Тема: «Дифференциация букв и – й».
Цель: выявить отличие звуков [и] и [й].
Задачи:
1. Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах;
2. Учить определять позицию звука в словах;
3. Работать над предложением;
4. Учить преобразованию слов, печатанию слов под диктовку;
5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто повторит слова майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка и др.
II. Основная часть.
Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь (о звуке й).
1. Характеристика звука й: этот звук согласный, краткий, звук й бывает только после гласного звука. Он всегда мягкий.
2. Речевая зарядка:
ай—ой—уй—ий ий—ай—уй—ой
ой—уй—ий—ай уй—ий—ай—ой
Ой—ой—ой — песню дружно пой.
Ай—ай—ай — во дворе стоит сарай.
Уй—уй—уй— на чай скорей подуй.
3. Дидактическая игра «Светофор».
Дети поднимают синий светофор, если услышали слово со звуком й;
Словарный материал: май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник.
4. Игровое упражнение «Измени слово так, чтобы в нем был звук Й»:
заяц — зайка
сараи — сарай
герои — герой
зима — зимой
ульи — улей
пить — пейте
лить— лейка
змеи — змей
5. «Занимательные вопросы»:
а) какой вы знаете полезный напиток? (Чай.);
б) как называется водоплавающая птица? (Чайка.);
в) как называется помещение для хранения садово-огородного инструмента? (Сарай.);
г) необходимая принадлежность для игры в хоккей? (Шайба.);
д) как вскрикивают от испуга? (Аи!).
6. Педагог вывешивает картинки: чайка, яйца, трамвай, чай, троллейбус, лейка, майка.
Даются задания:
а) определить позицию звука й в каждом слове;
б) составить предложения с этими словами;
в) составить схемы предложений и слов.
III. Физкультминутка.
IV. Знакомство с буквой й.
Букву й зовут и «кратким».
Й как и в твоей тетрадке.
Чтобы й не путать с и,
Сверху галочку пиши.
V. Преобразование слов:
сараи — сарай, герои — герой, трамваи — трамвай
VI. Печатание слов:
мой, твой, йод, лейка, улей, змей, зайка, майка, стройка.
VII. Подведение итога занятия.
Конспект группового занятия
Тема: «Звук й. Буква й» (второе занятие)
Цель: закрепить навык произношения звука [й] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных;
2. Упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
3. Работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений;
4. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто повторит цепочку слов:
каравай—край—улей
двойка—воробей—лейка
линейка—попугай—стройка
герой—змей—трамвай
попугай—балалайка—скамейка
зайка—майка—сарай
копейка—клей—чайка
скамейка—стройка—тройка
II. Основная часть.
Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.
1. Уточнение артикуляции звука и его характеристика.
2. Речевая зарядка.
Ой-ой-ой — дядя наш герой.
Ай-ай-ай — испекли мы каравай.
Ей-ей-ей — на ветке воробей.
3. У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.
4. Дидактическая игра «Чего не стало?».
5. Дидактическое упражнение: «Назови слова, в которых встречается звук й».
Это мой карандаш.
Лайка лежит под скамейкой.
Майя купила клей.
Андрей наловил пескарей.
Зайка сидит под ивой.
Мой дядя герой.
6. Игровое упражнение «Придумай слово».
Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.
7. Дидактическая игра «Составь предложения».
Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.
8. Чтение слов: (С, М, Г, З) -айка
9. Игровое упражнение «Вставь пропущенную букву»: сара... за...ка ма...ка я...цо ле...ка ша...ба уле... зме...лентя... трамва... стро...ка ма... попуга...
III. Физкультминутка
IV. Печатание предложений:
Мой руки и шею.
Едет трамвай.
Это твоя майка.
У Маши линейка.
Андрей взял клей.
Уйди с мостовой.
В красивой клетке попугай.
V. Дидактическое упражнение.
Из букв слова трамвай требуется составить новые слова (май, рама, трава, вата, март, там, рай, айва, аи...).
VI. Подведение итога занятия.
Конспект индивидуального занятия