РОССИЯ как социальное государство

РОССИЯ как социальное государство

С IX по XIX века (социально-исторический аспект)

    Научный руководитель: Ермилова Анна Вячеславовна к.с.н., доцент кафедры общей социологии и социальной работы  

НИЖНИЙ НОВГОРОД

СОДЕРЖАНИЕ

Культовые формы помощи с различными сакральными атрибутами. 3

Основы социального государства в X – ХIII вв. 5

Становление конфессиональных институтов помощи (XIII – XVII века) 7

Зарождение государственных подходов к организации системы помощи. 8

Социальная политика при Петре I. 10

Общественное призрение в период правления. 13

императрицы Екатерины II 13

Благотворительная деятельность императрицы.. 15

Марии Федоровны (1759–1828) 15

Социальная помощь в контексте социальной политики в XIX веке. 17

Список использованной литературы.. 20

Общественное призрение в период правления

Императрицы Екатерины II

После смерти Петра I ярких событий в области развития и становления новых форм помощи не было. Последовавшие за ним правители в основном повторяли узаконения Петра I. В частности в монастырях стариц (Указ 1725 г.), о приискании особых домов для приема и призрения незаконнорожденных (Указ 1726 г.), о выдаче паспортов незаконнорожденным девкам и немедленной отсылке их из приютов в услужение, на мануфактуры или замуж в целях экономии казенных средств (Указ 1725 г.), об отдаче нищих-промышленников в солдаты (Указ 1730 г.) и др.

В результате введения Жалованной грамоты дворянству (1785) произошло законодательное укрепление крепостного права. Вследствие этого возникла объективная необходимость иметь в России так называемый «третий чин», который, в отличие от дворян и крестьян, получал бы право организации нового производства.

Идея формирования «третьего чина» посредством воспитания безродных младенцев в закрытых учебных заведениях принадлежала И.И. Бецкому, которого Екатерина II сделала своим личным секретарем. Согласно его проектам, разработанным в 60-70-е гг. XVII в., в России должна была возникнуть сеть закрытых учебно-воспитательных учреждений, которая включала бы низшие и средние учебные заведения (пансионы) для дворян (благородного сословия), а для лиц третьего чина (мещан, купцов) – воспитательные дома, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральные училища.

Важную роль в процессе воспитания совершенных людей И.И.Бецкой отводил женщине. Он считал необходимым, чтобы все девушки не только обучались писать и читать, но «имели бы разум, просвещенный различными знаниями, полезными для гражданской жизни». Согласно его проектам, способные к наукам девушки должны направляться в университеты, а одаренные в искусствах – в Академию художеств.

5 мая 1764 г. Екатерина II обнародовала Указ Правительствующему сенату, в котором было повелено учредить в Санкт-Петербурге Воспитательное общество для воспитания и обучения в нем до 200 благородных девиц.

Согласно Указу от 13 января 1763 г., было учреждено «особливое училище» для воспитания малолетних девушек мещанского происхождения. В основном девочки мещанского училища готовились в служанки благородным девицам и в гувернантки в знатные дома.

В 1772 г. в Санкт-Петербурге был основан второй императорский Воспитательный дом.

7 ноября 1775 г. было опубликовано «Учреждение для управления губерний», согласно которому Россия была поделена на 50 (51) территориальных единиц (вместо 8 при Петре I). В каждой губернии учреждалось по одному приказу общественного призрения под председательством губернатора, назначаемого лично Екатериной II. В обязанность приказам вменялось во всех губерниях организовать народные школы, больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные, дома смирительные.

Благотворительная деятельность императрицы

Марии Федоровны (1759–1828)

12 ноября 1796 г. Павел I именным указом назначил Марию Федоровну покровительницей Воспитательного общества благородных девиц взамен усопшей Екатерины Великой.

