Интернет-единица русского языка
Русский язык | древность | троица | славянство |
1.народ | 1.агрессия | 2.бог | 3.язычество |
2.запад | 2.покорность | 3.храм | 1.православие |
3.гений | 3.вдохновение | 1.человек | 2.одиночество |
4.деятель | 1.свобода | 3.способность | 2.творчество |
Информационная модель русского языка
Лексика
Лексика | происхождение | слово | значение |
1.библия | 1.религия | 2.имя | 3.синоним |
2.словарь | 2.наука | 3.термин | 1.антоним |
3.учебник | 3.образование | 1.фраза | 2.омоним |
4.книга | 1.искусство | 3.тема | 2.пароним |
Фонетика
Фонетика | звук | изменение | образование |
1.чередование | 1.слог | 2.голос | 3.акустика |
2.членение | 2.морфема | 3.шум | 1.артикуляция |
3.классификация | 3.фонема | 1.тон | 2.смыслоразлич-е |
4.ударение | 1.сила | 3.произношение | 2.модуляция |
Словообразование
Словообразование | морфема | корень | аффикс |
1.гнездо | 1.основа | 2.сокращение | 3.префикс |
2.ряд | 2.аббревиатура | 3.сложение | 1.интерфикс |
3.круг | 3.форма | 1.сращение | 2.суффикс |
4.точка | 1.флексия | 3.сложносоставл-е | 2.постфикс |
Морфология
Морфология | элемент | свойство | речь |
1.признак | 1.междометие | 2.прилагательное | 3.указание |
2.форма | 2.частица | 3.глагол | 1.спряжение |
3.значение | 3.предлог | 1.существительное | 2.склонение |
4.категория | 1.союз | 3.местоимение | 2.соединение |
Синтаксис
Синтаксис | предложение | член | связь |
1.цель | 1.сообщение | 2.определение | 3.сочинение |
2.смысл | 2.вопрос | 3.дополнение | 1.подчинение |
3.значение | 3.восклицание | 1.обстоятельство | 2.согласование |
4.условие | 1.побуждение | 3.глава | 2.управление |
Орфография
Орфография | орфограмма | правило | написание |
1.фонетика | 1.звук | 2.проверка | 3.согласная |
2.морфология | 2.буква | 3.ударение | 1.гласная |
3.дифференциация | 3.дефис | 1.словарь | 2.слог |
4.традиция | 1.пробел | 3.исключение | 2.слово |
Развитие речи
Речь | высказывание | понятие | текст |
1.разговор | 1.повествование | 2.лицо | 3.тема |
2.письмо | 2.описание | 3.предмет | 1.мысль |
3.монолог | 3.рассуждение | 1.место | 2.план |
4.диалог | 1.оценка | 3.время | 2.абзац |
IY. Единая литературная норма на базе культивированной народной речи (17 век).
Y. Западно-европейское языковое влияние (18 в.).
YI. Синтез языковых течений в творчестве А.С.Пушкина в единую систему (18-19 века).
YII. Обогащение литературного языка писателями, общественными деятелями, представителями науки и культуры (19-20 века).
Затем исторические данные преобразуются в модели отдельных разделов русского языка, который изучается в предельно интенсивном режиме. Поначалу рассматривается общее понятие о нашем языке, представленное в первой матрице – «Интернет-единица русского языка». Устанавливается, что ведущими историческими факторами здесь являются «народ», «запад», «гений» и «деятель». Что касается временных координат, то понятийный ряд выстраивается в линейку «древность», «троица», «славянство». После этого каждый параметр физического времени триады вводится в пересекающиеся отношения с системным составляющимися каждого из уровней. В результате возникает алгоритм: агрессия, бог, язычество, православие, покорность, храм, человек, одиночество, вдохновение, свобода, творчество, способность. Можно сказать, что изучение русского языка направлено на обуздание агрессивной неуемности характера нашего соотечественника с ее трансформацией в способность. Отдельные элементы способностей превращаются в исторические разделы русского языка: лексика, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, речь. Каждый из разделов построен по той же самой технологии содержательного моделирования, поэтому доступен обучающимся. Желающие могут попробовать свои силы в интерпретации информации разделов, что само по себе является увлекательным занятием, мы же переходим к заключению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология содержательного моделирования (ТСМ) в контексте высшего образования России представляет собой систему и структуру информации, подчиненную понятийному содержанию. В отличие от современных подходов, где доминирует вариативная форма с константным содержанием, в ТСМ все делается с точностью до наоборот: предлагается стандартная форма, куда заключается вариативное содержание. Подобный подход сокращает сроки обучения за счет укрупнения дидактических единиц учебного материала, который не перегружает студента информацией, а делает ее доступной каждому.
