Общая схема анализа финансового состояния предприятия

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

2. Оценка стоимости бизнеса

Создание системы эффективногоантикризисного управления предприятием возможно с учетом оценки его исходного (текущего) состояния, включающего:

- анализ финансового состояния предприятия;

- оценку стоимости предприятия.

Модель принятия и осуществления инвестиционных решений

Существует несколько моделей принятия решений вообще; моделирование процесса принятия инвестиционных решений не является исключением. Инвестиционный процесс возникает и протекает во внутренней среде предприятия, хотя его связь с некоторыми сторонами деятельности организации не всегда очевидна. Основные элементы типичной модели процесса принятия и осуществления инвестиционных решений показаны на схеме (рис. 31.3).

Специфика инвестиционной стратегии инвестиционного планирования на несостоятельном предприятии заключается в разработке общефирменного и локального (например, вызванного необходимостью антикризисного управления) планов (рис. 31.4).

1. Представляя собой самостоятельный блок (поле) управленческой деятельности, годовой план не должен рассматриваться автономно; планирование антикризисных мероприятий должно быть интегрировано в общую систему планирования и управления фирмой (рис. 1.7).

2. При всей своей взаимосвязанности элементы годового общефирменного плана должны создаваться в различной логике.

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Рис. 1.7. Модель инвестиционного процесса по Д. Норткотт

Разработку операционного плана необходимо осуществлять «снизу -вверх», т. е. первоначальные плановые документы следует готовить в каждом из подразделений фирмы, отвечающем за реализацию определенного поля бизнеса. Затем планы подразделений необходимо консолидировать (в случае особенно сложной структуры фирмы - путем последовательной агрегации), пока не будет составлен общефирменный операционный план.

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Рис. 1.8. Система стратегического, бизнес и оперативного планирования в хорошо управляемой фирме

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Рис. 1.9. Взаимосвязи стратегического и текущего планирования

Тема 2. БИЗНЕС И БИЗНЕСПЛАН организации

Сущность и взаимосвязь бизнеса и бизнес-планирования

Расходы стремятся сравняться с доходами.

Второй закон Паркинсона

.

Бизнес-план- план предпринимательской деятельности предприятия; необходимый инструмент технико-экономического обоснования и организации дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями.

«Бизнес-план» это план предпринимательской деятельности, предпринимательства в определенном и вероятнее всего в новом виде бизнеса.

Ориентируйтесь на удовлетворение имеющегося рынка и сложившихся потребностей. Ловите нюансы и преимущества вашего бизнеса.

Простая, принципиальная, модель бизнеса может быть представлена в виде двух блоков (рис. 2.1), обозначающих макросреду и микросреду.

1. Макросреда - экономические, правовые, политические, социально - культурные, физические условия деятельности.

2. Микросреда, включающая институционную систему.

Приведенная модель показывает бизнес с его пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры и материально-техническое обеспечение) предполагают отношения с внешними блоками. Эти модели составляют непосредственную среду деятельности предприятия, или так называемый «микроуровень». Задачей подготовки бизнес-плана для его реализации, как правило, является анализ:

 микросреды;

 основных функций бизнеса;

 части финансовой деятельности, которая касается:

 безубыточности;

 максимизации прибыли;

 работы с заемными средствами;

инфляционных процессов.

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Внешние функции

1. При поисках партнеров, инвесторов и кредиторов бизнесмену (предпринимателю) придется несчетное число раз повторять одно и то же о своем проекте и предприятии. Хорошо оформленный лаконичный бизнес-план - лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью бизнесмен стандартизирует процесс ознакомления со своим проектом, экономит свое время, упорядочивает контакты.

2.2. ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ

Разработка нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга или разработка нового проекта программного обеспечения характеризуются следующими особенностями:

 главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;

 срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;

 планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше  от действительного прогресса проекта;

 основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).

В свою очередь в составе инновационныхбизнес-проектов можно выделить:

Организационные проекты

 реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума. Они характеризуются следующим:

 цели проекта заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;

 срок и продолжительность задаются предварительно;

 ресурсы предоставляются по мере возможности;

 расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере прогресса проекта.

