Учёт возрастных особенностей детей.
Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы.
В группе предметно – развивающая среда создана таким образом, что предметно-пространственная среда сохраняет некоторые особенности среды для младших детей, но в то же время учитываются потребности детей более старших.
Развивающая среда построена в соответствии с гендерными особенностями воспитанников. Выделены отдельные центры для мальчиков и для девочек (фото в приложении).
Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений.
Моя задача - создать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.
Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.
Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
В игре дети любят как-то обозначить свою игровую территорию, чтобы не участвующие дети не «вторгались» в игровое пространство. Центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
Для обозначения границ в группе есть лёгкие раскладные ширмы, мягкие модули, цветные шнуры.
В группе всё лежит в доступе.
Всё групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они знают, где что можно взять для любой деятельности.
Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с образовательной программой ГБДОУ детский сад № 26 Курортного района Санкт-Петербурга, в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы раннего возраста ГБДОУ детский сад № 26 Курортного района Санкт-Петербурга.
Программа направлена на создание условий развития детей, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 1,6 до 3 лет.
В программе представлены режимы дня, расписание образовательной деятельности на год, календарно-тематическое комплексно-тематическое планирование.
Использованная литература:
1. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н.Вераксы, Т.С.Комаровой. М.А.Васильевой;
3. «Безопасность» Аведеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.;
4. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик» Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.
5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2015
6. Ермолаев С.Д. Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе,2014
7. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследолвательская деятельность дошкольников,2014
8. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром,2014
9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста,2015
10. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения,2014
11. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников,2014
12. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников,2015
13. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду,2015
14. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста, 2015
15. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников, 2014
16. Губанова Н.Ф., Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста, 2014
Приложение 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
Группа раннего возраста
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжа- ют развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Приложение 2
Учебный план к образовательной программе на 2016-2017 учебный год
Образовательная область | Непосредственная образовательная деятельность | Группа раннего возраста (1,5 – 3 года) | |
В неделю | В год | ||
Познавательное развитие | Познавательное развитие | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||
Физическое развитие | Физическая культура | ||
Развитие речи | Развитие речи | ||
Художественно-эстетическое развитие | Лепка/аппликация | - | - |
Музыка | |||
Рисование | |||
Итого |
Приложение 3