Инновационные функции дистанционного ооучения
Сеть Интернет выполняет в жизни современного человека многообразные функции: информационную (поиск, получение, передача информации), коммуникационную (взаимодействие с другими людьми, организациями, ресурсами), инновационную (создание новых продуктов, обусловленных возможностями сети) и др. Очевидно, что деятельность человека, связанная с реализацией указанных функций, приводит к его изменениям, личностным новообразованиям. Предметом исследования будут являться условия выявления и развития с помощью телекоммуникаций такого личностного качества человека, как креативность.
Под креативностью мы понимаем интегративную способность человека, обеспечивающую создание им творческого продукта. Эта способность определяется наличием у личности особой группы качеств, среди которых: вдохновленность, самобытность, прогно-стичность, критичность, склонность к творческому сомнению, интуиция, эмпатия и др. Изменение данных качеств, происходящее в процессе телекоммуникаций, и определяет роль последних в развитии креативности человека.
Что представляет собой креативность человека по отношению к сетевым телекоммуникациям? Основным критерием проявления и развития креативности выступает создание субъективно или объективно нового продукта деятельности в сети Интернет. Только «по плодам» субъекта телекоммуникаций можно судить о степени выраженности его креативности. А чтобы определить уровень развития данной способности, нужна диагностика, основанная на сопоставительном анализе качества однородных продуктов деятельности этого человека, создаваемых им через заданный интервал времени.
В ходе исследований была поставлена цель: разработать такую систему сетевой деятельности участников телекоммуникаций, которая позволяла бы максимально обеспечивать развитие их креативных качеств. Субъектами деятельности были выбраны ученые, педагоги, школьники, а видами их сетевой деятельности - соответственно научно-методическая работа, повышение квалификации и дистанционное обучение.
Для достижения цели была сформулирована гипотеза: если система взаимодействия субъектов телекоммуникаций организова-
на на основе технологий создания ими продуктов определенных видов их сетевой деятельности, то это обеспечит развитие креативности участников коммуникаций, уровень которой будет зависеть от качества создаваемой ими продукции. Качество же создаваемой продукции будет зависеть не только от имеющихся потенциальных возможностей субъектов деятельности (их креативных способностей), но и от условий, в которых телекоммуникационная деятельность осуществляется. Более того, именно система организации этой деятельности будет определять степень проявленности и развития креативности личности.
В соответствии с гипотезой была построена модель сетевой деятельности, определяющая влияние телекоммуникаций на креативность человека. Данная модель включала следующую системную структуру элементов: субъект деятельности объект деятельности —> вид деятельности —> форма телекоммуникаций —> образовательный продукт -> изменение качеств личности.
Для того чтобы раскрыть данную модель, необходимо определить виды продукции, потенциально или реально создаваемой человеком в процессе его участия в сетевых телекоммуникациях, виды деятельности, с помощью которых эта продукция создается, а также организационные формы такой деятельности. Разумеется, что моделям для разных субъектов коммуникаций (учащихся, педагогов, ученых, специалистов и др.) соответствуют свои объекты, организационные формы и виды деятельности, типы создаваемой продукции.
К общим видам продуктивной сетевой деятельности субъектов коммуникаций можно причислить:
- создание продукта вне сети и размещение его в сети с определенными целями (презентация, обсуждение, экспертиза и т.д.);
- создание продукта с помощью сетевых ресурсов (при использовании материалов сайтов, различных способов доступа к ним, методов обработки информации);
- спонтанное создание продукта с помощью отдельных сетевых технологий - электронной почты, чат, веб-форумов, ICQ и др.;
- создание продукта в ходе организованных телекоммуникаций, являющихся составной частью сетевых мероприятий: дистанционных курсов, проектов, конкурсов, конференций, олимпиад;
- создание продукта в ходе организованных телекоммуникаций, относящихся к деятельности распределенной организации (сетевое производство или производство с помощью сети).
Проверка гипотезы осуществлялась в области педагогической науки, в системе повышения квалификации учителей, а также в сфере школьного образования (дополнительного и профильного).
Для разных субъектов телекоммуникаций были определены виды их продукции и организационные формы сетевой деятельности.
1. Ученые, педагоги, соискатели научно-педагогическая продукция дистанционный методологический семинар, дистанционная научно-практическая конференция.
2. Преподаватели вузов, учителя школ, методисты методическая продукция -дистанционный оргдеятельностный курс. Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года».
3. Школьники образовательная продукция дистанционная эвристическая олимпиада по предметам, дистанционный курс, дистанционный проект, онлайн-защита творческих работ.
Охарактеризуем результаты нововведений в области сетевой образовательной деятельности. Для этого остановимся на двух его направлениях - дистанционных эвристических олимпиадов и дистанционном профильном обучении.