Экономические проекты  приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Они обладают своими особенностями:

 главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;

 то же самое относится к срокам проекта;

 ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;

 расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.

Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.

Социальные проекты  реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Социальные проекты имеют свою специфику:

 цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднены;

 сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;

 расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;

 ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.

Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

Схема классификации инвестиционных проектов приведена на рис. 2.1.

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Рис. 2.1. Схема классификации инвестиционных бизнес-проектов

Тема 3. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА

Нельзя иметь все. Куда вы все это положите?

Стивен Райт

Состав бизнес-плана

Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспектив роста предприятия.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров и т. п.) разделы бизнес-плана могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом в нашей практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. ,3.1).Таблица 3.1

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Резюме.В резюме внимание должно быть нацелено на главные результаты и выводы бизнес-плана в целом и каждого его раздела, включая возможный риск и пути его преодоления.

Исходные данные и характеристика бизнеса.В данном разделе определяются функциональные особенности, местоположение, технические параметры, условия бизнеса (например, строительства, реконструкции), эксплуатации объекта. Рассматривается влияние на формирование проектного предложения внешних и внутренних факторов.

Оценка рыночной конъюнктуры.Содержит общую характеристику современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в инвестиционной сфере. Прогноз динамики спроса на аналогичные объекты (товары, услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса. Прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к данному бизнесу (например, застройке территории).

Конкуренция.Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов.

Сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов. Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон.

Товар (услуга).Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса.

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции.

Стратегия маркетинга.Включается описание целей, маркетинговой ситуации программы осуществления стратегии, отражающей состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации; отражение влияния на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков и т. п.); формирование ценовой политики; описание путей адаптации мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации.

Организационно - финансовый механизм.Содержит описание инвестиционной программы с подразделением на блоки и этапы; организация проектирования и строительства объектов с подразделением их по форме собственности и источникам финансирования.

Определение затрат.Приводится расчет единовременных и текущих затрат по реализации проектного предложения с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции. Показатели затрат подразделяются по источникам финансирования с выделением бюджетных и внебюджетных средств.

План производства.Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

Организация работ и финансирование.Блоки и этапы программ; организация работы; установление форм собственности; виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов.

Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений.

Рынок сбыта.Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура.

Оценка положительных дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры.

Определение доходов.В разделе приводится расчет объемов производства, себестоимости продукции (работ, услуг), определяются условия ценообразования, налогообложения, получения валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции по единовременным поступлениям в бюджет и внебюджетный фонд (например, плата за право аренды земли и объектов муниципальной недвижимости, продажа существующих и новых объектов и т. д.).

Формирование потока чистых средств.Приводится расчет потоков чистых средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой в процессе строительства и эксплуатации объектов, расположенных на данной территории, с распределением по годам расчетного периода нарастающим итогом начиная с первого года инвестирования. Поток чистых средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам, страхованию и др.

Финансовый план.Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности.

Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.

Оценка экономической, бюджетной, коммерческой и социальной эффективностиинвестиций.Приводится расчет показателей эффективности и их интерпретации: срок окупаемости (Ток) вариантов проектного предложения; чистая текущая стоимость ЧТС) проекта, индекс доходности (ИД) инвестиций; внутренняя норма рентабельности (ВНР) проекта; точка безубыточности проекта (ТБ) и других показателей, характеризующих экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.

Страхование коммерческого риска и юридическая защита.Определяются типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб. Рассматриваются возможности предотвращения (снижения) рисков, формы и условия страхования, величины страховых выплат.

Составление бизнес-плана для предприятий промышленности, строительства, транспорта, торговли имеет свою специфику, но его структура не будет существенно различаться, за исключением некоторых дополнений, например, планирование использования мощностей оборудования, выпуска продукции и т. п.

Необходимыми разделами бизнес-плана являются:

 организационный (организационная схема предприятия);

 юридический (правовой статус организации).

Важно также тщательно просчитать риски и определить меры профилактики и страхования.

В более развернутом виде структуру (разделы и подразделы) бизнес-плана можно представить в следующем виде.

