Общая технология нововведений

Когда новшество разработано и инновационный процесс спро­ектирован, возникает необходимость управления. Как управлять

инновационными процессами? Н. Р. Юсуфбекова называет следу­ющие основные принципы управления инновацион­ными процессами.

1. Принцип управляемой инновационной смены состояний си­стемы образования. Этот принцип ориентирует на необходимость сознательной деятельности по переходу от одного состояния сис­темы образования к другому.

2. Принцип перехода от стихийных механизмов протекания инновационных процессов к сознательно управляемым.

3. Принцип информационной материально-технической и кад­ровой обеспеченности реализации основных этапов инновацион­ных процессов в образовании.

4. Принцип прогнозирования обратимых или необратимых струк­турных изменений в инновационной социально-педагогической

среде.

5. Принцип усиления устойчивости инновационных процессов

в образовании.

6. Принцип ускорения развития процессов нововведений в об­разовании.

Заметим, что названные принципы относятся к глобальным инновационным процессам. Их оказывается недостаточно на эта­пе проектирования инноваций, затрагивающих сферу личност­ных изменений в процессе обновления образования. В данном слу­чае требуется руководствоваться также принципом посильного участия субъектов инноваций.

Под технологией нововведенийпонимается набор методов, средств и последовательных мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность. В инноватике существуют различные виды тех­нологий нововведений, которые находят свое проявление и впедагогической сфере.

1. Внедрение - технология нововведений, при которой процесс нововведения осуществляется самим разработчиком, например учителем-новатором. Используется для нововведений, не требую­щих всего комплекса инновационных услуг.

2. Инжиниринг - комплексная технология нововведений, наи­более полно охватывающая все этапы инновационного цикла: от маркетинга, предпроектного обследования, бизнес-планирования, разработки до комплексной поставки оборудования, кадрового сопровождения и последующего сервисного обслуживания. Дан­ная технология была бы эффективна в программах Министерства образования и науки РФ по вопросам компьютеризации и под­ключения к сети Интернет отечественных школ. Эффект от их ре­ализации был бы значительно выше.

3. Консалтинг — технология нововведений, обеспечивающая этап выбора стратегии и планирования инновационной деятельности. Выполняется организациями, специализирующимися в области

экспертизы и консультаций. В области образования таких органи­заций практически нет.

4. Обучение — технология нововведений, обеспечивающая этап подготовки кадрового сопровождения нововведения. В той же про­грамме компьютеризации должны были быть предусмотрены зна­чительные усилия по подготовке кадров к использованию новой техники. В противном случае эффективность введения новшества под названием «компьютер в школе» остается нереализованной.

5. Передача технологии - технология нововведений, обеспечи­вшая реализацию инновационного проекта за счет передачи освоенной технологии в иную предметную сферу или в другие территории. Опорные конспекты В.Ф.Шаталова первоначально

осились к математике и физике, а затем были распространены на другие предметы. Техника групповой работы в очном обучении сегодня успешно перешла в область дистанционного обучения. Многие педагогические новшества, имеющие технологическую форму представления, вполне переносимы на другие области и территории.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о технологии педагогических нововведений. Под технологией в данном случае следует понимать способ превращения цели в результат, состоящий ; рациональном разделении деятельности на процедуры и операции.

В инновационном процессе вычленяются этапы, различа­ющиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и ис­полнение новшества. В настоящее время сложилась следующая последовательность этапов инновационного процесса (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова).

1. Этап рождения новой идеи и возникновения концепции новше­ства; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт - образец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое приме­нение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап - лучением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб-нно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну.

Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связан­ный с заменой его новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно сме­няющих друг друга этапов инновационного процесса представля­ет собой упрощенную схему реального его развертывания. Напри­мер, конкретный инновационный процесс необязательно вклю­чает все перечисленные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Кроме того, этапы инноваций могут рассматри­ваться с разных сторон, например со стороны учащихся.

А. А. Мешков приводит модель исследования инноваций через при­зму процессов восприятия индивида Восприятие новизны как та­ковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал рассматривающийся субъект как новый ра­нее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации тогда, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозиро­вать свое состояние в контексте инновационного процесса в тер­минах приобретения - потери социальных преимуществ. Этот феномен получил название инновационного восприятия. Иннова­ционное восприятие может развиваться у индивида впроцессе приобретения им новых знаний и пересмотра своих ценностей, установок, ожиданий.

Способность к нововведениям является одним из индикаторов культуры общества. Нововведения — один из важнейших факто­ров развития современного мира. Степень успешности развития как отдельных людей и организаций, так и общества в целом свя­зана со способностью к продуцированию и восприятию ими раз­ного рода нововведений. Нововведение есть процесс, сущность которого составляет инновационная деятельность, т.е. можно оп­ределить, что нововведение есть форма инновационной деятельно­сти.

В самом общем смысле инновация — это результат инновацион­ной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствован­ного продукта; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным или образовательным услу­гам.

Наши рекомендации