ТСМ возможно использовать преимущественно в традициях славянской культуры. Это означает, что пониманию подлежит творящееся в голове обучающегося. С этой точки зрения неадекватными необходимо признать, как подход с позиций восточной культуры – пирамидальный, так и западной – системный. Что касается отечественной ментальности, то она нуждается в применении искусственных процедур, касающихся содержания, объема, формы и действия в познании реальности. В высшем образовании данные признаки относятся к понятию как предмету деятельности студента. Предлагается начать не с содержания, чему уделяется внимание в вузе, а с формы – сущности, которая ставит студентов в классическом образовании в неравное стартовое положение.
Оптимизация и модернизация высшего образования на этапе, предшествующем аудиторной работе, предполагает смещение акцентов по форме с внешних, социальных на умственные, внутренние. Это дает возможность рассматривать всех студентов без исключения как равноценных перед процессом познания, причем превращение формы в линейку ограничивает ее количественное измерение до четырех единиц.
Объем же познания сокращается до одной единицы за счет предстоящего расширения содержания. Однако в этой единице имеется триадное единство, которое имеет отношение к преподающему дисциплину и рассматриваемого как единство мотивационной, интеллектуальной и поведенческой сфер.
Самое главное – это сокращение действий, которые по-настоящему сводятся к единице. Такой единицей становится интуиция, которая включает в себя и абстракцию, и индукцию, и дедукцию, и синтез и т.п.
Проведенные искусственные процедуры над учебным материалом позволяют раскрыть содержание по двенадцати единицам, которые подчиняются пересекающимся отношениям физического и исторического времени. Заметим, что доисторическое состояние учебной дисциплины, скрытое в физическом времени, раскрывается благодаря истории данной науки в опережающем режиме. Этот момент опережения является обязательным условием ТСМ, поскольку студенту предлагается действовать «задним умом» - национальной особенности отечественной ментальности. Опережающее отражение действительности как раз и является компенсационным механизмом закладываемого отставания в профессиональной подготовке.
Все проведенные процедуры позволяют сконструировать понятие в компактной форме матрицы. Причем предусмотрено три уровня сложности: понятие как общенаучная сущность; понятие как сущность конкретной науки; понятие как семикратно повторенная сущность разделов данной науки. После этого достигнутое включается в контекст национального менталитета, подчиненного воле.
Особенность образования по ТСМ заключается в том, что учитываются данные отечественной психологии, которая рассматривает человека с точки зрения квадратичной феноменологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность, соединенных в единое семантическое целое. Все они в ТСМ принимаются в расчет так, что складывается неравновесная система, на одном полюсе которой располагаются индивид, субъект и личность, на другом – индивидуальность. Особая роль отводится субъекту, который в виде понятия включается в медиацию, посредничество между врожденным и приобретенным, разрывая их органическую связь. В результате воля освобождается от пут генетики и становится фактором высшего образования на стороне личности. Последняя мотивацией обслуживает четыре курса бакалавриата, являющегося одновременно первым этапом научной карьеры: смысл - первокурсника; креатив - студента второго курса; познание - третьекурсника; достижение - старшекурсника. Иными словами, высшее образование предлагается строить на воспитании воли, дозирующей воздействие на студента мотивацией, а понятие рассматривается как инструмент.
В последующем научная карьера выстраивается в последовательности, обратной школьному обучению: юность, отрочество, младший возраст, дошкольник. Каждый из них проводит дополнительную работу над психологическими препятствиями: бакалавриат – над профессиональными деформациями; магистратура – над психическим (эмоциональным) выгоранием; аспирантура – над психологическими барьерами; докторантура – над психологическими защитами. Одновременно в расчет принимаются и соответствующие мотивы, которые также включаются в научную карьеру в обратной последовательности: достижение, познание, креатив, смысл.
Иная точка зрения предлагается и в отношении способностей, которые якобы развиваются в процессе обучения – школьного, лицейского, вузовского. Если считать вслед за Б.М. Тепловым, что способности – это особые психические качества, которые обеспечивают успешность деятельности, то вуз должен по логике дать студенту недостающие способности, а не эксплуатировать генетический ресурс. Мы стоим на той позиции, что культурного багажа вполне достаточно, чтобы вооружить студентов недостающими способностями через понятийный подход к высшему образованию. Каждая дисциплина учебного плана тогда рассматривается как отдельная способность, формирующаяся в вузе безотносительно и к студенту, и к преподавателю.
