Исторические предпосылки педагогики и психологии инноваций
Образование | Психология | Педагогика | |
Эволюция | Воспитание | Тождество | Упражнение |
Преподавание | Селекция | Тренировка | |
Педагогика | Интеграция | Система | |
Психология | Отношение | Труд | |
Революц. | Дидактика | Выбор | Интерес |
Новация | Сопряжение | Игра | |
Сит. | Коучинг | Индивидуализация | Регуляция |
Дело в том, что «принцип»определяется как основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил. В кратком виде отдельные принципы формулируются следующим образом (цит. по [4]):
Детерминизм – устанавливает отношения причины и следствия;
Отражение – устанавливает отношения материального и идеального;
Историзм– устанавливает отношения мотива и цели;
Диалектика - устанавливает отношения противоречия и согласия;
Развитие - устанавливает отношения прогресса и регресса.
Системность – устанавливает отношения власти и подчинения;
Деятельности -устанавливает отношения достижений и неудач.
В свою очередь, категории -(от греч. kategoria — высказывание; признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления, представляют собой следующее (цит. по [4]):
Образ – внутренняя картина происходящего.
Действие– целесообразное движение.
Мотив – внутреннее побуждение к активности.
Отношение – двусторонняя связь взаимодействующих субъектов.
Переживание – пристрастное отношение к действительности.
ВКонтакте
- Одноклассники
- Google+
- Mail.ru
- Evernote
- В кругу Друзей
- Tumblr
- LiveJournal
- Pinme
- БобрДобр
- Blogger
- Digg
- Delicious
- Instapaper
- LiveInternet
- MySpace
- Readability
- Surfingbird
- StumbleUpon
- Я.Закладки
- По почте
UPTOLIKE - модули социальной активности для вашего сайта.
Личность – человек в системе социальных ценностей.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.
Оказалось, что указанные стадии подчиняются определенным методологическим принципам, согласованных с категориями, а в целом могут быть описаны как четыре уровня анализа: философский, общенаучный, конкретно-научный, методический. Интересно, что эти известные истины в действительности психологией игнорируются, имея чисто формальный характер при обсуждении ее теории [60]. Но и здесь наблюдается рассогласование в количестве используемых принципов и категорий: в указанном источнике принципы сводятся к детерминизму, системности и развитию, тогда как категории поделены на две подгруппы: базисные – образа, действия, мотива, отношения, переживания; метапсихологические – личности, деятельности, общения. При этом принципы помещены в конец учебного пособия. Таким образом, изначально нарушаются требования к философскому уровню анализа, когда бы принципы как более общие понятия привлекали бы категории, их покрепляющие и поддерживающие.
Далее необходимо иметь в виду, что принципы обладают глобальностью действия, тогда как категории ограничивают их влияние локальностью своих возможностей. Теперь можно перейти на общенаучный уровень анализа, положив попарно в основу указанные принципы и категории (рис. 7). При этом внешне наблюдаемые закономерности становления образования трансформируются во внутренние закономерности становления, формирования и развития воли. В данном случае предлагается модифицированная схема, которая изначально представлена на рис. 5. Различие здесь заключается в том, что воля рассматривается в качестве объяснительного принципа профессиональной децентрации.
Рис. 7.Принципиальная схема профессиональной децентрации в контексте воли
Начнем с того, что метафорически настоящая схема получила наименование «три лика времени», имея в виду обычную трехмерность пространства, которое наделяется одним измерением времени. Однако это противоречит равновесному состоянию бытия, которое тогда рискует собственным существованием. Мы утверждаем, что время должно иметь равноценную пространству сущность, состоящую по своему содержанию из трех видов, с учетом субъективности своего существования. Это означает, что время искусственно вводится в повседневный обиход в связи с появлением особого носителя – живых объектов, внутри которых оно существует в неразрывном единстве с трехмерным пространством.
