Методологические основания педагогической инноватики

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответству­ющих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, об­основывают педагогическую инноватику, ее собственные прин­ципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для тео­ретических учений. Все это — методологические аспекты изуче­ния и конструирования педагогических нововведений.

В процессе исследования инновационных процессов в образо­вании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологиче­ского плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педаго­гической инноватики оказывается не менее актуальным, чем со­здание самой педагогической инноватики.

Н. Р. Юсуфбекова считает педагогическую инноватику направ­лением методологических исследований, поскольку именно в этой науке можно представить систему знаний о создании, освоении и распространении педагогических новшеств. Педагогическая инно-ватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедре­ния в практику; обосновать и развить принцип единства исследо­вательской деятельности и деятельности преобразования педаго­гической действительности.

В предстоящих построениях нам потребуется опора на уже име­ющуюся методологическую базу. Для этого вполне уместно ис­пользовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики, который, заметим, хотя и является достаточно сфор­мированным, но также находится в стадии развития.

Что же такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов на этот счет имеются различные понима­ния, включающие как проблемы, специфические для педагоги­ческой области, так и вопросы философского и общенаучного уровней (например, системный подход).

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необхо­димость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как орга­ничного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуем­ся определением методологии педагогики, которое было дано

М.А.Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагоги­ческую действительность»1 — и развито позднее В. В. Краевским: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества спе­циально-научных педагогических исследований»2.

Вышеприведенные построения позволяют сформулировать сле­дующее определение: методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, нас интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновыва­ют педагогическую инноватику, ее собственные принципы, зако­номерности, понятийный аппарат, средства, границы примени­мости и другие научные атрибуты, характерные для теоретиче­ских учений.

В чем состоит задача методологии педагогической инноватики? Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое пред­ставление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процес­сов, обосновать методологические подходы к их изучению в рам­ках педагогической инноватики. В этом направлении пока делают­ся только первые шаги.

Н. Р. Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противо­речия3.

1. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает по­требность структурного и содержательного обновления.

2. Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновле­ние состава и структуры педагогического сообщества.

3. Тенденция внедрения. Применение нового принимает массо­вый характер.

4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

1 Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специаль­ной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. - М., 1973.-С. 73.

2 Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов - исследова­телей. - Чебоксары, 2001. — С. 16.

3 См.: Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инноваци­онных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближне­го Зарубежья. - М., 1994. - С. 31- 44.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохож­дение трех основных взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления — воспи­тательной системы школы и его теоретическое осмысление в но­вом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ. Каждый из трех этапов отличается своими конкретными про­тиворечиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель вос­питания — формирование гармонично развитой личности — не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистем­ным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, су­ществующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методологических позиций необходимо определить законо­мерности развития инновационных педагогических систем и про­цессов. Белорусский ученый И.И.Цыркун выявил следующие за­кономерности развития инновационной системы1.

1. Система развивается неравномерно. В развитии инновацион­ной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.

2. Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обосно­ванием. Они преобладали до 70-х гг. XX в.

3. Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).

4. Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

5. В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на цен­ности результата.

1 См.: Цыркун И. И. Инновационные модели развития педагогической науки // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы разви­тия: материалы Междунар. конгресса. 27 — 29 мая 2003 г. — Минск, 2003. — С. 5— 10.

6. В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появле­ния модернистских нововведений.

7. Радикальные нововведения, как правило, связаны с устрем­лением инноваторов к достижению целей развития и саморазви­тия личности учащихся.

8. Развитие инновационной системы осуществляется с эволю­ционными циклами. Максимумы развития соответствуют перио­дам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гг.

9. В инновационной системе происходят смены позиций пере­менных и постоянных составляющих образования.

Среди перечисленных закономерностей значимой, на наш взгляд, является седьмая закономерность, определяющая вектор радикальных нововведений, который связан с целями развития и саморазвития личности учащихся. Действительно, данная законо­мерность является смысловой, т.е. относится к сути образования как развития человека. Остальные выявленные закономерности относятся в большей степени к характеристикам процесса ново­введений и условий их осуществления.

