Методологические основания педагогической инноватики
Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Все это — методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений.
В процессе исследования инновационных процессов в образовании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологического плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педагогической инноватики оказывается не менее актуальным, чем создание самой педагогической инноватики.
Н. Р. Юсуфбекова считает педагогическую инноватику направлением методологических исследований, поскольку именно в этой науке можно представить систему знаний о создании, освоении и распространении педагогических новшеств. Педагогическая инно-ватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедрения в практику; обосновать и развить принцип единства исследовательской деятельности и деятельности преобразования педагогической действительности.
В предстоящих построениях нам потребуется опора на уже имеющуюся методологическую базу. Для этого вполне уместно использовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики, который, заметим, хотя и является достаточно сформированным, но также находится в стадии развития.
Что же такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов на этот счет имеются различные понимания, включающие как проблемы, специфические для педагогической области, так и вопросы философского и общенаучного уровней (например, системный подход).
Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано
М.А.Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую действительность»1 — и развито позднее В. В. Краевским: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований»2.
Вышеприведенные построения позволяют сформулировать следующее определение: методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Итак, нас интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.
В чем состоит задача методологии педагогической инноватики? Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое представление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процессов, обосновать методологические подходы к их изучению в рамках педагогической инноватики. В этом направлении пока делаются только первые шаги.
Н. Р. Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противоречия3.
1. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления.
2. Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.
3. Тенденция внедрения. Применение нового принимает массовый характер.
4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.
1 Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. - М., 1973.-С. 73.
2 Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов - исследователей. - Чебоксары, 2001. — С. 16.
3 См.: Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближнего Зарубежья. - М., 1994. - С. 31- 44.
Развитие воспитательных систем школ предполагает прохождение трех основных взаимосвязанных этапов:
1) возникновения нового педагогического явления — воспитательной системы школы и его теоретическое осмысление в новом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;
2) освоения новшества педагогическим сообществом;
3) применения, внедрения в практику работы школ. Каждый из трех этапов отличается своими конкретными противоречиями и особенностями их разрешения.
Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель воспитания — формирование гармонично развитой личности — не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.
Для второго этапа существенно противоречие между несистемным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.
Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, существующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.
С методологических позиций необходимо определить закономерности развития инновационных педагогических систем и процессов. Белорусский ученый И.И.Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной системы1.
1. Система развивается неравномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.
2. Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обоснованием. Они преобладали до 70-х гг. XX в.
3. Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).
4. Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.
5. В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на ценности результата.
1 См.: Цыркун И. И. Инновационные модели развития педагогической науки // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. конгресса. 27 — 29 мая 2003 г. — Минск, 2003. — С. 5— 10.
6. В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появления модернистских нововведений.
7. Радикальные нововведения, как правило, связаны с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащихся.
8. Развитие инновационной системы осуществляется с эволюционными циклами. Максимумы развития соответствуют периодам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гг.
9. В инновационной системе происходят смены позиций переменных и постоянных составляющих образования.
Среди перечисленных закономерностей значимой, на наш взгляд, является седьмая закономерность, определяющая вектор радикальных нововведений, который связан с целями развития и саморазвития личности учащихся. Действительно, данная закономерность является смысловой, т.е. относится к сути образования как развития человека. Остальные выявленные закономерности относятся в большей степени к характеристикам процесса нововведений и условий их осуществления.
В основе любой научной теории лежат выявленные закономерности и законы. В инноватике как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформулированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недостаточно и нуждается в дополнительных исследованиях. В качестве одного из первых обобщений приведем данные Н.Р. Юсуфбековой, которая сформулировала следующие законы педагогической инноватики.
1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впоследствии оказывается невозможным восстановить эти представления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.
2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.
3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.
4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.
Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие законы, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инно-
ватики - установить именно те законы и закономерности, которые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из главных компонентов которого является понятийный аппарат. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. Как вы предлагаете решить противоречие между внедренческой сутью инноваций и личностно ориентированным подходом к обучению?
2. Сформулируйте цели одной и той же инновации с позиций разных субъектов образования, его проектирования и реализации: ученика, педагога, ученого, методиста, директора школы, министра образования, директора издательства. Как педагогическая инноватика может обеспечить комплексное и согласованное достижение всех этих целей?