Структура бизнес-плана

Разделы и подразделы бизнес-плана

1.Введение:

а) наименование компании, адрес и телефон владельца;

б) с кем связываться: имя и телефон владельца;

в) о компании:сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка;

г) предлагаемое кредитору или инвестору обеспечение: привилегированные и обычные акции, облигации и т. д.;

д) намерения бизнеса: сроки, цель займа, закладная;

е) сводка целей использования займа.

2. Резюме:

суть бизнес-плана: предпочтительный размер – одна - четыре страницы; содержит описание проекта, конкурентоспособность, основную суть.

3.Содержание:

название разделов и нумерация страниц для облегчения поиска.

4. Описание отрасли:

а) перспективы и возможный рост отрасли: тенденции развития отрасли  прошлые, настоящие, будущие; новые направления развития; указание ваших источников информации;

б) рынки и покупатели: оценка размеров рынка и объема продаж, новых требований и рыночных тенденций;

в) компании конкуренты: доля рынка, сильные и слабые места, прибыльность, тенденции развития;

г) региональные, национальные и экономические тенденции: изменение тенденций в спросе населения, соответствующие экономические показатели.

5.Описание делового риска:

а) суть бизнеса: основные направления деятельности, статус бизнеса (местный, региональный, национальный, международный);

б) цель выхода на рынок: определение групп клиентов; нынешний характер бизнеса; средний доход, желаемое и возможное изменение его величины

в) преимущества вашей бизнес - концепции по сравнению с конкурентами: ваша ниша на рынке, уникальность, оценка рыночного сегмента;

г) территориальное расположение бизнеса: местонахождение (удобное ли для клиентов), размер занимаемых площадей, дислокация офиса: дома или отдельно;

д) материальные и кадровые потребности: общие потребности в оборудовании; возможности предоставления временных или постоянных рабочих мест;

е) краткое резюме: круг вовлеченных в бизнес лиц (собственники, партнеры, работники).

6. Цели бизнеса:

а) в первый год: особые цели, например  увеличение объема продаж, изменение уровня; прибыльности, доли на рынке, открытие новых офисов, оказание новых услуг и т. д.;

б) в последующие периоды: возврат инвестиций, развитие сети, продажа бизнеса.

7. Маркетинговый план:

а) стратегия продаж:форма оплаты кадрового состава, агентов, служащих (сдельная, повременная); цели продаж, инструменты продаж, поддержка продаж;ориентация на клиентов;

б) подход к продажам: методы и техника продаж;

в) ценообразование:расходы, разница между собственностью и отпускной ценой, прибыль;

г) продвижение: реклама, промоушн, паблик релейшнз; техника обретения известности, доверия, связей;

д) политика обслуживания: политика, которую примет ваш бизнес в отношении выдачи и сбора кредитов вашего бизнеса, ценообразования, типов клиентов;

е) гарантии: варьирование гарантий выполнения услуг и других гарантий в зависимости от характера вашего бизнеса и договора с клиентом;

ж) метод проверки: метод наведения справок о клиентах и о том, что они о вас слышали.

8. Прогноз объема продаж:

а) ссылки: один человек никогда не может знать все, поэтому укажите всех, кто помогал вам с прогнозами;

б) помесячный прогноз на грядущий год: объем продаж в долларах;

в) годовой прогноз на ближайшие два или четыре года: объем продаж в рублях (или долларах).

9. План производства:

а) краткое описание производственного процесса; не углубляйтесь в терминологию;

б) потребности производства: строения, склады, возможности для расширения, месторасположение;

в) оборудование: новое или бывшее в употреблении, арендованное или купленное, его возможности;

г) комплектующие материалы: наличие доступа к готовым, качество, их источники;

д) необходимый инвентарь: сезонные потребности, стоимость, метод контроля;

е) поставки: величина скидок, разнообразие выбора;

ж) требования к персоналу: полная, частичная занятость, уровень навыков, требуемые знания;

з) стоимость оборудования, сырья и материалов: оценка и стоимость;

и) оценка капитала: требуется ли начальный капитал и постоянное его пополнение.

