Структура инновационного процесса
Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение. Полный жизненный цикл новведений включает следующие стадии: возникновение, рост,
трелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизацию, кризис, завершение.
Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов (В.С.Лазарев и др.).
1. Создание новшеств:
- анализ образовательной деятельности и выявление потреб-сти в изменениях;
- проектирование новшеств;
- экспериментальное апробирование новшеств;
- экспертиза новшеств.
2. Распространение новшеств:
- подготовка к распространению;
- информирование о новшествах;
- поддержка освоения новшеств;
- анализ распространения и освоения новшеств.
3. Освоение новшеств:
- анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;
- поиск новшеств,
- оценка и выбор новшеств;
- проектирование желаемого будущего образовательной системы;
- внедрение новшеств;
- анализ и оценка результатов изменений;
- институализация нововведений.
4. Образовательная деятельность.
Данная структура инновационного процесса характеризует административный подход и описыьает этапы, связанные с инновационными процессами, в которых участвуют множество научных и управленческих организаций, школ, внедренческих центров и т.д. В то же время педагогические инновации могут быть предметом внедрения на разных уровнях - от деятельности учителя или школы до всемирных образовательных систем. В таких чаях структура инновационного процесса может иметь иной вил. Например, О. Г. Хомерики и другие выделяют структуру инновационного процесса, которая включает в себя следующие составляющие:
а) деятельностную: совокупность таких компонентов, как мотив, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты, ре-
ализующиеся в определенных материальных, финансовых, временных и прочих условиях;
б) субъективную: инновационная деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной комиссии;
в) уровневую: взаимосвязанная инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном, городском, школьном уровнях;
г) содержательную: разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой;
д) управленческую: взаимодействие четырех видов таких управленческих действий, как планирование, организация, руководство, контроль.
В такой структуре уже предусмотрено место субъектам образования и определена их роль в инновационной деятельности на уровне образовательного учреждения.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. Чем инновационный процесс в образовании отличается от образовательного процесса?
2. Продумайте этапы инновационного процесса в образовании с позиций его субъектов: ученого, методиста, учителя, ученика, директора школы, руководителя департамента образования. Сравните эти этапы. Выполните это задание письменно.
2.2. Инновационная образовательная деятельность
Другое системное понятие педагогической инноватики — инновационная деятельность. Под нею понимается комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
Приводным механизмом инновационной деятельности является методология этой деятельности как система процедурных правил.
В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексии нововве -
ления. Основным результатом поискового этапа является сформулированная инновационная проблема цели и задачи нововведения. Далее следует инновационный проект намеченных преобразований. Знаковая или материальная фиксация новшества в форме новых предписаний выступает основным результатом этапа создания новшества. На этапе реализации инновационная деятельность включает в себя следующие действия: программно-сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотнесение полученных результатов с поставленными целями, полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом, например с альтернативной моделью школы.
Модель инновационной деятельности включает: инноватора, нормативные предписания, среду нововведения, процессуальный компонент, новшество, произведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс включает в себя, по крайней мере, три этапа: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработку идеи в прикладном аспекте, реализацию нововведения в практике.
Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.
Однако внутри инновационного процесса также происходит множество видов деятельности, которые могут называться инновационными. Например, деятельность автора инновации, организатора ее внедрения, методолога, педагога, ученика и др. У каждого из субъектов деятельности в результате возникает своя продукция, например: для ученика это могут быть образовательные результаты изучения темы, для учителя — новая освоенная методика, а для ученого - диагностические данные, характеризующие эффективность применения новшества. В этом случае речь должна вестись о взаимосвязанной системе видов деятельности, охватывающих инновацию. Попытаемся разобраться в наиболее значимых видах инновационной образовательной деятельности.
Учебная, педагогическая и методологическая деятельность в инноватике
Особенность методологической деятельности состоит в том, что дметом ее применения является другая деятельность, по отношению к которой субъект этой деятельности формулирует свои цели и выполняет действия. Поясним сказанное с помощью рис. 1. Введем обозначения для четырех видов деятельности.
УД — учебная деятельность учащихся. Продуктом их деятельности являются образовательные результаты — новые по отношению к тем, которые были или могли быть без нововведения.
ПДУ — педагогическая деятельность учителя-инноватора (организатора инноваций) в отношении УД. Продукт его деятельности — образовательный процесс, в который вводится новшество.
ПДП — педагогическая деятельность педагога (ученого), изучающего ПД и УД. Продуктом этой деятельности является педагогическая инноватика (элементы, относящиеся к нововведению).
МД — методологическая деятельность по отношению к ПДП и ПДУ. Продуктом этой деятельности является методология педагогической инноватики (методологические элементы, относящиеся к деятельности ученого, занимающегося педагогической инноватикой).
Как видно из рис. 1, каждая деятельность после учебной является по отношению к предыдущей деятельностью более высокого порядка. Учитель-инноватор организует деятельность учеников, используя для этого новшество. Описание педагогической работы учителя-инноватора происходит в рамках педагогической инноватики, этим занимается педагог-ученый. Описание педагогиче-
ской деятельности этого педагога есть деятельность еще более высокого порядка, это и есть собственно методологическая деятельность.
Теоретически можно считать, что две или даже три разные деятельности может осуществлять один и тот же человек, который и ведет обучение, и анализирует его с точки зрения педагогической инноватики, и осуществляет методологическое осмысление. Но в реальности такое сочетание не может быть эффективным, поскольку совмещать три разных объекта и соответствующую им деятельность одновременно весьма непросто, практики невозможно.
