Приемы дистанционного обучения

Современные средства телекоммуникаций не только предо­ставляют дистанционные аналоги учебным контактам, но в ряде случаев существенно расширяют их возможности.

Учебный материал.У педагога есть возможность обеспечить уче­ников всеми видами учебных материалов для подготовки к заняти­ям еще до того, как начнется диалоговая часть обучения. Необходи­мый материал предоставляется ученику следующими способами:

а) пересылается по обычной почте в виде определенного ком­плекта, куда могут входить CD-ROM или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» пособия (кейс-технология);

б) пересылается по электронной почте в архивированном фай­ле - сразу или по частям на протяжении учебного процесса;

в) размещается на образовательном сайте дистанционного уч­реждения для доступа к нему всех зарегистрированных учащихся;

г) оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходи­мый материал в сети Интернет;

д) ученику предоставляется доступ в одну или несколько элек­тронных библиотек.

Диагностический материал.Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте тестами, контрольными за­даниями, учетными табелями, листами оценок. Все это размеще­но на образовательном сервере и доступно как учшелю, так и ученикам в соответствии с установленными для них допусками (например, каждый ученик имеет пароль для входа в соответству­ющие разделы сайта). Учитель обеспечивает учеников домашними заданиями, консультирует.

Наглядность.Во время телекоммуникации в реальном времени преподаватель показывает ученикам слайды, картинки, графику и т.д., проводит виртуальную экскурсию по сети Интернет по заранее составленным адресам.

Ученики обмениваются наглядными материалами между со­бой, что эффективно при подготовке ими докладов или коротких выступлений. Свои работы учащиеся размещают на сервере для доступа к ним других учеников и педагогов или для общего от­крытого доступа всем желающим. Этим процессом дистантно уп­равляет педагог.

Вопросы учителя ученикам.Преподаватель задает ученикам во­просы как в режиме электронной конференции, так и в «реаль­ном времени» в режиме ICQ, чат или видеоконференций. При этом он может задавать вопросы как одному из учеников, так и всей группе сразу.

Объяснение материала.Педагог может объяснять материал в одностороннем порядке или пересылать ученикам записи своих видеолекций, лекций своих коллег или специалистов по изучае-

мым вопросам. Иногда полезно выслать ученикам набор ссылок на образовательные ресурсы из сети Интернет или специально подготовленную веб-страницу со ссылками по изучаемой теме, так называемый веб-квест.

Педагог управляет дискуссиями.Дистанционный учитель начина­ет дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискуссиями между учащимися в рамках изучаемой темы и в соответствии с поставленными учебными задачами в режиме различных видов телеконференций. Дискуссия может проходить в режимах веб-фо­рума, e-mail-конференции, чат-дискуссии.

Вопросы учеников учителю.Ученики могут задавать педагогу вопросы как частным образом, посылая ему электронное пись­мо, общаясь с ним в реальном времени (например, в отдельном «окне» во время коллективного чат-занятия), так и публично, высказывая свои вопросы и суждения в общем списке рассылки.

Вопросы ученика.Ученик может спросить что-либо у другого ученика или у всех своих виртуальных одноклассников. Дистанци­онный педагог регулирует этот процесс сообразно учебным це­лям, вносит свои комментарии и вопросы.

Возможно и свободное электронное общение учеников друг с другом в удобное для них время, поскольку адреса каждого из них, как правило, общедоступны для всего виртуального класса. Даже обычные для обычного обучения «записочки» между детьми возможны благодаря телекоммуникациям.

Реакции педагога и учеников.В режиме видеоконференции педа­гог видит реакцию ученика на текущую проблему или на задавае­мый вопрос. Для обозначения эмоционального состояния в тексто­вых электронных телекоммуникациях применяются «смайлики».

Оценка.Дистанционный учитель оценивает работу ученика во время проведения дистанционного занятия, а также его домаш­ние работы, выполненные тесты, творческие проекты и исследо­вания с помощью любого из дистанционных и телекоммуникаци­онных средств. Так, в режиме чат-конференции по реакции уче-hhkod па вопросы рефлексивного характера оценивается степень их владения изучаемым материалом.

Вопросы для дискуссий

1. Как и в чем меняются смысл и цели образования в связи с исполь­зованием интернет-ресурсов и технологий? Существует ли в сети Интер­нет своя педагогика?

2. Чем дистанционное обучение отличается от интернет-образования? Можно ли считать создание учениками веб-страниц дистанционным обу­чением?

3. Какие творческие умения учащихся можно наиболее успешно раз­вивать с помощью ресурсов и технологий сети Интернет?

5.2. Инновационные механизмы дистанционного образования

Наши рекомендации