10. Осуществление операционной деятельности:

а) планы покупок; размеры скидок, виды ресурсов, качество, цена;

б) система инвентаризации: сезонные изменения, масштабы, способ контроля;

в) необходимые площади: размер офиса, склада, других помещений; необходимо ли улучшение, потребность и возможность расширения;

г) потребность в кадрах и оборудовании: отбор персонала; офисное, производственное и другое оборудование;

д) стратегия осуществления операции.

11. Структура компании:

а) частное индивидуальное предприятие, партнерство, акционерное общество, другое;

б) распределение долей (акций): список пайщиков (акционеров);

в) договоры и соглашения: список заключенных договоров и контрактов; контракты, связанные с управлением, соглашения с акционерами и партнерами, контракты на обслуживание, аренду;

г) директора и чиновники: имена и адреса, роль в компании;

д) основа группы управления: краткое резюме о владельцах и ключевых служащих;

е) поддержка профессионалами: нанятые по договору профессионалы по специальным вопросам: юрист, бухгалтер, банкир, страховой агент;

ж) организация работы: порядок отчетности;

з) обязанности и ответственность ведущего персонала: краткое описание работы  кто за что отвечает.

12. Программа развития и исследования:

улучшение продукта или услуги: определите процесс улучшения, стоимости и риск.

13. Оценка риска:

а) реакция конкурентов: постараются ли конкуренты воздействовать на вас? В какой, по вашему мнению, форме проявится реакция конкурентов;

б) список возможных критических внешних факторов: определите эффект воздействия забастовок, падения производства и продаж, новых технологий, изменения погодных условий, появления новых конкурентов, перебоев поставок, изменений в спросе, потерь от недозагрузки и перегрузки мощностей, неблагоприятных тенденций в экономике;

в) список вероятных критических внутренних факторов: не получен ожидаемый доход, клиент подал в суд, разнообразные трудности, спрос на услуги растет очень быстро, ушел ключевой служащий, заболел или умер партнер;

г) оперирование с риском: вероятный план оперирования с наиболее выраженным риском.

14. Общий обзор предстоящей деятельности:

внешние отношения и согласование действий с основными событиями, важными для начала и развития бизнеса.

15. План действий:

а) действия по достижению целей этого года: помесячный или поквартальный обзор специальных действий;

б) укажите даты принятия основных решений, создайте план- график продаж.

16. Финансовый прогноз:

Если бизнес уже какое-то время функционирует, необходимо предоставить баланс и декларации о доходах, предпочтительнее за последние три или четыре года:

а) баланс  это показатель состояния бизнеса. Он показывает, что есть и что должно быть на определенную дату. Баланс содержит три раздела: имущество, долги и долю собственника. Вычитая долги из имущества, вы определите общую стоимость вашей фирмы; баланс показывает, насколько за минувшее время вырос ваш оборотный капитал. Инвесторы или кредиторы обычно проверяют баланс, чтобы выяснить, обладает ли компания необходимым для ответа по обязательствам имуществом;

б) прогноз доходов и расходов (прибыли и убытков); доходы и расходы можно описать как проектирование ситуации, которую вы ожидаете видеть в своем бизнесе в конце прогнозируемого периода; указание дохода  самое сложное, так как эта величина зависит от многих факторов, причем не только внутрифирменных, но и внешних (колебание спроса, давление конкуренции и т. д.);

в) прогноз денежного потока: денежный поток показывает, сколько денег находится в бизнесе и вне бизнеса;

г) выкладки по деньгам, продажи: ожидаемое количество продаж в месяц; приход: исходя из объема продаж можно сказать, сколько денег получено;

д) анализ рентабельности  основа для каждого бизнеса. Знать, при каких объемах продаж ваш бизнес будет рентабелен, важнее, чем анализировать то, что получит ваша фирма, если выйдет на запланированные объемы продаж.

17. Финансирование и превращение в капитал:

а) условия займа: сумма, сроки, дата выдачи;

б) цель займа: детальное описание составных элементов бизнеса, которые будут финансироваться;

в) доля собственника: ваша доля в бизнесе:

г) цель займа: для отдельного проекта или для компании в целом.