Все начинается с включения принципа детерминизма (на рис. 6 обозначен буквой «Д»), который свидетельствует, что появился родовой носитель времени-пространства – зародыш, эмбрион, а также и заключенная в нем воля. В данном случае мы исходим из того, что мужская половая клетка несет в себе информацию о пространственных характеристиках мира, тогда как женская – о временных. В совокупности они и дают нам волю как единство предстоящего пространственно-временного континуума. Детерминизм как глобальный принцип включает механизмы эволюции, внутри которой действует спонтанная воля, распространяющая свое влияние по оси физического времени (tфиз). Однако ее действие не бесконечно и ограничено категорией образа, который формируется как материальное явление в латентном, скрытом для внешнего наблюдателя состоянии. Для человека – это период беременности.
Вообще говоря, истоки воли, точно так же, как и образования, явились подлинной загадкой для науки. И если образование можно еще было игнорировать, то мимо зарождения человека пройти было нельзя. Этот удивительный момент синтеза времени и пространства Артур Шопенгауэр назвал миром как волей и представлением [97]. По-видимому, не случайно его гениальное произведение до сих пор оказалось недооцененным научным миром и в одном из источников по волевой активности свелось к нескольким строкам упоминания [41]. Как правило, произведение А. Шопенгауэра ассоциируют с волюнтаризмом, свободой воли и свободой выбора [41; 42; 71]. И все обусловлено тем, что отсчет ведется с момента рождения, а не с момента зарождения, когда образ уже сложился и предстал в триместре беременности в виде животных - простейших, членистоногих и позвоночных (рис. 5). Все они до сих пор живут самостоятельно в водной среде, а в человеке воспроизводятся как этапы эволюции периода беременности. В настоящем случае (рис. 7) внимание акцентируется на сенсорике, перцепции и интеллекте как разновидностях психики указанных животных.
Эрнст Геккель попытался, говоря современным языком, переформатировать достижения эволюции в биогенетический закон, или рекапитуляции, но допустил просчет, распространив закономерности филогенеза на онтогенез, который, однако, согласно свободе выбора, протекает уже в иной плоскости, выше оси физического времени, в идеальном плане. В данном случае срабатывает принцип отражения и сопутствующая ему категория действия.
На наш взгляд, отражение рассматривается в классической философии упрощенно как познание объекта возможностями субъекта, однако последнему еще только предстоит сложиться в онтогенезе, поэтому в действительности все получается с точностью до наоборот: конгруэнтное воспроизведение материального в идеальном, т.е. субъекта в объекте. Можно говорить о проекции материального на идеальное, которое формируется поэтапно, произведя поначалу на белый свет ребенка в качестве млекопитающего, закономерно воспроизводящего этапы становления врожденной психики: инстинкт, рефлекс, язык, становящихся сознанием как интеграции в едином носителе всех достижений эволюции.
Сформировавшаяся зона идеального, в которой и животное начало, и собственно человеческое подводятся «под один знаменатель» цикла, вызывает ее деление на «Я» и «не-Я». В совокупности они долгое время будут, как и плод периода беременности, «вынашиваться» внутри сложившейся структуры индивида. Пока же в точке объективации воли ее пространственная составляющая предстает как раздвоенное идеальное - Я и не-Я. Складывается структура индивида из трех родственных элементов и одного чужеродного (рис. 5, с. 111). Или, как говорит Б.Г. Ананьев, возрастно-половые особенности сочетаются с индивидуально-типическими [4].
Как трактует классика, отражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощью образа, но в случае с волей образ парадоксально предшествует оригиналу. Отсюда, собственно, и возникает ситуация мира как воли и представления (А. Шопенгауэр) – детерминизма и образа. Принцип отражения в сочетании с категорией действия только повторяет достижения первой пары, причем глобальности идеального, рискующего достичь гигантских размеров, противостоят локальные действия «художников» - матери и отца, первый из которых несет ответственность всего за одно действие – вскармливание, второй – уже за триаду – прямохождение, различение неопасных предметов от опасных, распознавание своих и чужих. Отсюда созревает ситуация выхода за пределы индивидной квадратуры в область истории субъекта, что может быть обозначено как первичная профессиональная децентрация освобождения от психологических защит [10; 72].
