III.2.1 Работа с литературой
Подготовка к теоретическим вопросам непосредственно связана с умением работать с учебной и научной литературой.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
· информационно-поисковый (задача - найти, выделить необходимую информацию)
· усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и логику его рассуждений)
· аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
· творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
· библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
· просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
· ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
· изучающее – предполагает доскональное освоение материала; предусматривает готовность принять изложенную информацию, реализовать установку на предельно полное понимание материала;
· аналитико-критическое - предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором;
· творческое – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
· Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
· Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
· Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
· Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
· Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Рекомендации по составлению конспекта:
· внимательно прочитать текст. Уточнить в справочной литературе непонятные слова.
· Выделить главное, составить план;
· Кратко сформулировать основные положения текста, отметить аргументацию автора;
· Законспектировать материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании стараться выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
· Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения.
Пример конспективного содержания материала для представления аудитории на практическом семинарском занятии по теме 3.1. «Функции научного познания. Наука и ненаука» представлен в Приложении 1.
III.2.2 Подготовка презентаций
Наиболее оптимальной формой ответа на семинарском занятии является электронная презентация.
Электронная презентация – электронный документ, представляющий набор слайдов, предназначенный для демонстрации проделанной работы. Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.
Задачи презентации:
· привлечение внимания аудитории;
· предоставление необходимой информации, достаточной для восприятия
результатов проделанной работы без пояснений;
· предоставление информации в максимально комфортном виде;
· акцентирование внимания на наиболее существенных информационных
разделах.
Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая правила поведения при публичном выступлении, а также уделить внимание оформлению слайдов.
Наиболее распространенная структура презентации:
· Титульный слайд: Презентация начинается со слайда, содержащего название работы (доклада) и имена авторов. Эти элементы обычно выделяются более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. Также на первый слайд целесообразно поместить логотип учреждения, от лица которого делается презентация. В качестве фона или изображения первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации
· Введение (план презентации): очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Во введении определяется актуальность темы, дается характеристика направления исследования. Можно оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации). Объем – не более одного слайда.
· Основная часть: формулируются задачи, которые предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Рассматриваются варианты решения поставленных задач. Это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней– рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик.
· Заключение (выводы): в заключении кратко, в 3 — 5 тезисах, излагаются основные результаты представленной работы.
· Список использованных источников: список использованной литературы является составной частью справочного аппарата научной работы и помещается после заключения. Содержит библиографическую информацию об основных рассматриваемых или рекомендуемых документах.
Общие требования к оформлению слайдов:
· Средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя из количества слайдов. Обычно на один слайд необходимо не более двух- трех минут.
· Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда) - например, растянув рисунки. По возможности используйте верхние 3⁄4 площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана обычно не видна.
· Дизайн должен быть простым и лаконичным. Каждый слайд должен иметь заголовок.
· Слайды могут быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов в презентации.
· Завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе.
Общее время презентации вне зависимости от емкости вопроса не должно превышать рамки 10-15 минут.
Пример содержательного наполнения слайдов по теме реферата «Роль науки в современном обществе» приведен в Приложении 2.
III.3 Подготовка к практической части семинарских занятий
Цельюпрактической части семинарских занятий по дисциплине «Основы научных исследований»является выработка навыков работы с научным текстом: как читателя, критика и создателя.
Как читатель студент должен овладеть навыками определения объекта, предмета, актуальности, новизны, практической значимости исследования, а также знанием ГОСТов библиографического оформления.
Реализации данной задачи способствует выполнение таких заданий, как, например:
· «включите предмет в объект»: необходимо в общем списке понятий найти пару и соотнести как объект и предмет;
· «соберите библиографическую запись»: из разрозненной информации необходимо создать соответствующую ГОСТу библиографическую запись;
· «обоснуйте актуальность и новизну»: учащиеся предварительно находят наиболее известные научные исследования современности и в процессе группового обсуждения определяют, какие из них наиболее актуальны и потенциально содержат новизну.
Пример заданий «Включите предмет в объект» и «Соберите библиографическую запись» приведен в Приложении 3.
Как критик учащийся должен научиться анализировать научные работы, выявлять степень их научной релевантности. Этому способствует задание «Анализ статьи»: учащийся самостоятельно выбирает актуальную по времени статью, близкую профилю подготовки и анализирует ее с точки зрения структуры, актуальности, новизны и практической значимости. Пример краткого схематичного анализа структуры и содержания научной статьи приведен в Приложении 4.
Как создатель, оппонент и пропонент учащийся должен научиться демонстрировать, отстаивать свои идеи, взгляды и обоснованно критиковать взгляды других. Этому способствуют такие задания, как:
· «интересная наука»: учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и заранее готовят презентации по малоизвестной науке (флебология, геронтология и т.п.). Задача команды - заинтересовать слушателей и оказать действительную значимость защищаемой науки. Задача аудитории - выявить объективные недостатки как самой демонстрации (аргументации), так и релевантности представляемой науки;
· «подбери аргументы»: преподаватель делит учащихся на команды (например, по рядам) и предлагает утверждения, связанные с наукой и местом человека в мире. Одна команда должна найти как можно больше аргументов в защиту утверждения, вторая - в опровержение, третья - оценивает, чьи аргументы были весомее. После каждого аргумента роли команд меняются. Аргументы могут быть следующие: «Знание - сила», «Мужчины рациональнее женщин», «Человек - животное самое дикое и жестокое», «НТП ведет к бездуховности» и т.п. Необходимо акцентировать внимание на том, что аргументы должны быть фактологическими, взятыми из действительности. Пример положительной и отрицательной аргументации по утверждение «Знание - сила» приведен в Приложении 3.
IV. Подготовка эссе
IV.1 Общие положения
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальную позицию пишущего.
Некоторые признаки эссе:
· наличие конкретной темы или вопроса;
· небольшой объем;
· свободная композиция;
· эссе выражает индивидуальное мнение по конкретному вопросу;
· непринужденность повествования;
· внутреннее смысловое единство;
· ориентация на разговорную речь
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
В рамках курса «Основы научных исследований» данный вид работы позволяет выработать навыки самостоятельного продуцирования текста, аргументации, свободного выражения в письменной форме отношения к насущным проблемам, связанным с НТП.