18. Оперирование займом:

а) на новые цели или на продолжение деятельности, предлагаемое обеспечение;

б) максимальное количество необходимых денег: количество, сроки.

19. Существующее финансирование (если имеется):

а) невыполненные условия займа: величина долга, сроки выплаты, цель, обеспечение и статус;

б) текущее использование кредита: количество и обеспечение.

20. Ссылки:

а) название текущего кредитного института: филиалы и типы счетов;

б) юрист:имя, адрес и телефон;

в) бухгалтер: имя, адрес и телефон.

21.Приложения:

а) персональная стоимость: ценность личного имущества, инвестиции, деньги, банковские счета, закладные, другие обязательства;

б) намерения: потенциальные заказы или обязательства перед клиентами;

в) описание личных и бизнес - страховок;

г) поступления: на период 30, 60 и 90 дней;

д) обязательства: включает расписание выплат и общее количество долгов;

е) официальные соглашения: включает копии договоров;

ж) оценка: реальная рыночная стоимость имущества и оборудования;

з) указание компаний, оказывающих финансовую поддержку (в некоторых ситуациях эта информация может потребоваться кредитору);

и) ссылки;

к) прогноз продаж и сегментирование рынка;

л) список инвесторов;

м) информация о статусе кредита;

н) дополнительные заметки о вас и вашем бизнесе.

Следует заметить: не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Так, например, бизнес-план текущей деятельности фирмы (или создания новой фирмы) состоит их трех частей:

♦ описание индекса (разделы маркетинга и производства);

♦ финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегии инвестиций, товаро - материальное обеспечение кредитов, страхование, расчеты рентабельности);

♦ сопроводительные документы (организационный и юридические планы, учредительные документы, копии контракта, лицензии и т. п.).

На рис. 3.1 приведены укрупненные схемы бизнес-планов в общем виде.

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Рис. 3.1 Укрупненная структура (блок-схема) бизнес-плана предприятия

Трудно сказать, какой из блоков бизнес-плана является главным. Без любого из них бизнес-план не будет полным и, более того, выводы могут оказаться недостоверными.

Тема 4. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА

4.1. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕСПЛАНА

Первоочередное - в первую очередь,

второочередное - никогда.

Ширли Конран

Структура бизнес-плана, имея свою специфику, существенно не различается для различных видов бизнес-проектов, за исключением некоторых дополнений. Например, бизнес-план инвестиционно - строительной деятельности, реконструкции транспортных средств и развития торговой сети учитывает особенности: производства товаров (услуг), рынка сбыта, денежного потока и др., но сами разделы: «производство товаров (услуг)», «рынок сбыта», «финансовый анализ» и др. присутствуют в каждом бизнес-плане. Одна из принципиальных схем организации процесса составления бизнес-плана, обобщенная американскими специалистами (Siropolis N. C. Small Business Management. Houghton Mifflin Company, Boston, 1990), может быть представлена в виде рис. 4.1.

Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана от возникновения экономического замысла до его реализации  получения и распределения прибыли и основные участники показаны на рис. 4.2.

В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-плана осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным личным участием руководителей предприятия. С целью объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

♦ анализ и оценка текущего состояния предприятия;

♦ анализ возможностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятий на рынке);

♦ анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли (подотрасли), к которой принадлежит предприятие, фактора макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

♦ определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период;

♦ разработка планов действий, предпринимаемых для достижения целей, и определение необходимых ресурсов.

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Рис. 4.1. Обобщенная схема составления бизнес-плана (вариант)

Общая схема анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Рис. 4.2. Процесс бизнес-планирования фирмы:

1 - принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 - анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3 - выбор продукции или услуги, производство (оказание) которых будет составлять цель проекта; 4 - исследование возможного рынка сбыта; 5 - составление прогноза объемов сбыта; 6 - выбор места для осуществления коммерческой и (или) производственной деятельности; 7, 8, 9 - разработка плана производства; 10 - разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 - решение вопросов организации бухгалтерского учета; 12 - решение вопросов страхования; 13 - разработка финансового плана; 14 - написание резюме к бизнес-плану

При составлении бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на первоисточник.

Наши рекомендации