Нововведения в учебном курсе
Фундаментальные образовательные объекты
Инновации, относящиеся к созданию и введению новых учебных курсов или преобразованию действующих, имеют типологические особенности, характерные для любых других педагогическиx инноваций. Между тем нововведения в учебных курсах могут существенным образом изменить их смысл и роль в образовании. Для выяснения характера подобных нововведений рассмотрим примеры инноваций, относящихся к созданию новых учебных курсов - метапредметов. Для этого охарактеризуем ключевое понятие «фундаментальный образовательный объект», которое, в свою очередь, явилось педагогическим новшеством.
Одним из новшеств по отношению к содержанию образования является понятие «фундаментальный образовательный объект». С помощью этого понятия одновременно происходит генерализация содержания учебного предмета и обеспечение индивидуальной образовательной траектории учащихся. С одной стороны, фундаментальные объекты для всех учеников одни и те же, с другой - каждый учащийся осваивает их сообразно своим целям, методам и средствам.
Мир един, хотя и многообразен. Целостность представлений ученика об окружающем мире - необходимый и закономерный результат его познания. Современная отечественная школа все еще
не обеспечивает достижения такого результата: расчлененность знаний об окружающем мире на отдельные предметы не уравновешивается их интеграцией; анализ в обучении преобладает над синтезом; знания учащихся оказываются разрозненными, делятся на «физические», «химические», «биологические» и др. Mир осмысливается учениками недостаточно философски, осознан связи себя с окружающим миром, понимание своего значения, места и роли в нем у них отсутствуют. Роль интегрированных курсов в общем содержании образования пока невелика, а принципы их конструирования подчас остаются теми же, что и для отдельных курсов-предметов.
Понимание содержания образования как изначально распределенного по отдельным учебным предметам (предметоцентризм не может быть основой конструируемых курсов, поскольку не обеспечивает свободу творческой самореализации учеников. Поэтому, как было описано в разделе, посвященном содержанию образования, на первом уровне его формирования должно быть предусмотрено метапредметное содержание, т.е. то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существх до его конкретного проявления.
Между тем изучение многообразия явлений познаваемого мира рано или поздно приводит человека к выводу о существован единых первооснов, «стягивающих» все происходящее к обшг основаниям. Через «золотое сечение», например, обнаруживает, единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, событ из сказок, чудеса света. Мир оказывается насыщенным некими смысловыми символами, через которые человек познает его единство.
Познание первооснов мира связано с понятием «фундаментальный образовательный объект». Таким объектом являются, н пример, числа. Опыт изучения метапредметной роли числа коплен в естественных науках, нумерологии, теологии, астрологии; эзотерика чисел, их особое место в мире привлекали внимание ученых со времен Пифагора. Набор фундаментальных образовательных объектов определяется для каждой области познаваемого бытия и представляет собой взаимосьяданную систему категорий, понятий, символов, явлений, проблем, имеющих как реальное, так и идеальное воплощение. Фундаментальный образовательный объект - общий для учащихся объект познания, который обеспечивает каждому из них личный результат его познания, а в конечном итоге - индивидуальную траекторию образования.
Фундаментальные образовательные объекты - ключевые менты образовательных стандартов, позволяющие решить проблем сопряжения индивидуальности учащихся и объективной познава-
емой действительности. Совокупность фундаментальных образовательных объектов составляет инвариантное (базовое) содержание учебного предмета или метапредмета. Содержание метапред-мета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нем выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристическойдеятельности.
Фундаментальный объект изучается разными способами, например, путем применения метода общения с ним (П.А.Флоренский). Разговор с камнем, соприкасание с деревом, сочувствование животным, сомыслие с миром - примеры способов такого общения познающего с познаваемым, которые ведут к освоению метапредметного содержания образования.
Образование ученика в определенном смысле есть непрерывное движение к фундаментальным образовательным объектам - узловым понятиям, образам, символам.
Это могут быть понятия:
дерево», «город», «число»; различные предметы - образы и предметы - символы: свеча, колокол, икона, камень, цветок. С ними связано решение многих познавательных проблем: происхождение всего сущего, единство и многообразие мира, отличие живого от неживого и др.
Если научить детей удерживать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же объектам познавательных направлений, то у детей создается достаточно полная и связанная картина познаваемого.
Понятие «город» - один из фундаментальных образовательных объектов, входящих в пространственную классификацию. К фундаментальным образовательным объектам, принадлежащим пространственной иерархии, относятся также: дом, район, область, страна и др. Во временной иерархии фундаментальными образовательными объектами являются: мгновение, день, месяц, человеческая жизнь, век, вечность. Изучение перечисленных объектов происходит в разных учебных предметах - географии, истории, словесности, естествознании и др. Этот факт отражает предметную сущность фундаментальных образовательных объектов и определяет эвристический подход к их познанию средствами любого учебного предмета.
В отличие от обычных научных понятий фундаментальные образовательные объекты не распределяются по возрасту учеников. Понятия числа и слова, света и цвета, добра и зла присутствуют в образовании как шестилетних, так и шестнадцатилетних учеников; их отличие обнаруживается лишь в объеме и степени проработки связанных с ними проблем. Именно поэтому основы мета-
предметных образовательных программ не имеют жестких возрастных ограничений. Каждый учитель, работающий с конкретныv детьми, определяет, как будет происходить изучение фундаментальных образовательных объектов, через какую систему взаимосвязанных с ними вопросов будет осуществляться насыщение содержания эвристического образования.
Система фундаментальных образовательных объектов может быть субъективной для каждого учителя или ученика. Перво-смысл - это первый, начальный смысл того, что ученик познает. Первосмысл фундаментального образовательного объекта - это корень, основа, исток предмета, который изучается. В ходе выстраивания системы занятий возможна корректировка учителем последовательности изучения фундаментальных образовательных объектов. Такое выстраивание осуществляется в зависимости от конкретной образовательной ситуации и идет от познания отдельных фундаментальных образовательных объектов к достраиванию целостной картины изучаемой образовательной области. Многоуровневая система фундаментальных образовательных объектов постепенно раскрывается для детей, обеспечивая их индивидуальные образовательные траектории в отношении к общим объектам познания
Учебные метапредметы
Изложенные выше представления о фундаментальных образовательных объектах получили свое воплощение в конкретных учебных метапредметах «Мироведение», «Числа», «Культура», «Рефлексия»1. Кроме того, метапредметные основы содержания образования реализованы в интегрированных курсах «Естествознание» для V - VI, X - XI классов2.
В качестве примера приведем программу по метапредмету «Рефлексия», которая использовалась учителями инновационных школ в старших классах. На изучение данного курса отводится 1 ч в неделю.