3. Приведите примеры двух образовательных инноваций, участником которых вы являлись. Есть ли у них общие закономерности? Если да, то какие? Обоснуйте, что это именно закономерности, а не случайные повторения.
4. Какие задачи педагогической инноватики вы можете сформулировать в отношении происходящих в вашем регионе образовательных инноваций?
Основные понятия педагогической инноватики
Новое, новизна
Словарь С.И.Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый».1 Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.
Новизна — один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в объективно-временном плане.
1 Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1986. — С. 358.
То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.
Новшество
Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.
Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.
Н.Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания»1.
М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество - «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства»2.
В.С.Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и нововведение - это тождественные понятия. Они рассматривают нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. «Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным»3.
Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество — нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования
1 Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991. — С. 31.
2 Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева. — М., 1995. — С. 105.
3 Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 15.
нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.
По отношению к новшествам инновационный процесс определяется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или, наоборот, устареть.
Новшество новшеству - рознь. Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Перечислим уровни новшеств в образовании.
1. Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.
Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.
2. Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.
Пример: завуч составляет в старших классах расписание занятий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2 - 3 предметам вместо 5 - 7.
3. Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.
Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.
4. Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.
Пример: методика опорных конспектов Шаталова - способ изучения того же объема традиционного материала за менее длительное время.
5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.
Пример: система «погружения» М.П.Щетинина.
6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента.
Примеры: концепция и технология личностно ориентированного образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ - педагогика; дидактическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий.
Инновация, нововведение
Исторически под инновацией понималось введение элементов одной культуры в другую. Теперь инновацией часто называют нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Понятие «нововведение» будем считать синонимом понятия «инновация».
Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis (in - в, novus - новый) и трактуется как нововведение1. Н.И.Лапин2 отмечает, что этимология слова «нововведение» (innovation) указывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и использование какого-либо новшества. Автор обращает внимание, что нововведение и новшество не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.
Нововведение — это внедрение нового в существующий процесс; «вновление» (В. И. Слободчиков) — органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.
А. И. Пригожиq3 считает, что нововведение выступает в качестве формы управляемого развития и есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Нововведение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое. Соответственно предмет инноватики — это создание, распространение разного типа новшеств.
Согласно А.А. Мешкову, инновация - это «комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рассматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, харак-
1 Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 238.
2 См.: Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах. — М., 1980. — С. 6.
3 См.: Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). — М., 1989. — С. 28.
теризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов»1. Именно поэтому современная педагогическая инноватика имеет понятийный аппарат, насыщенный терминами, заимствованными из разных областей человеческого знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, теории управления, экономики.
С позиций методологии педагогической инноватики нас интересует предложение А.А. Мешкова, в котором он говорит о двух подходах в изучении инновации: организационно-ориентированном и индивидуально-ориентированном. В организационно-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.
В индивидуально-ориентированном подходе описывается процесс, посредством которого некий социокультурный объект (новшество) становится частью набора образцов поведения индивидов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы — индивид и инновация.
В общенаучном смысле понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы.
Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.
Инновация имеет и общефилософское содержание. Природа инноваций диалектична: они рождаются по закону отрицания,
1 См.: Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социс. — 1996. — № 5. — С. 117.
вырастая количественно и качественно на основе разрешения объективно существующих противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности, общества и школы1. Создание нового отрицает старое.
Инновация выражает философский принцип единства и борьбы противоположностей. В термине «инновация» заложено дуалистическое понимание: с одной стороны, создание нового, с другой — его реализация; творение нового и его последующее существование в реальной действительности.
Инноватика
Под инноватикой обычно понимается наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего.
В трактовке А. И. Субетто2 инноватика как наука включает прогностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в
развитии систем (и по принципу инверсии — как общую теорию обновления и развития систем).
Мы уже отмечали, что развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответствующим областям знаний и деятельности — экономике, менеджменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, средства коммуникации, промышленные образцы новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д., запланированные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу. Инновации не просто нарушают существующие традиции, они приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные деловые предприятия. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 1970-х гг., составила в среднем около 56 %. В то же время средняя норма прибыли от инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, несмотря на всю авантюрность различных проектов,
1 См.: Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: 2000 – с.27
2 См.: Субетто А.И. Этика педагогических инноваций // «Академия тринитаризма» - М.: Эл. № 77 – 6567, публ. 10929., 12.01.2004 [Электронный ресурс], 2004 – Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm
новаторы с хорошими идеями и конкретными достижениями привлекают внимание большого числа потенциальных инвесторов.