В основе любой научной теории лежат выявленные закономер­ности и законы. В инноватике как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформулированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недо­статочно и нуждается в дополнительных исследованиях. В качестве одного из первых обобщений приведем данные Н.Р. Юсуфбековой, которая сформулировала следующие законы педагоги­ческой инноватики.

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инноваци­онной среды. Целостные представления о каких-либо педагогиче­ских процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впо­следствии оказывается невозможным восстановить эти представ­ления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровы­ми и духовными возможностями педагогического сообщества.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педа­гогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практи­ческого действия.

4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие зако­ны, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инно-

ватики - установить именно те законы и закономерности, кото­рые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из глав­ных компонентов которого является понятийный аппарат. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1. Как вы предлагаете решить противоречие между внедренческой сутью инноваций и личностно ориентированным подходом к обучению?

2. Сформулируйте цели одной и той же инновации с позиций разных субъектов образования, его проектирования и реализации: ученика, пе­дагога, ученого, методиста, директора школы, министра образования, директора издательства. Как педагогическая инноватика может обеспе­чить комплексное и согласованное достижение всех этих целей?

3. Приведите примеры двух образовательных инноваций, участником которых вы являлись. Есть ли у них общие закономерности? Если да, то какие? Обоснуйте, что это именно закономерности, а не случайные по­вторения.

4. Какие задачи педагогической инноватики вы можете сформулиро­вать в отношении происходящих в вашем регионе образовательных ин­новаций?

Основные понятия педагогической инноватики

Новое, новизна

Словарь С.И.Ожегова предлагает следующее определение по­нятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый».1 Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое но­вое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образователь­ной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения но­вого в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Новизна — один из основных критериев оценки педагогиче­ских исследований, результат нововведения. Новизна всегда отно­сительна как в личностном, так и в объективно-временном плане.

1 Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1986. — С. 358.

То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.

Новшество

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих поня­тий разными авторами оказываются различны.

Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под нов­шеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изме­нение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

Н.Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «та­кое содержание возможных изменений педагогической действи­тельности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспи­тания»1.

М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество - «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства»2.

В.С.Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и ново­введение - это тождественные понятия. Они рассматривают но­вовведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. «Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, став­шее из возможного действительным»3.

Следует различать новшества и нововведения. Если под педаго­гическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, тех­нологию или систему, то нововведением в этом случае будет про­цесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество — нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработан­ное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования

1 Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разра­ботки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991. — С. 31.

2 Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева. — М., 1995. — С. 105.

3 Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные по­нятия // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 15.

нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

По отношению к новшествам инновационный процесс опре­деляется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или, наоборот, устареть.

Новшество новшеству - рознь. Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Перечислим уровни новшеств в образовании.

1. Усовершенствование - изменение одного или более элемен­тов образовательного процесса; приспособление известной мето­дики к новым условиям учебной деятельности.

Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.

2. Рационализация - установление нового правила использова­ния известных педагогических средств для решения традицион­ных задач.

Пример: завуч составляет в старших классах расписание заня­тий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновре­менной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2 - 3 предметам вместо 5 - 7.

3. Модернизация - изменение нескольких элементов действую­щей образовательной системы.

Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.

4. Эвристическое решение - отыскание способа решения извест­ных педагогических проблем; создание и использование неизвест­ных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

Пример: методика опорных конспектов Шаталова - способ изучения того же объема традиционного материала за менее дли­тельное время.

5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществ­ления образования. Педагогическое изобретение может быть ком­бинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.

Пример: система «погружения» М.П.Щетинина.

6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой пе­дагогической задачи, приводящей к принципиальному обновле­нию образовательной системы в целом или существенному улуч­шению ее составляющего элемента.

Примеры: концепция и технология личностно ориентированно­го образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ - педагогика; дидак­тическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий.

Инновация, нововведение

Исторически под инновацией понималось введение элементов одной культуры в другую. Теперь инновацией часто называют но­вовведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятие «нововведение» будем считать синонимом понятия «инновация».

Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis (in - в, novus - новый) и трактуется как нововведение1. Н.И.Лапин2 отмечает, что этимология слова «нововведение» (innovation) ука­зывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и исполь­зование какого-либо новшества. Автор обращает внимание, что нововведение и новшество не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.

Нововведение — это внедрение нового в существующий про­цесс; «вновление» (В. И. Слободчиков) — органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.

А. И. Пригожиq3 считает, что нововведение выступает в каче­стве формы управляемого развития и есть такое целенаправлен­ное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, отно­сительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто ма­териальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Ново­введение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из од­ного состояния в другое. Соответственно предмет инноватики — это создание, распространение разного типа новшеств.

Согласно А.А. Мешкову, инновация - это «комплексный со­циокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рас­сматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, харак-

1 Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 238.

2 См.: Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Со­циальные факторы нововведений в организационных системах. — М., 1980. — С. 6.

3 См.: Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). — М., 1989. — С. 28.

теризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов»1. Именно поэтому современная педагогическая инноватика имеет понятий­ный аппарат, насыщенный терминами, заимствованными из раз­ных областей человеческого знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, теории управления, эко­номики.

С позиций методологии педагогической инноватики нас инте­ресует предложение А.А. Мешкова, в котором он говорит о двух подходах в изучении инновации: организационно-ори­ентированном и индивидуально-ориентированном. В организацион­но-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательно­му процессу, где два или более представления, идеи, объекта со­четаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Ин­новация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.

В индивидуально-ориентированном подходе описывается про­цесс, посредством которого некий социокультурный объект (нов­шество) становится частью набора образцов поведения индиви­дов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда осо­бым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы — индивид и инновация.

В общенаучном смысле понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в ши­роком смысле это могут быть качественные и (или) количествен­ные изменения в различных сферах и элементах системы.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, науч­но-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усо­вершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Инновационный про­цесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Инновация имеет и общефилософское содержание. Природа инноваций диалектична: они рождаются по закону отрицания,

1 См.: Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в амери­канской социологии // Социс. — 1996. — № 5. — С. 117.

вырастая количественно и качественно на основе разрешения объективно существующих противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности, общества и школы1. Создание нового отрицает старое.

Инновация выражает философский принцип единства и борь­бы противоположностей. В термине «инновация» заложено дуалистическое понимание: с одной стороны, создание нового, с дру­гой — его реализация; творение нового и его последующее суще­ствование в реальной действительности.

Инноватика

Под инноватикой обычно понимается наука, изучающая при­роду, закономерности возникновения и развития инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего.

В трактовке А. И. Субетто2 инноватика как наука включает про­гностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в

развитии систем (и по принципу инверсии — как общую теорию обновления и развития систем).

Мы уже отмечали, что развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответ­ствующим областям знаний и деятельности — экономике, менед­жменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, средства коммуника­ции, промышленные образцы новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д., запланирован­ные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу. Инновации не просто нарушают существующие традиции, они приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные де­ловые предприятия. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 1970-х гг., составила в среднем около 56 %. В то же время средняя норма прибыли от инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, несмотря на всю авантюрность различных проектов,

1 См.: Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: 2000 – с.27

2 См.: Субетто А.И. Этика педагогических инноваций // «Академия тринитаризма» - М.: Эл. № 77 – 6567, публ. 10929., 12.01.2004 [Электронный ресурс], 2004 – Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm

новаторы с хорошими идеями и конкретными достижениями при­влекают внимание большого числа потенциальных инвесторов.

Инновационные процессы активно изучаются в области эко­номики, менеджмента. С точки зрения гуманитарной инноватики и менеджмента А.Тупицын предлагает следующее рабочее опре­деление: «Инновация — это новый способ думать и делать. Отме­тим, что в этом определении важны оба слова — и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано. Всякая инно­вация начинается с нового взгляда, с допущения новой возмож­ности»1.

К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие техно­логические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Практическое освоение новшеств в нововведениях означает реа­лизацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлет­ворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноо­сферы, укреплению обороноспособности страны.

Спрос на инновации свидетельствует об общественном при­знании интеллектуальной и производственной деятельности ши­рокого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенно­стями инноваций являются высокая неопределенность в достиже­нии желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Но­визна потребительских свойств технических процессов как това­ров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.

