Программа ближайших научных исследований
Достижениями последних лет яяпяются устойчивые педап ческие тенденции - личностная ориентация образования; введение профильности, индивидуальных образовательных программ и траекторий учащихся; развитие и расширение эвристического обучения, главным образом в форме дистанционных эвристических олимпиад; продуктивная образовательная направленность школ на создание учениками портфолио; использование интернет-технологий и ресурсов для расширения миропонимания ученика и учителя, открытости и открываемости мира с помощью информационных телекоммуникаций.
Перечисленные тенденции вносят в педагогику и практику образования новые понятия, принципы, формы, методы обучения. Например, понятие «индивидуальная образовательная траектория» заставляет пересматривать подходы к отбору содержания образования, технологиям обучения.
Изменения в образовании, обусловленные его изменяющейся и изменяемой сущностью, а также сама жизнь являются источниками проблем, решение которых актуально для каждого человека - ученика и его родителя, педагога и ученого, управление и политика.
Для учителей, которые в свое время изучали традиционную классическую педагогику, дидактику, методики, Научная шк стала путеводителем по новшествам. Эти новшества относятся к человекосообразному типу образования, которое ставит целыйреализацию заложенного в учениках потенциала, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни и деятельности.
Программа исследований Научной школы включает в себя деятельность как ученых, так и учителей-экспериментаторов, методистов, администраторов образовательных учреждений, т.е. имеет разные уровни и ракурсы:
- философский;
- методологический;
- проектировочный;
- инновационный;
- методический;
- опытно-экспериментальный;
- массовый.
Научная школа объединена не только тематическими и организационными рамками, но и обшей системой взглядов, идей, традиций, относящихся к пониманию человека и его образования.
Основная задача Научной школы - создать образ новой современной школы, в которой происходит продуктивное эвристическое обучение, используются компьютерные технологии и Интернет.
Слоган Научной школы: «Открой в себе лучшее!»
Человек - «чело веков», т.е. ум столетий. Человекосообразность - ключевой термин Научной школы. Существуют различные понимания вопроса «что есть человек». Это не только предмет философии. В зависимости от понимания человека и его миссии устанавливается и реализуется та или иная система его образования, т.е. определяются педагогические, дидактические, методические ориентиры.
У каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но каждому человеку предоставляется право на собственную систему координат, индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. Человек может, а в ряде случаев должен согласовывать с другими системами координат свои принципы и действия, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, вуза, региона, страны и т.д.
Какие проблемы решает Научная школа? Прежде всего реальные и актуальные для современного образования. Основная проблематика Научной школы определяется: а) существующей реальностью, процессами в образовании и науке, б) конкретными фактами, подтверждающими их реальность; в) проблемами, необходимыми для решения с научной точки зрения.
Научная школа и ЦЦО (Центр дистанционного образования) «Эйдос» имеют необходимый арсенал средств для научно-мето-
дического обоснования, разработки и сопровождения экспериментальной деятельности школ. Это дистанционные курсы для педагогов, семинары и мастер-классы для студентов педагогических специальностей, разработка циклов курсов учебного и методического содержания, научное руководство экспериментальными площадками, исследованиями учителей-экспериментаторов.
Педагогика Научной школы
Как и в обычной школе, в Научной школе имеются свои цели, содержание, формы и методы работы, результаты, их оценка. Но Научная школа в отличие от обычной школы занимается не столько образованием людей, сколько порождением самой науки. Ради этой цели ставится задача обучения членов школы научному творчеству. Обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством. Привлечение и подготовка участников Научной школы - одна из ее задач.
Формы ученичества в Научной школе различны:
- участие в мероприятиях Научной школы: семинарах, конференциях, конкурсах;
- публикация работ в изданиях Научной школы;
- участие в форумах, электронных рассылках Научной школы.
В форумах Научной школы обсуждается более 150 тем, в каждой теме от 3 до 80 сообщений. Всего на форумах более 300 зарегистрированных участников. В период активных обсуждений появляется до 30 сообщений ежедневно.
За темами форума закреплены кураторы - представители Научной школы. Они задают рамки дискуссий, выполняют ана текстов, формулируют выводы.