Тема: «Дифференциация гласных А-Я»

Цель: отличие звуков на слух, обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

1.Развивать умение отличать звуки А-Я на слух, и обозначать их на письме соответствующими буквами.

2.Закрепить умение деления слов на слоги.

3.Развивать образование относительных прилагательных. Согласование существительных и прилагательных.

4. Развитие зрительного восприятия и внимания. Развитие воображения и фантазии.

5.Развитие наблюдательности, самооценки и рефлексивных способностей.

Ход занятия:

1.Рассмотри схему. В каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких — два?

Тема: «Дифференциация гласных А-Я» - student2.ru

2.Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни линиями одного цвета родственные слова.

ШЛ_ПА М_ТА ГЛ_3 К_МЕНЬ

КР_СИТЬ Т_ЖЕСТЬ Т_НЕТ T_ПKA

К_ША Л_ПКА Т_ЩИТ СТ_РЫЙ

3.Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).

Тема: «Дифференциация гласных А-Я» - student2.ru

4. Вместо точек вставь слог ЛА или ЛЯ и прочитай слова. Подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу.

Ва... ме…Ко… пе...

То... пет... ска... топо...

5. Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки — запиши слова правильно

МЯШИНЯ______________________ ЗЕБРЯ_________________________

СКЯМЕЙКЯ_____________________ НАНА________________________

КЯПЮШОН_________________________ ТЕТРЯДИ______________________

ГРАЗНО_______________________ СЛАКОТЬ_____________________

ЗЯМЕТКЯ_______________________ КЛАКСЯ______________________

6.Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я. Подбери признаки к этим предметам.

Тема: «Дифференциация гласных А-Я» - student2.ru

7.Собери и запиши слова из данных наборов букв. Объясни их значение. Отметь мягкость — твёрдость согласных перед гласными А — Я.

ДДЯЯ________________________ АММА______________________

ННЯЯ________________________ ЗМЛЕЯ_____________________

КРТОАН______________________ КРЯАОГ_____________________

8. Вставь пропущенные буквы А — Я. «Подружи» слова из левого столбика со словами из правого столбика (соедини их линиями). Прочитай и запиши словосочетания. Укажи твёрдость и мягкость согласных перед буквами А — Я.

Тема: «Дифференциация гласных А-Я» - student2.ru ХИТРАЯ Б_БОЧК_ ____________________________

ЛОВКАЯ МЫШК_ ____________________________

ПУШИСТАЯ ЗМЕ_ ____________________________

СЕРАЯ ОБЕЗЬ_Н_ ____________________________

ЯДОВИТАЯ КОШК_ ____________________________

ЯРКАЯ ЛИС_ ____________________________

9.Из данных наборов слов составь предложения. Запиши предложения по порядку так, чтобы получился рассказ.

Ваня, лесом, любовался. Ваня, собирать, землянику, стал. Де­ревья, праздничные стояли. Соком, налилась, алым, земляника. Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные. Угостил, свою, он, ягодами, сладкими, бабушку

10. Вставь пропущенные буквы А — Я и впиши в предложения подходящие по смыслу слова. Придумай название к этому рассказу.

Пол___нки н___дели ______________ пл___тья.

На первой полянке распустились ________________ нез___будки.

На второй пол___нке расцвел___ ________________ гвоздик___.

Третья пол___нк___ ст___л___ ______________ ром___шек.

Четвёрт___я полянк___ был___ _______________ от колокольчиков.

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: «Звук л»

Цель: автоматизация звука в словах.

Задачи:

1. закреплять правильное произношение звука л в словах;

2. развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза);

3. развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, речевой и мелкой моторики;

4. воспитание сознательно правильного произношения звука л.

Оборудование:плоскостная фигурка Золушки; предметные картинки, названия которых содержат звук л; карточка с наложенными изображениями; элементы бального платья для Золушки; карточка с изображением полянки для методики “Лабиринт”.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуй! Садись удобно. Внимательно слушай все мои задания и у тебя все получится.

2. Артикуляционная гимнастика.

Для начала настроим язычок на работу. Выполнение упражнений: “Лягушка улыбается”, “Слоник”, “Змейка”, “Качели”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Парус”, “Чистим зубки”, “Пароход гудит”, “Поймаем мышку”.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук л в словах.

4. Уточнение правильной артикуляции.

Вспомним и покажем, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука л.

Что делают губы, когда мы произносим звук л? Где находится язычок?

5. Изолированное произношение звука.

Давай изобразим, как колокольчик поет песенку.

Изображаем кистями рук колокольчик: тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно двигает в ту и другую сторону. Произносим стихотворение:

“Толстый” колокольчик песенку запел и басисто очень громко зазвенел – ла – ла – ла…

Кусая язычок, одновременно произносим звук “А”, получая – ла-ла-ла. Затем имитацию звона колокольчика ла-ла-ла замедляем и начинаем просто гудеть – лллл (без гласного “а”).

6. Работа по теме.

1) Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Давай отгадаем ее имя.

(Выставляется плоскостная фигурка Золушки.)

Вспомни, какую работу выполняла Золушка?

Закончи предложение, добавив подходящие по смыслу слова-действия, чтобы в них был звук л.

Золушка полы…(мыла, подметала, натирала), белье…(стирала, гладила), печь…(топила), обед…(варила, готовила), посуду…(мыла, чистила).

2) Работа по развитию фонематических процессов (определение позиции звука в словах).

Вспомни, куда хотелось поехать Золушке?

Поможем Золушке попасть на бал?

