Мониторинг как технология оценки реализации инклюзивного процесса

Понимая природу развития инклюзивного образования как процес­са, становится понятна необходимость анализа его динамики. Развитие инклюзивного процесса в общем образовании состоит из ряда различ­ных подпроцессов, многие из которых нуждаются в отслеживании. На решение этих задач направлен мониторинг.

Обычно мониторинг служит задачам информационного обеспече­ния управления процессом развития инклюзивного образования, что позволяет обеспечить его дальнейший прогноз, своевременно решить какие-либо выявленные проблемы.

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хране­ния и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в лю­бой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.Н. Майоров)

Мониторинг в школе — это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирова­ние их развития (Писарева С.А., Иванов С.А., Пискунова Е.В.)

Мониторинг проводится в тех случаях, когда необходимо получение достоверной информации о состоянии и деятельности системы. Полез­ность информации, полученной в ходе мониторинга, приобретает чрез­вычайное значение с двух позиций: с точки зрения потребностей управ­ления (на разных уровнях системы) и с точки зрения потребителей ин­формации — педагогов, учащихся, родителей, социума в целом.

Кому может быть интересна и полезна информация, получаемая уч­реждением в процессе мониторинга? Внутри школы — это, безусловно, администрация, учителя, учащиеся и их родители. Вне школы, очевид­но, — профессиональное педагогическое сообщество, управленческие структуры, общество в целом.

Применительно к отдельному образовательному учреждению первую группу пользователей (внутри школы), кроме уже названных, составля­ют попечители, спонсоры, управляющий совет, влиятельные лица и дру­гие персоны, в поддержке которых заинтересовано учреждение образова­ния. Вторую группу пользователей (вне школы) составляют органы реги­онального (районного, городского) управления образовательным учреж­дением и его учредители, специалисты системы повышения квалифика­ции педагогических кадров, других научно-педагогических организаций, которых образовательное учреждение рассматривает как независимых экспертов, а также педагоги других образовательных учреждений.

В каждом образовательном учреждении собирается достаточно боль­шой объем информации по разным направлениями его деятельности, по­лученная информация анализируется и по итогам делаются выводы и принимаются управленческие решения. Однако, как показал проведен­ный опрос школьных администраторов, далеко не по всем показателям прослеживается динамика изменений. Кроме этого, та форма, в которой, как правило, представляется информация, не всегда оказывается доступ­на для использования всеми заинтересованными участниками образова­тельного процесса. И самой существенной проблемой является то, что вся информация, собираемая в школе, оказывается часто разрозненной, логически не взаимосвязанной между собой, и, механически суммируя ее, нельзя получить полную картину изменений в деятельности школы. Раз­розненность собираемой информации, ее фрагментарность, не дают воз­можности оценить результативность деятельности школы, выявить при­чинно-следственные связи и закономерности проводимых нововведений.

В условиях инклюзивной школы мониторингом должны сопровож­даться следующие процессы:

1) динамика в количестве учащихся, нуждающихся в создании спе­циальных условий для освоения ими основной образовательной про­граммы школы;

2) динамика в количестве учащихся, не освоивших основную обра­зовательную программу;

3) состояние образовательной среды (включая специализированные средства для детей с двигательными и сенсорными нарушениями) в об­разовательных учреждениях;

4) готовность педагогов и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивную практику;

5) общественное мнение (родители, педагогический коллектив — 2 мониторинга) относительно развития инклюзивного образования;

6) готовность образовательных учреждений к реализации инклю­зивной практики;

7) опрос педагогов о затруднениях при организации учебно-воспита­тельного процесса; по взаимодействию с родителями и др.;

8) взаимодействие дошкольных учреждений со школами (определе­ние возможного контингента детей, поступающих в школу);

9) выявление специальных условий обучения для детей, имеющих различные ограничения жизнедеятельности.

Требования к качеству проведения мониторинга:

Объективность — информация должна отражать реальное состояние дел (а не мнение исследователей, или других лиц)

Точность — погрешности измерений должны быть минимальными

Полнота — источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно представлять его (нельзя судить о состоянии дел в школе только на основе опроса какой-то одной группы участников образовательного процесса)

Достаточность — объем информации должен позволить принять обоснованное решение (при проведении мониторинга важно избежать риска получения как недостаточной, так и избыточной информации).

Систематизированность (структурированность) — информация, по­лученная из разных источников, должна быть приведена к общему зна­менателю.

Оптимальность обобщения — информация должна быть представле­на в форме, которая соответствует запросам разных групп пользовате­лей информации.

Оперативность — информация должна быть своевременной

Доступность — информация, на которую должна быть ориентирова­на программа мониторинга, должна быть реально доступной для полу­чения, а та, что получена в результате мониторинга, должна быть пред­ставлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения.

На первом этапе мониторингового исследования проводится очень важная работа, которая сильно влияет на весь последующий ход иссле­дования — составляется программа. В программе изложены цели, зада­чи, описание и обоснование модели объекта и предмета, дано обоснова­ние методики сбора информации, её обработки и анализа, определены сроки проведения работ, их исполнители и другие элементы организа­ции соответствующей деятельности. Поэтому программа является ос­новой практической работы исследователей и предваряет другие этапы мониторингового исследования.

