В процессе изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта можно выделить несколько этапов.

1. Выявление опыта и его оценка. Передовой опыт выявляется в процессе длительного наблюдения за работой учителя, во время посещения уроков, внеклассных мероприятий. Он оценивается по критериям, перечисленным выше.

2. Изучение опыта. Приступая к изучению опыта, необходимо четко сформулировать цель и задачи, на основании их составить программу, определить методику изучения. Основной метод изучения опыта — непосредственное наблюдение за работой учителя. Целенаправленность, планомерность и систематичность его проведения, правильная фиксация результатов — вот главные условия его эффективного использования.

3. Анализ и обобщение опыта. Главная задача анализа и обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе учителя. К.Д.Ушинский справедливо писал: «...факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт»Анализ и обобщение предполагает группировку изученных факторов, разделение их на типичные и случайные, установление причинно-следственных связей, ранжирование, формулировку выводов. Во время анализа мало показать и оценить каждый элемент в отдельности, важно установить взаимосвязи между ними, показать, как в совокупности они обеспечивают эффективное решение педагогических задач. В результате анализа фактов и явлений рождаются выводы общего порядка, что и составляет сущность обобщения.

4. Распространение опыта. Оно проводится в различных формах.

Устная пропаганда осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Печатная пропаганда. Опыт учителя может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городской или районной газет, научных работах; возможно издание в школе рукописных сборников из опыта работы учителя. Наглядная пропаганда включает в себя организацию стационарных и передвижных выставок из опыта работы учителя. На стендах «Из опыта работы учителя», «Знакомьтесь: передовой опыт!» можно поместить фотографию учителя, коротко сказать о его достижениях, вскрыть суть идеи опыта, который изучен и обобщен, призвать учителей использовать его в практике своей работы, описать этапы использования. К стенду прилагаются материалы обобщенного опыта (справка-описание опыта, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, планы и т.д.). Такую выставку целесообразно организовать в школьном методическом кабинете. Для пропаганды опыта вне школы часто готовятся «книжки-раскладушки», удобные для использования на районных (городских, областных) педагогических чтениях, конференциях и т. д.

Практический показ. Это очень действенная форма распространения передового опыта. Показать опыт можно во время открытого урока (внеклассного мероприятия). Его эффективность как средства пропаганды опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения учителей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов

5. Использование передового опыта в работе педагога. Достижения учителей, имеющих высокие результаты труда, должны быть достоянием всех, поэтому организация процесса использования опыта — одна их важнейших задач руководителя школы.Использование опыта следует рассматривать как осуществление мер по включению передовых методов и приемов в практику работы учителей.

6. Усовершенствование передового опыта. Передовой педагогический опыт характеризуется перспективностью своего развития, а поэтому и после его внедрения он усовершенствуется и в практике работы учителя, создавшего его, и в работе учителей, взявших опыт на вооружение, использующих его в своей работе.

б) внедрение достижений фундаментальной науки в практику образования

Инновационная направленность деятельности учителей включает составляющую - внедрение достижений педагогической науки. Современные педагогические идеи, результаты научных исследований по педагогике и психологии для учителей, руководителей учреждений образования часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации. Понятие "внедрение" означает специально организованную систему изучения результатов фундаментальных и прикладных исследований, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов на практике.