Необходимость в децентрации возникает в связи с возникновением проблем, которые обнаруживают себя на рубеже трехлетнего возраста, в связи с кризисным переходом от состояния индивида к состоянию субъекта, и которые описываются так называемой квадратурой трехлетки: негативизм, упрямство, строптивость и своеволие [81; 82]. По определению они представляют собой следующее:
Негативизм – отказ от каких-либо предложений со стороны.
Упрямство – отказ от исполнения установленных норм и правил.
Строптивость – совершение немотивированных поступков.
Своеволие – несогласованность действий с окружающими.
Децентрация пробивает брешь в структуре индивида, причем это происходит в месте «слабого звена», а именно не-Я, которое как чужеродный элемент изгоняется из «индивидного яйца», обеспечивая знаменитое «Я - сам». На данном пункте следует остановиться особо. Поиск слабого звена индивида, где происходит прорыв в область исторического времени, приводит к оконечной точке первого вектора прижизненного становления индивида. Спрашивается, почему слабое звено индивида совпадает в точкой двухмесячного возраста – периодом «комплекса оживления»? Дело в том, что, как говорилось выше, в отечественной ментальности имеет место слабость мотивации. Отсюда функцию первичного мотивационного фактора принимает на себя сфера инстинктов – пищевого и полового. Пищевой актуализируется с момента рождения, тогда как половой впервые дает о себе знать, как можно предположить, именно в связи с «комплексом оживления». Таким образом, пищевой и половой безусловный рефлексы к двухмесячному возрасту образуют союз, несущий в себе мощный импульс потенциальной энергии. Для превращения ее в кинетическую необходим еще один фактор, и он обнаруживается в связи с формированием потребностной сферы, обязанной уже идеальному, приобретенному. Происходит все следующим образом.
В точке «Д» также происходят свои события. В простейшем случае все зацикливается внутри круга индивида, на что указывалось выше в связи с характеристикой русского человека, склонного ходить по жизни кругами. Однако в первые месяцы и годы жизни наблюдается двойной способ регулирования, обусловленный, с одной стороны, как говорит Б.Г. Ананьев, врожденными свойствами – возрастно-половыми, с другой – приобретенными, индивидуально-типическими. Врожденные становятся в период беременности, приобретенные – от рождения до трех лет. В точке двух месяцев от рождения кривая становления индивида парадоксально меняет направление на обратное, к началу отсчета координат жизни, что, по-видимому, обусловлено отклоняющимся влиянием воли, которая как своеобразный магнит оттягивает вектор движения на себя, зацикливая индивида в движение по кругу. Этому способствует и актуализация полового рефлекса, который влечет новорожденного обратно в материнское лоно, к чему располагает и поведение матери, озабоченной кормлением ребенка.
Однако в точке «Д» вектор становления индивида меняет направление еще раз, по уже освоенному маршруту, но на сей раз – эволюционному, прямолинейному (на рис. 4 от точки «Д» к точке рождения «отр» - отражение). В данной связи включается механизм актуализации потребностей: в точке «Д» - физиологических, «отр» - принадлежности к группе, промежуточной между ними – безопасности, наконец, - самоуважения, появившейся как результат исчерпания эволюционной линейки и синтеза криволинейного и прямолинейного движения в точке, совпадающей с «комплексом оживления», находящейся выше на «кольце» индивида. Таким образом, в указанной нейтральной точке происходит встреча биологически обусловленных и приобретенных свойств, что вызывает прорыв кольца индивида в зону исторического времени. Возникает кризис трехлетки с сопровождающими его негативизмом, упрямством, строптивостью и своеволием.
Классическая психология склонна приписывать пробудившееся Я самому субъекту, в действительности же это есть отчужденное от индивида не-Я, которое трехлетний ребенок узнает в зеркале как физическое Я, или образ Я. Все свидетельствует о том, что в воле произошли определенные метаморфозы, которые актуализируют значение одной из ее сторон, а именно характеристик пространства. Отныне до окончания юношеского возраста они и будут «править бал», заключаясь в диапазон между физическим и историческим временем. На ведущие позиции выдвигается принцип историзма (ось tи на рис. 4) и сопровождающая его категория мотива.
