Общая технология нововведений
Когда новшество разработано и инновационный процесс спроектирован, возникает необходимость управления. Как управлять
инновационными процессами? Н. Р. Юсуфбекова называет следующие основные принципы управления инновационными процессами.
1. Принцип управляемой инновационной смены состояний системы образования. Этот принцип ориентирует на необходимость сознательной деятельности по переходу от одного состояния системы образования к другому.
2. Принцип перехода от стихийных механизмов протекания инновационных процессов к сознательно управляемым.
3. Принцип информационной материально-технической и кадровой обеспеченности реализации основных этапов инновационных процессов в образовании.
4. Принцип прогнозирования обратимых или необратимых структурных изменений в инновационной социально-педагогической
среде.
5. Принцип усиления устойчивости инновационных процессов
в образовании.
6. Принцип ускорения развития процессов нововведений в образовании.
Заметим, что названные принципы относятся к глобальным инновационным процессам. Их оказывается недостаточно на этапе проектирования инноваций, затрагивающих сферу личностных изменений в процессе обновления образования. В данном случае требуется руководствоваться также принципом посильного участия субъектов инноваций.
Под технологией нововведенийпонимается набор методов, средств и последовательных мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность. В инноватике существуют различные виды технологий нововведений, которые находят свое проявление и впедагогической сфере.
1. Внедрение - технология нововведений, при которой процесс нововведения осуществляется самим разработчиком, например учителем-новатором. Используется для нововведений, не требующих всего комплекса инновационных услуг.
2. Инжиниринг - комплексная технология нововведений, наиболее полно охватывающая все этапы инновационного цикла: от маркетинга, предпроектного обследования, бизнес-планирования, разработки до комплексной поставки оборудования, кадрового сопровождения и последующего сервисного обслуживания. Данная технология была бы эффективна в программах Министерства образования и науки РФ по вопросам компьютеризации и подключения к сети Интернет отечественных школ. Эффект от их реализации был бы значительно выше.
3. Консалтинг — технология нововведений, обеспечивающая этап выбора стратегии и планирования инновационной деятельности. Выполняется организациями, специализирующимися в области
экспертизы и консультаций. В области образования таких организаций практически нет.
4. Обучение — технология нововведений, обеспечивающая этап подготовки кадрового сопровождения нововведения. В той же программе компьютеризации должны были быть предусмотрены значительные усилия по подготовке кадров к использованию новой техники. В противном случае эффективность введения новшества под названием «компьютер в школе» остается нереализованной.
5. Передача технологии - технология нововведений, обеспечившая реализацию инновационного проекта за счет передачи освоенной технологии в иную предметную сферу или в другие территории. Опорные конспекты В.Ф.Шаталова первоначально
осились к математике и физике, а затем были распространены на другие предметы. Техника групповой работы в очном обучении сегодня успешно перешла в область дистанционного обучения. Многие педагогические новшества, имеющие технологическую форму представления, вполне переносимы на другие области и территории.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о технологии педагогических нововведений. Под технологией в данном случае следует понимать способ превращения цели в результат, состоящий ; рациональном разделении деятельности на процедуры и операции.
В инновационном процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. В настоящее время сложилась следующая последовательность этапов инновационного процесса (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова).
1. Этап рождения новой идеи и возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт - образец.
3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап - лучением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб-нно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну.
Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.
Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Например, конкретный инновационный процесс необязательно включает все перечисленные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Кроме того, этапы инноваций могут рассматриваться с разных сторон, например со стороны учащихся.
А. А. Мешков приводит модель исследования инноваций через призму процессов восприятия индивида Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал рассматривающийся субъект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации тогда, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения - потери социальных преимуществ. Этот феномен получил название инновационного восприятия. Инновационное восприятие может развиваться у индивида впроцессе приобретения им новых знаний и пересмотра своих ценностей, установок, ожиданий.
Способность к нововведениям является одним из индикаторов культуры общества. Нововведения — один из важнейших факторов развития современного мира. Степень успешности развития как отдельных людей и организаций, так и общества в целом связана со способностью к продуцированию и восприятию ими разного рода нововведений. Нововведение есть процесс, сущность которого составляет инновационная деятельность, т.е. можно определить, что нововведение есть форма инновационной деятельности.
В самом общем смысле инновация — это результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным или образовательным услугам.