Информационная модель организационной психологии

Власть политика
воспитание директор деятельность
руководитель учредитель 1.агрессивность 2.предприниматель 3.наставничество
персонал 2.истеричность 3.управляющий 1.инструкция
патриот 3.безответственность 1.инвестор 2.новаторство
менеджер 1.анархичность 3.лидер 2.мастерство

В подготовительной фазе мы руководствовались современным, контекстно-компетентностным подходом к высшему образованию [21; 86], который дополнялся концепцией воли [80; 82; 83]. Как можно видеть из рис. 7, в последней немаловажное место занимает теория развития психики А.Н. Леонтьева [47], а также теория контакта Л.Б. Филонова, который фактически открыл законы, управляющие сознанием [53]. Таким образом, в личностно-профессиональном развитии студентов в преддверии их занятий бизнесом, формальные основания органично сочетались с основаниями содержательными.

Подготовив методическую базу к занятиям, мы приступили к практическому воплощению замысла формирующего эксперимента, протекавшего в течение семестра. Мы строго придерживались принципов, сформулированных нами в более раннем издании в отношении малого бизнеса: панорамность спорта высших достижений, краткосрочность специализированных курсов, интенсивность деятельности в экстремальных условиях, экономичность товара народного потребления [79].

Информационная модель организационной психологии - student2.ru

Рис. 8.Принципиальная схема организационной психологии.

В настоящем случае в качестве иллюстрации мы приняли на вооружение дисциплину «организационная психология» как отражающую все нюансы ведения малого бизнеса, положенного в проекции на учебный процесс [36; 58; 80]. Как пишут студенты, предложенный метод фактически перевернул их мировоззрение, а организационная психология предстала во всем своем сиянии и понимании. Не случайно, заданный преподавателем вопрос о возможности участия в малом бизнесе сейчас же нашел горячий отклик у слушателей. Наиболее заметным событием, по их мнению, оказался завершающий контроль учебного процесса, который также протекал в инновационном режиме.

На предшествующей экзамену консультации студентам было предложено разложить все 36 экзаменационных вопроса на четыре блока в соответствии с декларируемой феноменологией: индивид, субъект, личность и индивидуальность. В данном случае в познании с необходимостью воплощаются образы реальности, которые с очевидностью учитывают психологическую организацию обучающегося. Было установлено, что экзаменационные вопросы распределились в соотношении: 9 : 8 : 10 : 9. Отсюда был сделан вывод о зрелости дисциплины «Организационная психология», поскольку в ней достигнут высокий баланс психологических составляющих. Сравним с двумя другими упомянутыми дисциплинами: физическая культура - 16 : 8 : 5 : 5; психогенетика - 21 : 8 : 5 : 5.

Далее для подготовки к экзамену по организационной психологии студентам было дано домашнее задание, включавшее в себя три момента: 1) выстроить в определенную логику вошедшие в каждый блок вопросы на собственный вкус; 2) составить рефераты или эссе по всей совокупности вопросов; 3) идентифицировать составленный текст со схемой дисциплины (рис. 8), создав ее законченный образ.

Поначалу предложенная задача показалась студентам нерешаемой. Однако в процессе подготовки к экзамену обнаружилось, что наступает быстрое понимание науки, что и обещал преподаватель. Он объяснил, что в современном высшем образовании студентам предлагается следовать логике науки, полагаясь на собственную память. В действительности же необходимо включить мышление, которое вначале носит ассоциативный характер (классификация вопросов); затем – логический характер (следование логике на собственный вкус); в последующем абстрактный характер (текст); наконец, практический характер, воплощенный в схематическом образе. Если же полагаться на память, то, согласно ее законам, к воспроизведению готовы только начальное и конечное звенья изучаемого материала, в результате чего подготовка и сдача экзамена превращаются в «гадание на кофейной гуще». Фактически в инновационном варианте студенту предлагается, как во время защиты выпускной квалификационной работы, отстоять собственную позицию на экзамене по соответствующей дисциплине.

Основываясь на предложенном методе, в координате субъект мы рассматриваем студента как участника трудового процесса. В данном случае студенческая группа есть ничто иное как организация, т.е. та реальность, которая окружает новоиспеченного студента от первого курса до конца обучения.

Но тогда и организационная психология как прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации, меняет свой статус. Она должна подготовить нам в малых формах обучения в вузе будущего предпринимателя малого бизнеса. Для этого необходимо совместить общеобразовательный (рис. 5) и производственный (рис. 6) планы в едином учебно-производственном процессе. В каждом из них имеется по четыре пункта, отраженных в экзаменационных вопросах. Отсюда можно вывести как позицию входящего в аудиторию профессора - воспитатель, учитель, тренер, преподаватель, так и будущего работника малого бизнеса - наставник, инструктор, новатор, мастер.

В совместной позиции профессора и студента появляются пары вопросов, отражающих их заинтересованность друг в друге: значимость и субъективный смысл труда - понятия «труд», «работа», «организационное поведение», «профессиональная роль», «трудовой пост» и их соотношение, (воспитатель и наставник); социокультурные нормы - новые формы труда (учитель и инструктор); организационное консультирование - трудовая мотивация (тренер и новатор); развитие организаций, основные стадии. Факторы продолжительного существования организации - удовлетворенность трудом (преподаватель и мастер).

В краткой характеристике отдельные положения выглядят следующим образом:

Наши рекомендации