Отсутствие обоснованной программы приводит к ряду негативных моментов: нечеткость представлений о назначении и будущем практи­ческом результате исследования. Программа мониторингового исследо­вания — это изложение основных принципов, теории и методологии ис­следования, его процедуры и организации. Таким образом, программа в исследовании выполняет три основных функции:

• методологическую (определение научной проблемы, целей, задач и принципов исследования)

• методическую (разработка общего логического плана исследова­ния, переход от теоретических положений к сбору конкретной инфор­мации)

• организационную (разделение функций и ответственности между исполнителями, контроль за последовательностью проведения основ­ных этапов исследования).

Структура программы, включающая два основных раздела — мето­дологический и методический — выглядит так:

• Методологический раздел: формулировка проблемы; выявление объекта и предмета исследования; определение цели и задач исследова­ния; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта, моделирование его для задач исследования; определение критериев и показателей для количественной оценки состояния объекта.

• Методический раздел: стратегический план исследования; постро­ение выборки; разработка основных процедур сбора и анализа исход­ных данных; рабочий план и график исследования.

При проведении мониторинга необходимо четко представлять поря­док разработки и проведения такого сложного исследования. Планиро­вание и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каж­дый из которых отвечает конкретной задаче.

1 этап — подготовительный. Уточнение потребностей органов уп­равления образованием в информации, формулирование проблемы, оп­ределение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обра­ботки результатов, согласование сроков и графиков работ.

2 этап — пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, кор­ректировка содержания анкет, методик и инструкций.

3 этап — полевая стадия исследования. Проведение масштабного мо­ниторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.

4 этап — обработка и анализ информации. Обработка информацион­ного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналити­ческой справки для органов управления по результатам мониторинга.

5 этап — составление рекомендаций.

Мы считаем совершенно обоснованным вхождение представителей мониторинговой группы в научно-методические советы и проектные команды для своевременного внедрения рекомендаций мониторинга в практику образования.

Реализация мониторингового исследования предполагает разработ­ку отдельного организационного проекта, разработку организационных форм внедрения проекта, т.е. требует материально-технических, финан­совых и правовых ресурсов.

Подготовка отчета и его презентация — последний этап мониторин­говых исследований. Ему предшествуют получение заказа, определение проблемы, разработка подхода, формулирование плана исследования, полевые работы, подготовка данных и их анализ.

Отчет и его презентация — важные части проекта мониторингового исследования. Они являются ощутимым результатом проведенной ра­боты фактом его завершения.

На основании аналитического отчета о проведенном мониторинге директор школы принимает управленческие решения о необходимых изменениях и планирует следующие действия по развитию того или иного процесса или объекта. В целом от постоянного наблюдения и ана­лиза изменений во многом зависит качество инклюзивного процесса в школе.

Заключение

Представленная в пособии работа была проведена и апробирована в рамках пилотного проекта на базе Центра образования № 2043 города Москвы. Проектная деятельность педагогов всегда ориентирована на профессиональное творчесто, поиск, размышление.Процесс осмысле­ния собственной педагогической практики в условиях инклюзивного процесса, сотрудничество со специалистами Института проблем ин­клюзивного образования, споры на проектных семинарах дали возмож­ность педагогическому коллективу сделать шаг в понимании самой идеи инклюзивного образования, овладеть технологиями психолоого- педагогического сопровождения и обеспечить педагогов, родителей и учащихся необходимыми способами поддержки.

Основные трудности, которые были отмечены по результатм завер­шения проекта, были связаны с ниже перечисленными задачами:

1. выделение детей, нуждающихся в поддержке;

2. разработка индивидуальной образовательной программы ученика;

3. адаптация программного материала по основным предметам;

4. включение родителей в совместное решение школьных проблем;

5. учет индивидуальных особенностей в развитии и обучении ученика.

В то же время любой проект является хорошей школой для его уча­стников, обеспечивает развитие профессионального мышления, дает навык оперативного решения возникающих трудностей.Проектный опыт всегда обеспечивает прогресс в деятельности всей школы.

Основными уроками, которые получили учителя и специалисты, стало понимание того, что каждый ученик индивидуален, что мнение родителей во многом зависит от уверенности учителя, что успех прихо­дит с опытом. Важно было увидеть динамические изменения в поведе­нии и учебных результатах учащихся с ограниченными возможностями здоровья под влиянием психолого-педагогического сопровождения, ре­зультативность психолого-педагогичских технологий сопровождения. Многим учителям стало понятно, что инклюзивный процесс професси­онально развивает самого учителя, помогает увидеть качество собствен­ного труда и обогащает процесс познания всех учеников.

На завершющем проектном семинаре были высказаны интеренсые предложения по развития проектных видов деятельности — разработать модели включения специалистов сопровождения в сценарий ведения уро­ка, введение в практику работы школы открытых уроков и возможности проведения мастер-классов специалистов сопровождения по работе с «особыми « детьми, проведение межшкольных семинаров по обмену опы­том в построении инклюзивного образовательного пространства.

Приложение 1.1

Примеры заключений специалистов сопровождения на включаемого ребенка С.М.

Наши рекомендации