Дать характеристику видам регулирования инновационной деятельности.
Виды регулирования | Способы регулирования |
Организационное регулирование инновационной деятельности | -развитие инновационной инфраструктуры; -обеспечение приоритета инновационной деятельности; -моральное поощрение авторов инноваций; -содействие модернизации; -развитие интеграционных процессов; -развитие международных связей. |
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности | -развитие предложения инноваций; -расширение спроса на инновации; -содействие конкуренции в инновационной сфере; -развитие предпринимательства; -обеспечение занятости в инновационной сфере; -развитие лизинга наукоемкой продукции инвестиции в инновации, повышение их эффективности; -создание благоприятного инвестиционного климата. |
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности | -охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности; -охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями; -защита промышленной, интеллектуальной собственности; -развитие договорных отношений. |
3. Составить инновационный прогноз развития дошкольного образования, используя ресурсы документов по развитию образования (федеральных, региональных).
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут четыре внешних тенденции.
Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.
Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.
В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за
человеческие ресурсы, в том числе – отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.
В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации,
создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.
Особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в
нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что
позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и
увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет. Организации
дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по
вопросам раннего развития детей.
Сеть школ в сельской местности будет иметь включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.). В городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей
школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов.
Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями
дополнительного образования, культуры и спорта.
ФГОС ДО.
Вопросы и задания
1. Государственная политика в сфере дошкольного образования представлена в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Выписать основные положения.
1. Основные проблемы в сфере детства:
*Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
*Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. *Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
*Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
*Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.
*Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
*Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
* Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
2. Ключевые принципы Национальной стратегии
*Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
*Защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой- либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
*Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
*Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
*Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество
*Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
*Партнерство во имя ребенка. В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
* * * Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Национальная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Участие в реализации положений
2. Провести анализ структуры ФГОС дошкольного образования.
1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), затрагивающий дошкольные учреждения.
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка , Конституции Российской Федерации , законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
· поддержки специфики и разнообразия детства;
· сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
· уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
· осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
· повышение социального статуса дошкольного образования;
· обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
· обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
· сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
· охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
· обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
· обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
· создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
· объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
· обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
· формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
· обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
· определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
3. Провести анализ Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года. Представить характеристику её главных целевых ориентиров.
Прогнозируемые результаты реализации Концепции
Целью реализации Концепции является формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям, проживающим в Чувашской Республике, равные стартовые возможности для получения качественного дошкольного образования.
Ожидаемые результаты:
повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;10 сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества; осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений; гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности Чувашской Республики; сложится единое образовательное пространство гармоничного вхождения ребенка в социум и культуру (национальную и мировую); содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования; определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования; оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования; на основе компетентностного подхода сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и гибкая система профилей его подготовки и переподготовки; сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования
4. Составить вопросы для выяснения ожиданий родителей от дошкольного образования.
Анкета
«Изучение потребностей родителей»
Уважаемые родители!
Вы - главное для ребенка люди на Земле. Наша задача - помочь Вам в его воспитании. Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искреннее и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с вами воспитать здорового физически, умственно и нравственно развитого ребенка.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Ваша ФИО___
Фамилия, имя ребенка___
1.Считаете ли Вы необходимой совместную работу ДОУ и семьи?
-Да
-Нет
-Частично
2.Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- Здоровье и физическое развитие;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей;
- развитие художественных способностей;
- раннее обучение ребенка чтению, письму;
- другое (что именно) укажите___
3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
- Информационную помощь;
- диагностическую;
- консультативную;
- другую помощь (какую именно) укажите___
4. По каким вопросам воспитания и обучения хотели бы получить консультацию?
- о питании детей
- о развитии умственных способностей
- о психофизиологических особенностях ребенка
- о воспитании сына (дочери)
- об успехах ребенка
- об общении с ним
- об организации жизни ребенка в семье
- об организации его досуга, семейных праздников
- другое (что именно) укажите___
5.Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?
- Родительские собрания
-конференции
-лекции
-групповые дискуссии
-тематические консультации
-семинары-практикумы
-индивидуальные беседы и консультации
-информационные листки
-газеты
-буклеты, книги
-тематические выставки, папки
-дни открытых дверей
-родительские клубы
-гостиные
- другое (что именно) укажите___
6.В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?
- родительские собрания
- конференции
-лекции
-групповые дискуссии
-тематические консультации
- семинары-практикумы
- тематические выставки
-совместные праздники
дни открытых дверей
-родительские клубы
-гостиные
- другое (что именно) укажите___
5. Составить перечень инноваций дошкольного образования: технологических, экономических, педагогических, организационных (возможно использование другой классификации), используя ресурсы учебных курсов «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Теории и технологии дошкольного образования».
Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
6. Составить перечень новых альтернативных форм организации дошкольного образования с более гибкой системой режимов пребывания детей.