Обучающегося в вузе подстерегают определенного рода сложности, которые феноменологически выглядят как психологические защиты, психологические барьеры, эмоциональное выгорание, профессиональные деформации. Профилактика препятствий также обеспечивается понятием, которое на место отклонений в профессиональном развитии ставит профессиональный интерес, профессиональную компетентность, психологическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности, профессионально важные качества. В совокупности они дают несоизмеримо более высокий уровень профессиональной подготовки в сравнении с существующим на сегодня.
Конструирование учебной дисциплины в ТСМ предполагает учет национально-стилевых особенностей лиц женского и мужского пола – студентов российских вузов. Избавление от проклятья генетической одаренности происходит в контексте использования при конструировании учебной дисциплины усеченного, психологического стиля для студенток и логического, развернутого стиля для студентов. В совокупности они и становятся инновационным образованием в России.
Авторы надеются, что предложенное пособие найдет понимание у коллег по высшему образованию и облегчит судьбу наших студентов.
Литература
1. Агеева Н.В. Стратегии преодоления студентами психологических барьеров при аудировании иноязычной речи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск, 2009. 22 с.
2. Адаменко М.В. Как открыть свой малый бизнес. М.: НТ Пресс, 2008. 320 с.
3. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: «Изд-во ДНК», 2000. 518 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., «Наука», 1977.
5. Андреева Л.И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: Автореф. д-ра пед. наук. – Тольятти, 2010. – 45 с.
6. Антология современной психологии конца 20 века (По материалам конференции «Психология созидания»). Т. 7, выпуск 3. Казань: КГТУ им А.Н. Туполева; Российское психологическое общество, 2001. 378 с.
7. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведова В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009.
8. Бабаян А.Н. Профессиональная карьера банковского работника / Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2011. 25 с.
9. Багадирова С.К.Материалы к курсу «Спортивная психология»: Учебное пособие. - Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2014. 243 с.
10. Баранкин С.Ю. Феноменология профессиональной децентрации в деятельности персонала сферы услуг: Монография. М. «АРТКРАС», 2014. 278 с.
11. Баранкин С.Ю., Стрелков В.И. Психологические барьеры в профессиональной карьере преподавателя колледжа «помогающих профессий» / Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". М.: Изд-во «Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований", 2015. С. 6-17.
12. Баранкин С.Ю., Сафошин А.В., Стрелков В.И. Инновационная педагогика и психология в спорте: Коллективная монография. М.: РАМОС, 2013. 432 с.
13. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.
14. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. 319 с.
15. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.: Изд-во «Институт практ. психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1997. 608 с.
16. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. 248 с.
17. Бобрищев А.А. Психолого-акмеологическая концепция психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств // Дисс. д-ра психол. наук. СПб, 2009.
18. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М.: Психолого-социальный институт, 1997. 120 c.
19. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: Изд-во Моск.ун-та,1984. 200 с.
20. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. Ощущение и восприятие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. – 378 с.
21. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования. Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.
22. Вершловский С.Г. Непрерывное образование (историко-теоретический анализ феномена). СПб: СПб АППО, 2007. 127 с.
23. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. 421 с.
24. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
25. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология. М.: Педагогика, 1983. 432 с.
26.Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М.: Политиздат, 1988. 271 с.
27. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие. Краснодар, 2008. 209 с.
28. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.
29. Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
30. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 320 с.
31. Дмитриева Н.В., Дубровина О.В. Аддиктивная идентичность виртуально зависимой личности: Монография. Ишим: Изд-во ИГПИ им. Ершова, 2010. 210 с.
32. Егорычев А.О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности / Дисс. д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. 44 с.
33. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998.
34. Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии // Автореф. дисс. д-ра психол. наук. СПб, 2006. 45 с.
35. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: Учебное пособие. - СПб: Изд. СПбГУ, 2004.
36. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2009. 648 с.
37. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Академический проект, 1996.
38. Змеёв С.И. Андрагогика: Теоретические основы обучения взрослых. - М.: Ин-т общ. образования, 2000.
39. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002.
40. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: ПЕРСЭ, 2011.
41. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. М., 1998.
42. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Питер, 2009. 368 с.
43. Кокурин А. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности / Развитие личности. 2004. - № 1. С. 190-204.
44. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989.
45. Крысько В.Г. Социальная психология. М.: ОМЕГА-Л, 2006. 378 с.
46. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
47. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1973. 429 с.
48. Лебедев И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (На примере сотрудников МВД России): Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М, 2002, 47 c.
49. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.
50. Львова Н.Н. Национальная политика в координатах государственной безопасности России. Научная литература. М.: Голос-Пресс, 2012. 192 с.
51. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 960 с.
52. Медведев И.Н. Психологические условия оптимизации эмоциональной сферы специалистов опасных профессий: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2013. 25 с.
