Список рекомендованной литературы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних
1. Андрияхина, Н. В. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации / Н. В. Андрияхина, Г. И. Миронова // Классный руководитель. — 2006.— № 5. — С. 17—37.
2. Араминова, В. В. Профилактика употребления психоактивных веществ / В. В. Араминова, М. И. Губанова, Е. И. Митькова [и др.] // Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 30—31.
3. Гонеев, А. Д., Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 280 с.
4. Горшенин Л. Г. Подросток, характер, проблемы. М., 1993.
5. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 268 с.
6. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении / сост. Н. И. Еременко. — Волгоград: ИТД «Корифей». — 112 с.
7. Долгова, А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А. И. Долгова. — М., 1981.
8. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — 2-е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 288 с.
9. Климантова Г.И. О некоторых мерах по ликвидации детской безнадзорности // Информационно-аналитический материал "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения". - М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. - 54 с.
10. Козырин, М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / М. Козырин // Рос. юстиция. — 2002. — № 7.— С. 49—50.
11. Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. - Покров, 2004. - 426 с.
12. Кудрявцев, В. Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования / В. Н. Кудрявцев. — М., 1998.
13. Кудрявцев, В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России / В. Н. Кудрявцев // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790—797.
14. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
15. Макеева А. Г. Не допустить беды. Помогая другим, помогаю себе. Пособие для работы с учащимися 7-8 классов. Под ред. М. М. Безруких. М., «Просвещение», 2003.
16. Макеева А. Г. Не допустить беды. Разумный выбор. Пособие для работы с учащимися 8 – 9 классов. Под ред. М. М. Безруких, М., «Просвещение», 2003.
17. Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. - 406 с.
18. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В. Д. Менделевич. — М.: МЕДпресс, 2001. — 432 с.
19. Методика работы социального педагога / под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. С. Семенов. — М.: Школьная пресса, 2005. — 96 с.
20. Миньковский Г.М. Причины преступности несовершеннолетних и меры ее предупреждения.//Гос-во и право. 1996. № 5. С. 86.
21. Нечаева А. М. Детская беспризорность -- опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.
22. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 480 с.
23. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
24. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних. // Юридическая газета (Москва).- 27.08.2003.- 35.- C.13
25. Рабочая тетрадь социального педагога: для заместителя директора по социальной защите детей и социальных педагогов / сост. Г. С. Семенов; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Школьная пресса, 2005. — 64 с.
26. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4
27. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 427 с.
28. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. - М., 1996.
29. Социально-педагогическая работа школы / авт.-сост. Н. И. Грибенчук; под ред. С. В. Ивановой. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 220 с.
30. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. – М., 1998.
31. Ткач Н. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов национальной безопасности России. // Социальное обеспечение (Москва).- 21.01.2002.- 001.- C.18-23.
32. Филонов Л.Б. Технология и установление контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях / Л. Б. Филонов. – М., 1994.
33. Челышева, Ю.В. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [Текст] / Ю.В. Челышева // Среднее специальное образование. - 2009. - № 5 . - С. 14-17. (0,5 п.л.)
34. Челышева, Ю.В. Основные направления социально-педагогической работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних [Текст] / Ю.В. Челышева // Подросток с девиантным поведением: поиск модели обучения, воспитания и развития. Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе специальной школы № 5 «Доверие». - М., 2006. - С. 117-125.
35. Челышева, Ю.В. Особенности профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в социально-педагогических учреждениях [Текст] / Ю.В. Челышева // Педагогические проблемы социализации детей и молодежи: теоретические вопросы. - М., 2008. - С. 126-141. (2 п.л.)
36. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
37. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — М.: ВАКО, 2005. — 208 с.
38. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад. психология и психоанализ / Т. И. Шульга. – № 2,1998.
39. Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Методика работы с детьми группы риска / Т. И. Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот. – М., 2000.
40. Щелин, И. Профилактическая и коррекционная работа с подростками-правонарушителями / И. Щелин // Воспитание школьников. — 2003. — № 6 — С. 27—29.
Приложение 1
Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Донецкой Народной Республике:
· Законы Донецкой Народной Республики «Об образовании» (постановление № Ш-233П-НС, опубликован 11.08.2015 г.), «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (постановление Народного Совета 04.03.2016 г.), «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постановление № 36-ІНС, опубликован 30.04.2015 г., действующая редакция по состоянию на 20.05.2015 г.), «О противодействии экстремистской деятельности» (постановление №I-185П-НС, опубликован 25.06.2015 г.), «О противодействии терроризму» (постановление № І-183П-НС, опубликован 25.06.2015 г.), «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (постановление № №I-367П-НС, опубликован 04.11.2015 г.);
· Инструкция об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 г. № 905;
· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 года № 815;
· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 г. № 310;
· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;
· План мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по противодействию терроризму и экстремизму в образовательных организациях, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.09.2016 г. № 931;
· План мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике правонарушений среди обучающихся, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.01.2017 года № 11;
· Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.04.2016 №338;
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793;
· Порядок проведения республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. № 379;
· Порядок организации профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей с круглосуточным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха и площадок досуга детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 апреля 2016 г. № 378;
· Рекомендации к ведению журнала планирования и учёта работы кружка образовательной организации (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09 сентября 2016 г. № 4144 «О рекомендациях»);
· Временные гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием в период каникул, утверждённые приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 18.05.2015 г. № 50;
· Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 21 декабря 2016 г. № 6309 «О направлении методических рекомендаций по применению экспертного инструментария оценки результатов практической деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих и обеспечивающих образовательную деятельность».
Приложение 2