Инновационные процессы активно изучаются в области экономики, менеджмента. С точки зрения гуманитарной инноватики и менеджмента А.Тупицын предлагает следующее рабочее определение: «Инновация — это новый способ думать и делать. Отметим, что в этом определении важны оба слова — и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано. Всякая инновация начинается с нового взгляда, с допущения новой возможности»1.
К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие технологические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Практическое освоение новшеств в нововведениях означает реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноосферы, укреплению обороноспособности страны.
Спрос на инновации свидетельствует об общественном признании интеллектуальной и производственной деятельности широкого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенностями инноваций являются высокая неопределенность в достижении желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Новизна потребительских свойств технических процессов как товаров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.
Инновационная деятельность
Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной деятельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.
Отдельными компонентами целостной системы любой инновационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же
1 Гуманитарная инноватика // Сообщение. — 2002. — № 3.
недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в общественном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрессивном.
Элементом инновационной деятельности является инновационный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики.
В современной теории инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововведения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в недрах предшествующего уклада. Появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятельности и самостоятельное значение. Например, процессы, связанные с применением здоровье - и ресурсосберегающих педагогических технологий, компьютеризации и «интернетизации» обучения, повышения качества обучения при использовании прогрессивных форм и методов обучения и т.д. Такого рода нововведения-процессы повышают качество учебного процесса и конкурентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.
Нововведения-процессы значительно меньше подвержены изменениям, чем, например, это происходит в отношении нововведений-продуктов. Модернизация или модификация продлевает жизненный цикл заложенного типа образования как возможной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносятся некоторые изменения с целью большего соответствия требованиям времени.
Таким образом, непременное и обязательное условие в инновационной деятельности — распространение и тиражирование диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых
методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек — будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.
Инновационная идея
В инноватике инновационной идеей называется заявка о появившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (исследователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, администраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится выработке научно-технических или научно-педагогических идей. На их основе разрабатываются и принимаются решения, показывающие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования или так называемого «концептуального проектирования». Потребителю — исполнителю следующей стадии инновационного цикла — идея и замысел поступают в виде отчета по научно-исследовательской работе с техническим заданием и предложением по использованию результатов. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений. В образовании данные процессы не столь выражены из-за его достаточно массовой и длительной «бесплатности». В то же время, если рассматривать образование как услугу, инновационные идеи могут иметь в данной сфере такое же значение, как и в других областях.
В основе инновационной идеи заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сформированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания продукта или алгоритм осуществления процесса, базируемые на идее и выраженные необходимыми средствами. Инновационная идея в педагогике может быть воплощена посредством нескольких разных решений с сочетанием различных технологических признаков.
Инновационная программа
Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инноваци-
онной программе проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руководство, централизованное по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.
Примерами инновационной программы могут быть: технологический прорыв в заданном направлении, например в компьютеризации образования, повышение престижа или конкурентоспособности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.
Сформировать и реализовать инновационную программу может только крупное объединение организаций, регион или мегаполис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационной программы требует объединения различных организаций, финансовых учреждений, администрации регионов и государства, а во многих случаях и межгосударственных соглашений. Для разработки и реализации инновационных программ в области образования необходимо привлечение специалистов разных сфер — педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управленцев, политиков, представителей общественности и др. Отсутствие комплексного подхода к разработке инновационных программ в области образования — типичная ошибка, приводящая к отрицательным результатам их реализации.
Инновационная доктрина
По отношению к образованию инновационная доктрина понимается как система базовых положений, выработанных руководством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:
объект, в котором происходит обновление (образовательные области, учебные предметы; регионы, в которых планируются нововведения, и т.д.); 2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандарты, структура и содержание образования, педагогическая технология, система диагностики и контроля, образовательные ресурсы, система управления, организационная структура и др.) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций); 3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне госу-
дарства собираются предложения общества, специалистов, ученых; после анализа предложений вырабатывается проект, который апробируется в общест