Глава 1. астрономия, ее значение и связь с другими науками
Виды учебной деятельности: Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние | |
1. | Что изучает астрономия. | ||||
2. | Наблюдения – основа астрономии. | ||||
Всего: |
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ
Виды учебной деятельности: Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние | |
3. | Тест «Введение в астрономию» Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | ||||
4. | Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение Солнца. Эклиптика | ||||
5. | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | ||||
6. | Время и календарь | ||||
07.09.17 | Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» | ||||
Всего: |
Глава 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Виды учебной деятельности: Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние | |
8. | Развитие представлений о строении мира | ||||
9. | Конфигурации планет. Синодический период | ||||
10. | Законы движения планет Солнечной системы | ||||
11. | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | ||||
12. | Практическая работа с планом Солнечной системы | ||||
13. | Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | ||||
14. | Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы» | ||||
Всего: |
Глава 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Виды учебной деятельности: Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета». Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метеора и болида. Описание и сравнение природы планет земной группы.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние | |
15. | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | ||||
16. | Земля и Луна - двойная планета |
17. | Две группы планет | ||||
18. | Природа планет земной группы | ||||
19. | Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | ||||
20. | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | ||||
21. | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты | ||||
22. | Тест «Природа тел Солнечной системы» | ||||
Всего: |
Глава 5. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
Виды учебной деятельности: На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю. Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр-светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр-светимость». На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволюции звезд.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние | |
23. | Солнце, состав и внутреннее строение | ||||
24. | Солнечная активность и ее влияние на Землю | ||||
25. | Физическая природа звезд | ||||
26. | Переменные и нестационарные звезды. | ||||
27. | Эволюция звезд. Тест «Солнце и Солнечная система» | ||||
28. | Контрольная работа №3 «Солнце и звезды» | ||||
Всего: |