- Прежде чем отправиться на бал, Золушка должна навести порядок в кладовке – разложить предметы по полкам с учетом места звука л:

предметы со звуком л в начале слова она положит на нижнюю полку, со звуком л в середине слова – на среднюю полку, со звуком л в конце слова – на верхнюю полку.

Предметные картинки: лыжи, ложка, лампочка, лупа, мел, пенал, бокал, пила, иголка, клубок, бутылка.

3) Работа по развитию мышления, слогового синтеза.

Фея задала Золушке задание - переставить слоги, чтобы получились слова.

Прочитай и запиши эти слова.

нал, пе - _______ зал, вок - _______
кол, со - _______ вал, под - _______
тел, дя - _______ тье, пла - _______

4) Повторение чистоговорки.

Золушка очень любила петь песенку.

Давай и мы ее выучим. Только нужно добавить слова со звуком л в рифму.

Ал – ал - ал, Золушка спешит на …

Ол – ол – ол, подметает ловко щеткой …

Ул – ул – ул, не присядет аж на …

Ыл – ыл - ыл, принц очарован ею …

Ил – ил – ил, ее на танец …

Слова: бал, пол, стул, был, пригласил.

5) Работа по развитию мелкой моторики. (Задание на раскрашивание).

А как же Золушка попадет на бал без красивого бального платья?

Раскрась для Золушки красивое платье.

6) Работа по развитию наглядно-образного мышления.

Упражнение “Лабиринт”

Помоги Золушке добраться до замка. Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и замки в конце каждой из них. Нужно правильно найти замок и приклеить туда фигурку Золушки. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо, которое оставила добрая Фея. В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться нужно от стрелочки. Будь внимателен.

Тема: «Дифференциация гласных А-Я» - student2.ru

7) Работа по развитию фонематического слуха (выделение слов со звуком л из стихотворения).

Вот и попала Золушка на бал с нашей помощью. Там она будет веселиться, танцевать.

А теперь давай побываем на лесном балу и посмотрим, как проводят время обитатели леса.

Сейчас я прочитаю стихотворение. Слушай его внимательно и запоминай, о ком в нем говорится.

Лесной бал.

Плакала белка – она на балу

Лапки испачкала в желтом мелу.

Милую белочку лось пожалел:

Лапки погладил – и мел облетел.

Белка атласное платье надела

С длинным подолом и поясом белым.

Ах, как волшебно она танцевала –

С елки на елку пушинкой летала.

Лапы еловые белку качали,

Песню веселую дятлы стучали,

Клювами дупла долбя по стволам.

Милое дело – летать по балам.

О ком говориться в этом стихотворении?

А теперь я буду читать по несколько строчек, а ты выбирай слова со звуком л.

7. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились произносить правильно.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

НА 20 – 20 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание работы Формы и методы работы Дата проведения
1. Диагностическая работа
1. Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детей Диагностика 1-15 сентября, 16-30 мая
2. Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детей Диагностика  
2. Консультативная работа
1. Индивидуальное консультирование по запросу педагогов и родителей Индивидуальные консультации В течение года
2. Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по запросу учителя-логопеда Индивидуальные консультации В течение года
3. Групповое консультирование педагогов и родителей Групповые консультации В течение года
4. Консультирование детей по запросам родителей и педагогов Консультации В течение года
5. Поддержание связи с медицинской сестрой школы Консультации В течение года
6. Поддержание связи с администрацией Беседы, консультации В течение года
7. Консультирование с учителями-логопедами, медицинскими работниками области Беседы, консультации В течение года
3. Коррекционно-развивающая работа
1. Коррекционно-развивающая работа Индивидуальные и групповые занятия по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи В течение года с 16 сентября по 15 мая
4. Просветительская деятельность
1. Мероприятия по распространению логопедических знаний       В течение года
2. Педагогическое просвещение родителей и педагогов в плане предупреждения и коррекции речевых нарушений Выступления на педсоветах, родительских собраниях. Оформление
5. Организационно-методическая работа
1. Оснащение логопедического кабинета Уборка, ремонт, покупка необходимого оборудования Июнь, август
2. Изготовление дидактического, раздаточного, занимательного материала по предупреждению и коррекции речевых нарушений устного и письменного характера Изготовление пособий В течение года
3. Пополнение логопедической библиотеки новыми изданиями Приобретение новейшей логопедической литературы, сканирование, ксерокопирование материалов из различных источников По мере выхода в течение года
4. Оборудование и оформление кабинета Дооборудование кабинета В течение года
5. Посещение библиотек, изучение и обмен методической литературой Работа с литературными источниками В течение года
6. Посещение мероприятий Посещение методических советов, областных научно-практических конференций учителей-логопедов Гродненской области, курсов, семинаров В течение года

Список учащихся,

зачисленных на пункт коррекционно-педагогической помощи

в 20 /20 учебном году

  Ф.И.О. ученика Класс Заключение
  4 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт. с элем. акустич.)
  3 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «Б» F.80.9 (ОНР-3 ур. р. р.)
  3 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «Б» F.80.9 (НВОНР)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «Б» F.80.9 (НВОНР)
  2 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «А» F.80.0 (артикуляторно-фонетич. дислалия)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «А» F.80.9 (НВОНР)
  2 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  4 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт. с элем. акустич.)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «А» F.80.9 (НВОНР) R.47.1 (ст. ф. дизартрии)
  3 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «Б» F.80.9 (ОНР-3 ур. р. р.) R.47.1 (ст. ф. дизартрии)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)

Работа с родителями.

Наши рекомендации