Инновационная деятельность

Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организа­ции информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной дея­тельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.

Отдельными компонентами целостной системы любой инно­вационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же

1 Гуманитарная инноватика // Сообщение. — 2002. — № 3.

недостаточное внимание к развитию одного из компонентов це­лостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продук­цию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в обществен­ном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрес­сивном.

Элементом инновационной деятельности является инноваци­онный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики.

В современной теории инноватики различают нововведения-про­дукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововве­дения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в недрах предшествующего уклада. Появление неординарных ново­введений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятель­ности и самостоятельное значение. Например, процессы, связан­ные с применением здоровье - и ресурсосберегающих педагоги­ческих технологий, компьютеризации и «интернетизации» обуче­ния, повышения качества обучения при использовании прогрес­сивных форм и методов обучения и т.д. Такого рода нововведе­ния-процессы повышают качество учебного процесса и конку­рентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образо­вательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.

Нововведения-процессы значительно меньше подвержены из­менениям, чем, например, это происходит в отношении ново­введений-продуктов. Модернизация или модификация продлева­ет жизненный цикл заложенного типа образования как возмож­ной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносят­ся некоторые изменения с целью большего соответствия требова­ниям времени.

Таким образом, непременное и обязательное условие в инно­вационной деятельности — распространение и тиражирование диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых

методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основ­ным элементом которой, ее олицетворением является человек — будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.

Инновационная идея

В инноватике инновационной идеей называется заявка о по­явившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ис­следователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, ад­министраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится вы­работке научно-технических или научно-педагогических идей. На их основе разрабатываются и принимаются решения, показываю­щие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования или так называемого «концептуального проек­тирования». Потребителю — исполнителю следующей стадии ин­новационного цикла — идея и замысел поступают в виде отчета по научно-исследовательской работе с техническим заданием и пред­ложением по использованию результатов. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений. В образовании данные процессы не столь выражены из-за его доста­точно массовой и длительной «бесплатности». В то же время, если рассматривать образование как услугу, инновационные идеи могут иметь в данной сфере такое же значение, как и в других областях.

В основе инновационной идеи заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сфор­мированное на основе интуитивной догадки и эмпирических дан­ных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания продукта или алгоритм осуществления процес­са, базируемые на идее и выраженные необходимыми средствами. Инновационная идея в педагогике может быть воплощена посред­ством нескольких разных решений с сочетанием различных тех­нологических признаков.

Инновационная программа

Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инноваци-

онной программе проекты взаимосвязаны функционально, а так­же по срокам, исполнителям и ресурсам. Предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руко­водство, централизованное по функциям стратегического плани­рования, финансирования, мониторинга, координации, право­вого обеспечения.

Примерами инновационной программы могут быть: техноло­гический прорыв в заданном направлении, например в компью­теризации образования, повышение престижа или конкуренто­способности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.

Сформировать и реализовать инновационную программу мо­жет только крупное объединение организаций, регион или мега­полис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационной программы требует объединения различных организаций, финансовых учреждений, администрации регионов и государства, а во многих случаях и межгосудар­ственных соглашений. Для разработки и реализации инновационных программ в об­ласти образования необходимо привлечение специалистов разных сфер — педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управлен­цев, политиков, представителей общественности и др. Отсутствие комплексного подхода к разработке инновационных программ в области образования — типичная ошибка, приводящая к отрицательным результатам их реализации.

Инновационная доктрина

По отношению к образованию инновационная доктрина по­нимается как система базовых положений, выработанных руко­водством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:

объект, в котором происходит обновление (образователь­ные области, учебные предметы; регионы, в которых планируют­ся нововведения, и т.д.); 2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандар­ты, структура и содержание образования, педагогическая техно­логия, система диагностики и контроля, образовательные ресур­сы, система управления, организационная структура и др.) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций); 3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне госу-

дарства собираются предложения общества, специалистов, уче­ных; после анализа предложений вырабатывается проект, кото­рый апробируется в общест

Наши рекомендации