Другая проблема заключена в отсутствии на рис. 1 стрелок от методолога непосредственно к ПДУ - педагогической деятельности учителя-инноватора и к УД -учебной деятельности учащихся.
Например, в некоторых методологически ориентированных инновационных школах существует должность школьного методолога, который участвует в проектировании, отслеживании, осмыслении и корректировке задаваемых инновационных процессов. То есть в данном случае на рис. 1 должны быть стрелками обозначены взаимодействия методолога с учителем и учениками. Действительно, в этих случаях возможно участие методолога в исследовании и обосновании данных видов деятельности других субъектов инновационных процессов, например создание и предъявление им методологической продукции, относящейся к их деятельности.
Важным добавлением к рис. 1 является тот факт, что каждый из перечисленных видов деятельности включает в себя рефлексию разного порядка: первого (ученики), второго (учитель), третьего (педагог) и четвертого (методолог).
Функции субъектов инноваций
В инновационно-педагогической деятельности присутствует несколько функций инноватора, которые могут быть закреплены за одним или несколькими субъектами инновационной деятельности. Перечислим их: управленец, педагог - экспериментатор, проблематизатор, исследователь, методолог, проектировщик, конструктор, плановик, оформитель. С помощью данных функций реализуются основные виды деятельности инноватора. Поясним ключевые характеристики данных позиций.
Управленец обеспечивает перевод нововведения из проектного состояния в конкретное практическое действие.
Педагог-экспериментатор осуществляет планируемые изменения в образовательном процессе, опираясь на педагогическую структуру и содержание новшества.
Проблематизатор отыскивает, выявляет и фиксирует возникающие противоречия, приводит контраргументы планируемым действиям, осуществляет перевод проблем в плоскость конструктивного представления и основания для коррекции нововведения.
Методолог «держит» рамку с обозначенными целями, смыслами и характеристиками новшества в образовании, отслеживает соответствие им происходящих процессов, организует и осуществляет рефлексию на всех этапах нововведения.
Проектировщик проектирует и перепроектирует планируемые процессы, выполняя эту работу совместно с плановиком, который соотносит желаемое с действительным и прописывает хронологию нововведения.
Конструктор в отличие от проектировщика создает, воплощает, конструирует спроектированные процессы и объекты.
Оформитель обозначает и фиксирует ход и результаты нововведения, создает описание педагогического произведения.
Кроме специфических функций у каждой группы субъектов имеются общие. Такими функциями являются прежде всего целе-полагание и инновационные решения.
Целеполагание — один из основных процессов инновационного мышления. Его необходимо формировать у субъектов педагогических инноваций. Делать это можно не только в ходе самих инноваций, но и отдельно от них, например с помощью специально организуемых тренингов. Так, В. Е. Емец предлагает следующие этапы формирования навыков целеполагания в процессе специально организованного тренинга:
- определение ценностей и целей (есть ли удовлетворение в своей профессии, должности, статусе, нет ли ощущения, что судьба может предоставить большее);
- определение существенных возможностей для достижения целей (возможностей для личного и профессионального роста может оказаться больше, чем кажется). Следует выявлять как можно больше вариантов. Предлагаются методы эвристического мышления, например «мозговой штурм», групповая работа;
- выяснение степени реальности в достижении целей и доли
риска;
- определение иерархии целей (выяснение степени важности, с тем чтобы избежать напрасной траты жизненной энергии, внутренних конфликтов, ощущения бессмысленности деятельности):
- определение последовательности этапов достижения целей (с чего начать, как распределить время и силы);
- установление временных границ индивидуально и зависит от «стартовых возможностей» личности (не «надорваться» в начале пути);
- контроль достижений (в меняющемся мире меняются условия и возможности; необходимо вносить коррекцию).
Если цели во время тренинга не достигнуты, перед участниками ставятся рефлексивные вопросы.
• Действительно ли ваши цели важны для вас? (Нежеланные цели остаются недостигнутыми.)
• Реальны ли ваши цели?
• Вложили ли вы в достижение целей достаточно сил и внимания?
• Сохраняют ли ваши цели актуальность? Не устарели ли они при новых обстоятельствах?
• Достаточно ли вы привлекали к делу окружающих? (Без помощи и поддержки многие цели обречены.)
• Не рано ли вы отступились от борьбы за цель?
• Насколько сильно вы «удерживали» цель в повседневной жизни? (Позитивная установка на результат.)
Анализ предлагаемой автором методики поэтапного развития навыков целеполагания дает возможность решить следующие задачи, актуальные для подготовки участников к инновациям: определить их личные и профессиональные цели; активизировать личностное и профессиональное функционирование; конкретизировать процесс целереализации.
Основанием типологий инновационных решений го служит уровень вовлеченности членов организации в различные стадии инициирования процесса принятия решения. В фазе рения оценивается информация о потенциале инновации. Решающее значение обретает качество каналов передачи информации. Выделяют: 1) административные решения (члены организации не влияют на процесс принятия решений); 2) коллективные (партисипативные) решения (члены организации определяют процесс принятия решений).
Считается, что решения первого типа эффективнее, поскольку сокращают масштабы сопротивления изменениям. Если же решения принимаются коллективно, то это происходит по прави-вм большинства, что не исключает иного мнения тех, кто остается в меньшинстве. А это, в свою очередь, может тормозить инновации.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. Чем инновационный процесс отличается от инновационной деятельности?
2. Рассмотрите схему, на которой изображено взаимодействие учебной, педагогической и методологической деятельностей. Составьте и обоснуйте аналогичную, но более расширенную схему, в которой будут отражены следующие субъекты инноваций: управленец, педагог-экспериментатор, проблематизатор, методолог, проектировщик, конструктор, оформитель.