изделия:
,
где
Mni - балловая оценка i-го параметра нового изделия;
- весомость i-го параметра нового изделия.
Следует отметить субъективность определения количества баллов и значимости параметра; кроме того, при большом количестве параметров веса принимают значения, близкие к нулю, что нивелирует влияние различных параметров на цену.
Корреляционный метод.
Наиболее распространенным параметрическим методом ценообразования является корреляционный метод, предполагающий нахождение взаимосвязи цен с величиной основных технико-экономических и потребительских параметров изделия. Т.е. данный метод позволяет выявить зависимость цены от множества факторов, т. е. более обоснованно подходить к определению ее уровня.Цены изделия являются функцией от параметров: где Ц - цена изделия,Х1, Х2, Х3 …, Хn - набор технико-экономических и потребительских параметров изделия.Количественная зависимость находится на основе метода регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное, степенное, параболическое и т.д.Линейное уравнение: | у = а0 + ∑ аi xi; |
Степенное уравнение[c]: | у = а0 +П ni xi; |
Параболическое уравнение: | у = а0 + ∑ аi xi + ∑ bi x2i, |
Общим недостатком всех трех перечисленных эконометрических методов является допущение, что цена зависит только от свойств товара, и не учитывается тот факт, что фирмы-конкуренты устанавливают цены на свой товар не только на основе его качественных характеристик, они также могут повышать или снижать цену, руководствуясь своей ценовой политикой.
Агрегатный метод.
Агрегатный метод применяется при определении цен на сложные, многофункциональные изделия, оборудование, которые, как правило, представлены базовой моделью и определенным количеством отдельных блоков, узлов, конструктивных деталей и т.д. Он заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости новых деталей и нормативной прибыли.Формула расчета цены изделия (Цн ) агрегатным методом следующая:Цн = Цб + ∑Ца,где Цб - цена базовой комплектации;∑Ца - сумма цен отдельных агрегатов, дополняющих базовую модель изделия.В качестве цен отдельных агрегатов, дополняющих базовую модель изделия, могут приниматься действующие цены на такие агрегаты. Возможно и самостоятельное определение цен на агрегаты с использованием различных методов ценообразования. В настоящее время этот метод используется в авиастроении, автомобильной промышленности, других отраслях машиностроения и приборостроения, в строительстве и др. отраслях народного хозяйства.Цены на изделия с дополнительной комплектацией с одинаковым успехом могут определять изготовители и потребители, так как информация о ценах на базовые модели и дополнительные агрегаты, как правило, доступна не только изготовителю, но и потребителю. 4.7. Рыночные методы ценообразования.