Мониторинг как технология оценки реализации инклюзивного процесса
Понимая природу развития инклюзивного образования как процесса, становится понятна необходимость анализа его динамики. Развитие инклюзивного процесса в общем образовании состоит из ряда различных подпроцессов, многие из которых нуждаются в отслеживании. На решение этих задач направлен мониторинг.
Обычно мониторинг служит задачам информационного обеспечения управления процессом развития инклюзивного образования, что позволяет обеспечить его дальнейший прогноз, своевременно решить какие-либо выявленные проблемы.
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.Н. Майоров)
Мониторинг в школе — это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития (Писарева С.А., Иванов С.А., Пискунова Е.В.)
Мониторинг проводится в тех случаях, когда необходимо получение достоверной информации о состоянии и деятельности системы. Полезность информации, полученной в ходе мониторинга, приобретает чрезвычайное значение с двух позиций: с точки зрения потребностей управления (на разных уровнях системы) и с точки зрения потребителей информации — педагогов, учащихся, родителей, социума в целом.
Кому может быть интересна и полезна информация, получаемая учреждением в процессе мониторинга? Внутри школы — это, безусловно, администрация, учителя, учащиеся и их родители. Вне школы, очевидно, — профессиональное педагогическое сообщество, управленческие структуры, общество в целом.
Применительно к отдельному образовательному учреждению первую группу пользователей (внутри школы), кроме уже названных, составляют попечители, спонсоры, управляющий совет, влиятельные лица и другие персоны, в поддержке которых заинтересовано учреждение образования. Вторую группу пользователей (вне школы) составляют органы регионального (районного, городского) управления образовательным учреждением и его учредители, специалисты системы повышения квалификации педагогических кадров, других научно-педагогических организаций, которых образовательное учреждение рассматривает как независимых экспертов, а также педагоги других образовательных учреждений.
В каждом образовательном учреждении собирается достаточно большой объем информации по разным направлениями его деятельности, полученная информация анализируется и по итогам делаются выводы и принимаются управленческие решения. Однако, как показал проведенный опрос школьных администраторов, далеко не по всем показателям прослеживается динамика изменений. Кроме этого, та форма, в которой, как правило, представляется информация, не всегда оказывается доступна для использования всеми заинтересованными участниками образовательного процесса. И самой существенной проблемой является то, что вся информация, собираемая в школе, оказывается часто разрозненной, логически не взаимосвязанной между собой, и, механически суммируя ее, нельзя получить полную картину изменений в деятельности школы. Разрозненность собираемой информации, ее фрагментарность, не дают возможности оценить результативность деятельности школы, выявить причинно-следственные связи и закономерности проводимых нововведений.
В условиях инклюзивной школы мониторингом должны сопровождаться следующие процессы:
1) динамика в количестве учащихся, нуждающихся в создании специальных условий для освоения ими основной образовательной программы школы;
2) динамика в количестве учащихся, не освоивших основную образовательную программу;
3) состояние образовательной среды (включая специализированные средства для детей с двигательными и сенсорными нарушениями) в образовательных учреждениях;
4) готовность педагогов и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивную практику;
5) общественное мнение (родители, педагогический коллектив — 2 мониторинга) относительно развития инклюзивного образования;
6) готовность образовательных учреждений к реализации инклюзивной практики;
7) опрос педагогов о затруднениях при организации учебно-воспитательного процесса; по взаимодействию с родителями и др.;
8) взаимодействие дошкольных учреждений со школами (определение возможного контингента детей, поступающих в школу);
9) выявление специальных условий обучения для детей, имеющих различные ограничения жизнедеятельности.
Требования к качеству проведения мониторинга:
Объективность — информация должна отражать реальное состояние дел (а не мнение исследователей, или других лиц)
Точность — погрешности измерений должны быть минимальными
Полнота — источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно представлять его (нельзя судить о состоянии дел в школе только на основе опроса какой-то одной группы участников образовательного процесса)
Достаточность — объем информации должен позволить принять обоснованное решение (при проведении мониторинга важно избежать риска получения как недостаточной, так и избыточной информации).
Систематизированность (структурированность) — информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю.
Оптимальность обобщения — информация должна быть представлена в форме, которая соответствует запросам разных групп пользователей информации.
Оперативность — информация должна быть своевременной
Доступность — информация, на которую должна быть ориентирована программа мониторинга, должна быть реально доступной для получения, а та, что получена в результате мониторинга, должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения.
