Общая схема анализа блока IV

Уровни сознания Ключевое понятие Психическое время
прошлое будущее настоящее
рефлексивное
предметное
эгоцентрическое
общественное

Операция 30.2. В верхнюю клетку второго столбца внести ключевое понятие.

Операция 30.3. Заполнить первую строку интервалов времени и первый столбец уровней сознания.

Операция 30.4. Определить значение ключевого понятия с точки зрения интервалов времени прошлого, будущего и настоящего, внести их в соответствующие ячейки блока IV.

Операция 30.5. Дать определение ключевого понятия с позиций рефлексивного, предметного, эгоцентрического и общественного сознания (1г, 2г, 3г, 4г).

Операция 30.6. Заполнить внутренние ячейки матрицы. С этой целью:

Операция 30.6.1. Определить значение и занести в матрицу элементы 1г.1.; 1г.2.; 1г.3.

Операция 30.6.2. Определить значение и занести в матрицу элементы 2г.1.; 2г.2.; 2г.3.

Операция 30.6.3. Определить значение и занести в матрицу элементы 3г.1.; 3г.2.; 3г.3.

Операция 30.6.4. Определить значение и занести в матрицу элементы 4г.1.; 4г.2.; 4г.3.

Операция 31. Ввести понятие интервала времени настоящего в базовый модуль, пространственный параметр, блока IV.

Операция 32. Ввести понятие интервала времени будущего в базовый модуль, временной параметр, блока IV. Дать наименование всему блоку IV.

Операция 33. Провести проверку построенного базового модуля и блоков. С этой целью:

Операция 33.1. В базовом модуле понятия, расположенные по вертикали, от материального до временного элементов, должны складываться в осмысленную, логически выверенную фразу,

Операция 33.2. В базовом модуле понятия, расположенные по горизонтали, по материальному, информационному, пространственному и временному уровням, должны складываться в законченную фразу, так же, как и в обратной последовательности.

Операция 33.3. В блоках интервалы времени прошлого должны логически вытекать из ключевых понятий предыдущего блока.

Операция 33.4. Проверить содержание каждого блока на предмет соответствия:

в I – условиям возникновения науки (роли "ученого");

во II – форме деятельности в данной науке (роли "родителя");

в III – структуре изучаемой науки (роли "ученика").

в IV – способу действия (роли "учителя");

На этом описание технологии планирования учебного процесса можно считать завершенным. В заключение можно дать характеристику методу, положенному в основу технологии.

В учебном пособии Л.Ф. Обуховой при обсуждении вопроса о стратегиях исследования психического развития ребенка называются три исторических традиции, обозначенных как стратегия наблюдения, стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента и стратегия формирования психических процессов. Сущность первой заключается в фиксации реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, с накоплением разнообразных фактов, в системе позволяющих выделению этапов и стадий развития.

Во втором случае устанавливается наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, сопровождающихся изменением количественных характеристик явления и их качественным описанием.

В случае третьей стратегии используется активное вмешательство в построение процесса психического развития с заданными свойствами, что позволяет судить о движущих причинах психического развития человека.

Способ анализа, использованный в настоящем пособии, может быть назван методом содержательного моделирования, суть которого заключается в проектировании психического развития с опорой на сознание. Именно сознание, "отвоевывающее территорию" у бессознательного, выдвигается в качестве главного фактора развития, где функциональный состав речевой деятельности сочетается с операционным составом мыслительных действий. Речь рассматривается тогда в качестве полномочного представителя психики в сознании, точно также как мышление выступает своеобразным "послом" сознания в психике. Данное положение убедительно подтверждается теорией развития интеллекта Ж. Пиаже.

Содержательное моделирование позволяет соблюсти указанные условия и даже расширить спектр использования полученных знаний. Сама по себе модель есть уменьшенная копия каких-либо макрообъектов, или, говоря научным языком, такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте (В.А. Штофф, 1966).

Метод содержательного моделирования, который предлагает необходимые и достаточные основания для презентации профессионального самосознания учителя, может быть положен в основу проектирования и последующего изучения любой учебной дисциплины, экономя время на образование и делая его доступным абсолютному большинству обучающихся. Мы рассмотрим возможности метода на примере педагогической психологии.

Наши рекомендации