53. Межличностный контакт: теория, методология и практика внедрения в правоохранительной сфере: сборник научных трудов / под науч. ред. Е.А. Петровой; сост. Э.Х. Галиева. М.: Изд-во РГСУ, 2015. 340 с.
54. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 456 с.
55. Нариньяни А., Довлатова А. Как открыть свое дело без начального капитала – М.: АСТ МОСКВА: Funky Inc., 2008. – 191 с.
56. Нестерова О.В. Управление стрессами: Учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. 320 с.
57. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888). - М.: ТОО «ТРАНСПОРТ», 1995. – 302 с.
58. Организационная психология: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Карпова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. 570 с.
59. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
60. Петровский В.А. Личность в психологии: традиции субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
61. Прошин А.А., Марьин М.И., Мягких Н.И. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: УПО ГУК и КП МВД России, 2001. 36 с.
62. Поспелова А.С. Субъект организационной психологии: инновационный подход / Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: материалы IV международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г.) // в 3х частях, часть 3. Отв. ред. Зарайский А.А. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. С. 22-25.
63. Пряжников Н.С., Пряжникова Н.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480 с.
64.Психологический словарь. М.: Педагогика,- Пресс, 1997. 440 с.
65. Психология личности. Учебное пособие / Под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007.
66. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.
67. Путивцев П.В. Психологическая оценка профессиональной надежности сотрудников органов наркоконтроля / Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2013. 31 с.
68. Ронгинская Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям / Дисс.д-ра психол.наук. СПб, 1995. 292 с.
69. Рубин Ю.Б. (ред.) Основы бизнеса: Учебник для студентов 1 курса экономических специальностей. - М.: Изд-во МФПА, 2003.
70. Самодумов А.И. Методика самосовершенствования «Гравитационная гимнастика». М.: Центр эволюции человека, 1999. 32 с.
71. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
72. Соловьева А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте: сущность, содержание, причины. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.
73. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.
74. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб: Изд-во «Центр карьеры», 1999. 368 с.
75. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М.: Ин-т философии, 1999. 416 с.
76. Стрелков В.И. Особенности антиципации в процессе распознавания истинных и ложных действий (на материале баскетбола): Дисс. канд. психол.наук. Л., 1987. 133 с.
77. Стрелков В.И. Психология персонального образования. Архангельск: Поморский университет имени М.В. Ломоносова, 2003. 423 с.
78. Стрелков В.И. Психологическое проектирование труда учителя. М.: Университет СНГ; Смоленск: Смядынь, 204. 320 с.
79. Стрелков В.И., Баранкин С.Ю. Малые предприятия при колледжах и вузах. Психология и методика инноваций. М.: РАМОС, 2010. 124 с.
80. Стрелков В.И., Баранкин С.Ю., Ведерников В.В. Инновационный метод ведения бизнеса: понятийно-психологический подход. Ученые записки РГСУ. 2016. Т. 15. № 2 (135). С. 109-119
81. Стрелков В.И., Баранкин С.Ю., Сафошин А.В. Инновационная психология в подготовке сотрудников полиции МВД России. М.: Юрайт, 2013. 300 с.
82. Стрелков В.И., Сафошин А.В., Баранкин С.Ю. Воля: инновационный подход. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2015. 180 с.
83. Стрелков В.И., Сафошин А.В., Баранкин С.Ю. Инновационное бизнес-образование в России. Sciences of Europe. 2016. № 7/7. С. 28-41.
84. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Издат. центр «Академия»; Высшая школа, 2001. 360 с.
85. Суховей А.В. Личностно-средовые ресурсы психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений внутренних войск МВД России: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2013. 28 с.
86. Технологии построения систем образования с заданными свойствами. Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
87. Трушкин М.Ю., Михайлова Г.В., Кораблева Н.В. Психологические защиты. Защитные механизмы. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ps-analytik.ru/index.php4?mod=31. Дата обращения: 21.03.14.
88. Узун Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: Дисс. докт. пед. наук. С.Пб., 2000. 42 с.
89. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
90. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 144 с.
91. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.
92. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.
93. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том.ун-та.- М.: Изд-во «Барс». 1997.- 392 с.
94. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи) [электронный ресурс]. М.: ИС РАН, 2012. - 332 с.
95. Чудакова Е.А. Инновационный метод обучения «Организационной психологии» / Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: материалы IV международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г.) // в 3х частях, часть 3. Отв. ред. Зарайский А.А. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. С. 73-81.
96. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дисс. д-ра пс. наук. М., 2001.
97. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. М.: «Московский клуб», 1992. 395 с.
98. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. СПб: Питер, 2008. 304 с.
99. Ярошевский В.А. История психологии. От Античности до середины XX века. М.: Наука, 1996. 416 с.
100. Ярышева А.А. Несформированность идентичности как детерминанта склонности к аддиктивному поведению старших школьников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 25 с.
101. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. 248 с.
102. Berlyne D.E. (1964). Emotional aspects of learning // Annual Rev. of Psychol., Vol. 15, 115-142.
103. Freudenberger H.J. Staff burn-out / Journal of Social Issues, 1974. Vol. 30. P. 159-165.
104. Frudenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. - Oxford University Press, 2002. - С. 202-267. Что стоит за копингом. (Достижение целей, визуализация и проблемы).
105. Halloran T.M., Linton J.M. Stress on the Job: Self-Care Resources for Counselors // Journal of Mental Health Counseling, vol. 22, 2000. pp. 354-364.
106. Maslach С. Professional burnout: Recent developments in the theory and research. Washington: D. C: Taylor & Trancis, 1993. P. 19–32.
107. Maslach C. Job burnout: new directions in research and intervention // Current Directions in Psychological Science. V. 12. 2003. P. 189-192.
108. Nakana Keiko. The role of coping strategies on psychological and physical wellbeing // Jap.Psychol.Res., 1991. V.33. - №4. - pp. 160-167.
109. Roggeler F. Methoden der Erwachsenenbildung, Feiburg. 1966.
110. Solomon Z., Mikulincer V., Bleich A. Caracteristic expression of conbatrelated PTSD among Israeli soldiers in the 1982 Lebanan war // Behav. Med. – 1988. – V. 14. - № 4. – p.p. 174-178.
ГЛОССАРИЙ
Адаптивная система обучения – система обучения, претендующая на сохранение здоровья студентов при достаточно слабом информационном воздействии.
Агглютинация -оценка и анализ качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, в результате чего в воображении создаётся новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности.
Акцентирование– это выделение в человеке, предмете или деятельности, какой-то одной доминирующей характеристики и ее гиперболизация.
Ассертивные действия – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других.
Блочно – модульная система обучения - система, направленная на опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацию.
Вербальный интеллект – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами.
Воображение– это процесс создания в сознании человека образа какого-либо предмета или процесса.
Генерации – это формулирование оригинальных суждений, выходящих за рамки сложившихся представлений.
Дифференцированное обучение – система обучения, направленная на развитие теоретического мышления студентов на основе понимания вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.
Инсайт – внезапное озарение по поводу поставленной задачи, совершающееся революционным путем.
Компенсация – это онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется сознательно.
Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности.
Коппинг-поведение – это способность преодоления психологического барьера.
Механический интеллект – способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов, в практических ситуациях быстро схватывать принципы машинных операций.
Мечта -это воображение, направленное на то, что человек хотел бы видеть, иметь или делать в будущем.
Модель – это уменьшенная копия объекта, где последовательно реализованы все мероприятия, как аспекты понятия.
Непроизвольное внимание – это быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды.
Обученность – уровень усвоенных знаний, умений и навыков.
Объем внимания - способность одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов.
Оперативный образ – это специфический образ объекта, формирующийся в процессе выполнения конкретного действия и представляющий собой систему взаимодействующих и взаимопроникающих компонентов.
Отрицание – это наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты.
Переключение внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Послепроизвольное внимание – это длительная высокая сосредоточенность, с которой связывается наиболее интенсивная и плодотворная умственная деятельность, высокая производительность всех видов труда.
Принцип индивидуально – личностного подхода – реализация потребности личности в самоидентификации в процессе ее развития и саморазвития.
Принцип культуросообразности – формирование культуры целостной жизнедеятельности личности, культуры общения, культуры коммуникации личности.
Принцип природосообразности – учет закономерностей природного развития взрослого обучающегося.
Принцип ценностно-смысловой направленности обучения – создание условий для обретения каждым взрослым обучающимся смысла своего самообразования.
Прогноз– это осуществление каждого из мероприятий с вероятностью от -1 до +1.
Проект– это прототип, прообраз сложившейся картины, где отдельные мероприятия систематизированы в соответствии с установленной вероятностью от наивысшей до наименьшей.
Произвольное внимание– это выражение активности личности, при котором интересы носят опосредованный характер.
Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Реактивное образование – это защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом высших социальных ценностей.
Синкретизм – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.
Социальный интеллект – способность понимать состояние других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций.
Тесты – проверочные работы, составленные по уровням сложности учебного материала.
Тинуация- это метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании у них нового, сводного образа.
Устойчивость внимания – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.