На первом этапе мониторингового исследования проводится очень важная работа, которая сильно влияет на весь последующий ход исследования — составляется программа. В программе изложены цели, задачи, описание и обоснование модели объекта и предмета, дано обоснование методики сбора информации, её обработки и анализа, определены сроки проведения работ, их исполнители и другие элементы организации соответствующей деятельности. Поэтому программа является основой практической работы исследователей и предваряет другие этапы мониторингового исследования.
Отсутствие обоснованной программы приводит к ряду негативных моментов: нечеткость представлений о назначении и будущем практическом результате исследования. Программа мониторингового исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. Таким образом, программа в исследовании выполняет три основных функции:
• методологическую (определение научной проблемы, целей, задач и принципов исследования)
• методическую (разработка общего логического плана исследования, переход от теоретических положений к сбору конкретной информации)
• организационную (разделение функций и ответственности между исполнителями, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования).
Структура программы, включающая два основных раздела — методологический и методический — выглядит так:
• Методологический раздел: формулировка проблемы; выявление объекта и предмета исследования; определение цели и задач исследования; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта, моделирование его для задач исследования; определение критериев и показателей для количественной оценки состояния объекта.
• Методический раздел: стратегический план исследования; построение выборки; разработка основных процедур сбора и анализа исходных данных; рабочий план и график исследования.
При проведении мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.
1 этап — подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.
2 этап — пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.
3 этап — полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.
4 этап — обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.
5 этап — составление рекомендаций.
Мы считаем совершенно обоснованным вхождение представителей мониторинговой группы в научно-методические советы и проектные команды для своевременного внедрения рекомендаций мониторинга в практику образования.
Реализация мониторингового исследования предполагает разработку отдельного организационного проекта, разработку организационных форм внедрения проекта, т.е. требует материально-технических, финансовых и правовых ресурсов.
Подготовка отчета и его презентация — последний этап мониторинговых исследований. Ему предшествуют получение заказа, определение проблемы, разработка подхода, формулирование плана исследования, полевые работы, подготовка данных и их анализ.
Отчет и его презентация — важные части проекта мониторингового исследования. Они являются ощутимым результатом проведенной работы фактом его завершения.
На основании аналитического отчета о проведенном мониторинге директор школы принимает управленческие решения о необходимых изменениях и планирует следующие действия по развитию того или иного процесса или объекта. В целом от постоянного наблюдения и анализа изменений во многом зависит качество инклюзивного процесса в школе.
Заключение
Представленная в пособии работа была проведена и апробирована в рамках пилотного проекта на базе Центра образования № 2043 города Москвы. Проектная деятельность педагогов всегда ориентирована на профессиональное творчесто, поиск, размышление.Процесс осмысления собственной педагогической практики в условиях инклюзивного процесса, сотрудничество со специалистами Института проблем инклюзивного образования, споры на проектных семинарах дали возможность педагогическому коллективу сделать шаг в понимании самой идеи инклюзивного образования, овладеть технологиями психолоого- педагогического сопровождения и обеспечить педагогов, родителей и учащихся необходимыми способами поддержки.
Основные трудности, которые были отмечены по результатм завершения проекта, были связаны с ниже перечисленными задачами:
1. выделение детей, нуждающихся в поддержке;
2. разработка индивидуальной образовательной программы ученика;
3. адаптация программного материала по основным предметам;
4. включение родителей в совместное решение школьных проблем;
5. учет индивидуальных особенностей в развитии и обучении ученика.
В то же время любой проект является хорошей школой для его участников, обеспечивает развитие профессионального мышления, дает навык оперативного решения возникающих трудностей.Проектный опыт всегда обеспечивает прогресс в деятельности всей школы.
Основными уроками, которые получили учителя и специалисты, стало понимание того, что каждый ученик индивидуален, что мнение родителей во многом зависит от уверенности учителя, что успех приходит с опытом. Важно было увидеть динамические изменения в поведении и учебных результатах учащихся с ограниченными возможностями здоровья под влиянием психолого-педагогического сопровождения, результативность психолого-педагогичских технологий сопровождения. Многим учителям стало понятно, что инклюзивный процесс профессионально развивает самого учителя, помогает увидеть качество собственного труда и обогащает процесс познания всех учеников.
На завершющем проектном семинаре были высказаны интеренсые предложения по развития проектных видов деятельности — разработать модели включения специалистов сопровождения в сценарий ведения урока, введение в практику работы школы открытых уроков и возможности проведения мастер-классов специалистов сопровождения по работе с «особыми « детьми, проведение межшкольных семинаров по обмену опытом в построении инклюзивного образовательного пространства.
Приложение 1.1
Примеры заключений специалистов сопровождения на включаемого ребенка С.М.