Впервые в истории Марией Федоровной был введен институт пансионеров (занимались сверх казенных воспитанниц). Также был введен институт пепиньерок. Предполагалось, что пепиньерки будут находиться под особым надзором Начальницы и в полной ее зависимости, получать содержание и жалованье классных дам и заменять учителей во время их болезни. Пепиньерки получали право на отдельную спальню и питание, как у классных дам. Они обучали воспитанниц начальных и средних классов чтению на трех языках, письму под диктовку и чистописанию.

Императрице Марии Федоровне принадлежит заслуга основания в России женского педагогического образования. В 1808 г. для способных воспитанников были открыты при Воспитательном доме латинские, французские и немецкие классы, а также особые классы музыки. Постепенно из них возникли семинарии для подготовки учительского персонала для школ Воспитательного дома.

Несомненная заслуга Марии Федоровны в организации в России системы профессионального образования. Именно она первая создала в стране ряд среднеспециальных учебных заведений (Особое училище садоводов, Адександровская мануфактура, Школа канцелярских служащих).

Благодаря деятельности Марии Федоровны в России началось интенсивное развитие акушерства.

18 сентября 1797 г. императрица учредила на собственные средства военно-сиротское училище (позднее, с 1800 г. – Мариинский институт). Оно было создано исключительно для детей беднейших родителей. В Мариинских институтах применялся метод дифференцированного обучения воспитанников в зависимости от их способностей. Способные девочки воспитывались в учебных классах и обучались катехизису, чтению и письму на 3- языках (русском, французском, немецком), арифметике, рисованию, тонким женским рукоделиям, вышивке золотом, шелками, плетению кружев.

Неспособные воспитанницы определялись в хозяйственный класс, где обучались приготовлению еды, созданию и сохранению припасов, времени выгодных закупок и низких цен, засолке, сушке, а также другим хозяйственным навыкам – шитью, стирке, глаженью, выбору материи, умению вести счет всему, то есть были первоклассными экономками. Им и книги для чтения рекомендовалось давать соответствующие.

К числу несомненных заслуг Марии Федоровны относится начало обучения в России детей с ограниченными возможностями. 14 октября 1806 г. в Павловске было учреждено опытное училище для глухонемых. В Гатчине в 1806 г. было основано первое училище для слепых Воспитательного дома.

В 1803 г. созданы Вдовьи дома в Москве и Санкт-Петербурге. В 1818 г. был официально утвержден Институт сердобольных вдов (не как учебное заведение, а как особый социальный статус), а при больницах стали организовывать курсы сиделок. По уровню медицинской квалификации сердобольные вдовы занимали среднее положение между санитарками и младшими медсестрами.

Под покровительство Марии Федоровны поступил также ряд действующих лечебных заведений. В их числе Голицынская больница в Москве (открыта в 1802 г. в память кн. Голицыных; стала бесплатной в 1803 г., была рассчитана на 100 коек), а также больница у Калинкина моста в Санкт-Петербурге. В небольшой Калинкинской больнице лечили венерические болезни. Больные могли пребывать здесь инкогнито – не называя своего имени и звания, а даже в масках.

1 января 1828 г. перешел под патронат Марии Федоровны Дом для умалишенных, причисленный к разряду больниц.

При финансовой и материальной поддержке Марии Федоровны смогло состояться первое в России благотворительное печатное издание, газета «Русский инвалид» (начала выходить с 1 февраля 1813 г.), доходы от которого полностью шли на поддержание инвалидов Отечественной войны 1812 г. и помощь русскому воинству вплоть до событий 1917 г.

В память о матери император Николай I в 1854 г. создал «Ведомство учреждений императрицы Марии», ставшее крупнейшей образцовой благотворительной организацией в России, фактически семейным делом Романовых.

Список использованной литературы

1. История социальной работы: учеб. для студ. вузов / под ред. В. И.Жукова ; авт. кол.: В. И.Жуков [и др.]; рец.: А.В. Дмитриев, Т.А. Дубровская, З. М. Саралиева; М-во образования и науки РФ, РГСУ. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 400 с. – (Социальное образование XXI века). – ISBN 978-5-7139-0844-7.

РОССИЯ как социальное государство

Наши рекомендации