Дать характеристику видам регулирования инновационной деятельности.

Виды регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности -развитие инновационной инфраструктуры; -обеспечение приоритета инновационной деятельности; -моральное поощрение авторов инноваций; -содействие модернизации; -развитие интеграционных процессов; -развитие международных связей.
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности -развитие предложения инноваций; -расширение спроса на инновации; -содействие конкуренции в инновационной сфере; -развитие предпринимательства; -обеспечение занятости в инновационной сфере; -развитие лизинга наукоемкой продукции инвестиции в инновации, повышение их эффективности; -создание благоприятного инвестиционного климата.
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности -охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности; -охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями; -защита промышленной, интеллектуальной собственности; -развитие договорных отношений.

3. Составить инновационный прогноз развития дошкольного образования, используя ресурсы документов по развитию образования (федеральных, региональных).

Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут четыре внешних тенденции.

Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.

Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.

В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за
человеческие ресурсы, в том числе – отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.

В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации,
создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.
Особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в
нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что
позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и
увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет. Организации
дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по
вопросам раннего развития детей.
Сеть школ в сельской местности будет иметь включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.). В городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей
школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов.
Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями
дополнительного образования, культуры и спорта.




ФГОС ДО.

Вопросы и задания

1. Государственная политика в сфере дошкольного образования представлена в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Выписать основные положения.

1. Основные проблемы в сфере детства:

*Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

*Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. *Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

*Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

*Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

*Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

*Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

* Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

2. Ключевые принципы Национальной стратегии

*Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

*Защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой- либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

*Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

*Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

*Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество

*Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

*Партнерство во имя ребенка. В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

* * * Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Национальная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Участие в реализации положений

2. Провести анализ структуры ФГОС дошкольного образования.

1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.

2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.

3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), затрагивающий дошкольные учреждения.

Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка , Конституции Российской Федерации , законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

· поддержки специфики и разнообразия детства;

· сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

· уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

· осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

· повышение социального статуса дошкольного образования;

· обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

· обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

· сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

· охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

· обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

· обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

· создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

· объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

· формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

· обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

· формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

· обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

· определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

3. Провести анализ Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года. Представить характеристику её главных целевых ориентиров.

Прогнозируемые результаты реализации Концепции

Целью реализации Концепции является формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям, проживающим в Чувашской Республике, равные стартовые возможности для получения качественного дошкольного образования.

Ожидаемые результаты:

повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;10 сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества; осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений; гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности Чувашской Республики; сложится единое образовательное пространство гармоничного вхождения ребенка в социум и культуру (национальную и мировую); содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования; определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования; оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования; на основе компетентностного подхода сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и гибкая система профилей его подготовки и переподготовки; сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования

4. Составить вопросы для выяснения ожиданий родителей от дошкольного образования.

Анкета

«Изучение потребностей родителей»

Уважаемые родители!

Вы - главное для ребенка люди на Земле. Наша задача - помочь Вам в его воспитании. Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искреннее и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с вами воспитать здорового физически, умственно и нравственно развитого ребенка.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваша ФИО___

Фамилия, имя ребенка___

1.Считаете ли Вы необходимой совместную работу ДОУ и семьи?

-Да

-Нет

-Частично

2.Что является для Вас главным в воспитании ребенка?

- Здоровье и физическое развитие;

- развитие нравственных качеств;

- развитие умственных способностей;

- развитие художественных способностей;

- раннее обучение ребенка чтению, письму;

- другое (что именно) укажите___

3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?

- Информационную помощь;

- диагностическую;

- консультативную;

- другую помощь (какую именно) укажите___

4. По каким вопросам воспитания и обучения хотели бы получить консультацию?

- о питании детей

- о развитии умственных способностей

- о психофизиологических особенностях ребенка

- о воспитании сына (дочери)

- об успехах ребенка

- об общении с ним

- об организации жизни ребенка в семье

- об организации его досуга, семейных праздников

- другое (что именно) укажите___

5.Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?

- Родительские собрания

-конференции

-лекции

-групповые дискуссии

-тематические консультации

-семинары-практикумы

-индивидуальные беседы и консультации

-информационные листки

-газеты

-буклеты, книги

-тематические выставки, папки

-дни открытых дверей

-родительские клубы

-гостиные

- другое (что именно) укажите___

6.В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?

- родительские собрания

- конференции

-лекции

-групповые дискуссии

-тематические консультации

- семинары-практикумы

- тематические выставки

-совместные праздники

дни открытых дверей

-родительские клубы

-гостиные

- другое (что именно) укажите___

5. Составить перечень инноваций дошкольного образования: технологических, экономических, педагогических, организационных (возможно использование другой классификации), используя ресурсы учебных курсов «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Теории и технологии дошкольного образования».

Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

 Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

 Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

 Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

 Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

 Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

 Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

6. Составить перечень новых альтернативных форм организации дошкольного образования с более гибкой системой режимов пребывания детей.

Наши рекомендации