Технология внедрения на практике достижений науки имеет два этапа: выбор проблемы и организация работы педагогического коллектива над проблемою .1.Выбор проблемы предполагает выделение идей, целей, задач, положений, выводов научного исследования. Это помогает сосредоточить внимание на конкретном научно-методическом материале, сконцентрировать на нем всю творческую деятельность коллектива: учебно-воспитательный процесс, методическую работу, самостоятельную работу учителей и прочее.2.Организация работы педагогического коллектива школы над проблемой состоит из трех этапов:подготовительного, исследовательского, итогового. На подготовительном этапе создается творческая группа, в состав которой входят опытные учителя, обладающие творческими способностями. Возглавляет группу директор школы или его заместитель. Творческая группа выбирает, формулирует проблему, уточняет ее аспекты, которые получили теоретическое обоснование, знакомится с возможным опытом ее решения в других школах, регионах страны. Далее творческая группа доводит до сведения учителей программу исследовательской работы, помогает каждому учителю с учетом его интересов, уровня знаний, труда выбрать творческое задание. Возможны разные варианты организации работы над проблемой: когда все участники изучают те же вопросы на разных объектах (например, творческие задания, которые касаются активизации познавательной деятельности учащихся может решать каждый учитель или группа учителей по своей специальности); когда разные учителя или группы работают над различными аспектами данной проблемы; изучение наиболее сложных и тяжелых научно-педагогических и практических вопросов поручается членам творческой группы, остальные учителей изучает их деятельность и на этой основе вносит коррективы в свою работу. Во всех случаях учителя привлекаются к исследовательской деятельности, которая требует целенаправленного изучения достижений науки, их апробации в своей практической деятельности, поиска лучших вариантов решения конкретных задач.

На исследовательском этапе учитель постоянно обращается к теории и передового опыта, что позволяет ему перестраивать СРОЮ практику на исследовательском уровне. В процессе исследовательской работы апробируются приемы и средства тех или иных методик, делаются обобщения о их эффективность, специально готовятся уроки, воспитательные дела, другие педагогические действия.

Обобщенные результаты изучения определенного аспекта проблемы апробируются, уточняются, после чего учителя выступают с докладами о своем опыте, собственные творческие находки. Полученные результаты внедряются в практику всех учителей школы.

В процессе работы над проблемой руководители школы периодически проводят оперативные совещания, на которых обсуждаются достигнутые успехи, раскрываются типичные недостатки, организуется коллективный обмен мнениями и оказываются еще не решенные проблемы.

Итоговый этап работы над проблемой предполагает анализ результатов и обобщение накопленного материала. Главным выводом этапа является ответ на то, как методика использования новых методов, приемов, средств повлияла на качество знаний, умений и навыков учащихся, уровень их развития и воспитанности.

2. Сделать анализ исторических прецедентов инноваций в дошкольном образовании, используя ресурсы учебных курсов «История дошкольной педагогики», «История детской психологии». Составить таблицу.

Первый период– период от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботится о людях с отклонениями в развитии.Началом является первый прецедент государственной заботы об инвалидах – открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России концом периода можно считать указы Петра I, повелевающие повсеместно открывать церковные приюты для убогих.

Второй период –Переход от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Начальным моментом данного периода можно считать открытие в Париже специальных школ для глухонемых (1770 г.) и для слепых (1784 г.), т. е. переосмысление в Западной Европе гражданских прав людей с сенсорными нарушениями. В России открытие первых специальных школ (в Петербурге школ для глухих – 1806 г. и школ для слепых – 1807 г.) связано со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашение французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в России.

Третий период– переход от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей:с нарушением слуха, с нарушением зрения и умственно отсталых. Переломным моментом можно считать последнюю четверть XIX в. – время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном

Четвертый период – Переход от осознания необходимости обучения части детей с
ОВЗ к пониманию необходимости обучения всех детей этой категории. В Западной Европе
этот период длится от начала ХХ в. до конца 1970-х гг. Он характеризуется развитием
законодательной базы специального образования, а также структурным

Совершенствованием национальных систем специального образования (в некоторых странах имеется до двадцати типов таких спецшкол). В России в 1950–1960-е гг. осуществляется дифференциация системы специального образования, ее структурное совершенствование, переход от трех к восьми типам спецшкол и пятнадцати типам спецшкольного обучения.

Пятый период– переход от изоляции к инклюзии. Интеграция инвалидов в общество в Западной Европе является ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 1980 – 1990-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, интеграцией детей-инвалидов в общеобразовательную среду, открытием классов для глубоко умственно отсталых детей.

Наши рекомендации