Этот момент и ввел в заблуждение абсолютное большинство исследователей, которые, так или иначе, связывают мотивацию с появлением воли [41; 42; 71]. В то же время остается необъясненной квадратура трехлетки, которая имеет самое непосредственное отношение к происходящим событиям. История ребенка, подростка, молодого человека как раз и укладывается в четыре этапа, где доминантой последовательно выступают негативизм дошкольника, упрямство младшего школьника, строптивость подростка, своеволие юности (рис. 7). Все они требуют произвольной активности, которая бы трансформировала происходящее в соответствующие позитивизм, компромисс, дисциплину и самоуправление (рис. 2). Здесь воля одной из своих сторон становится про-из-волей (фактически – произволом) взрослого по отношению к подрастающему человеку.
И вновь глобальность историзма наталкивается на локальность мотивации, которая ограничивает притязания внешне формулируемой целью, а именно – образованием, которое поддерживается государством как чужеродным для индивида элементом. Отсюда и происходит подмена воспитания обучением или познанием, о чем открыто говорится в одном из источников [65]. Собственно, воля как универсум сама по себе является источником интеллекта, познавательных процессов, эмоций, состояний и т.д. и т.п. Однако мотивация как одна из разновидностей воли, будучи производной в нашем случае от комплекса врожденных и приобретенных потребностей, ведет к воздвижению психологических барьеров, где действует принцип диалектики и сопровождающая его категория «отношение» (на рис. 2 точка 15 лет) [10].
Отношения направлены на разрешение противоречий, первое из которых возникает в дошкольном детстве между естественной потребностью ребенка в движении и постепенным его обездвиживанием в связи с переходом к интеллектуальным занятиям в подготовительной группе детского сада. Далее в младшей школе – новое противоречие, возникающее в системе «взрослый-ребенок», когда учитель становится главной фигурой в преодолении упрямства, обучении умениям жить по правилам. Синтез тезиса дошкольника и антитезиса младшего школьника происходит в отрочестве, отличающемся нарастанием отчуждения от взрослых и утверждением пары потребностей: быть признанным в среде сверстников («реакция группирования»), а также быть и считаться взрослым в социальном плане. В итоге в психологическом барьере возникает брешь, куда и направляются силы окрепшего и подросшего ребенка, наступает юность.
Как правило, источники по возрастной психологии, подробно описывающие детские возраста, с приближением к юности начинают давать откровенные сбои. В лучшем случае, как например, у социолога И.С. Кона, декларируется юношеское самоопределение, однако объяснение феномену дается достаточно слабое [44]. А дело все заключается в получившей свободу исторической воле, которая в юности достигает пика своей активности. Содержанием здесь является пара феноменов: проникшее через брешь психологического барьера сознание, доставшееся от не-Я, но самое главное – пробудившееся от «летаргического сна» Я, которое созревало внутри индивида и ожидало своего часа. И он наступил: сознание и Я, как самосознание субъекта, вступают в схватку не на жизнь, а на смерть, поскольку в дело включается принцип развития в паре с категорией переживания (рис. 5).
Обычно в развитии в расчет принимается только одна из его сторон – прогресс, регрессу же места не находится. В нашем случае прогрессивной направленности рвущегося к цели сознания противопоставляются регрессирующие тенденции Я, подвергающегося самоопределению, которое расчленяет Я на триаду смыслов: морального, мировоззренческого, профессионального. Интересно, что конкуренция сознания и Я на юношеской арене самосознания может иметь, на наш взгляд, два исхода. В первом случае, когда «победу» одерживает сознание, субъекта ожидают объятья гомосексуализма, что и наблюдается реально на Западе, узаконившим однополые браки. В противоположном случае, при абсолютизации, гипертрофии Я, возникает опасность аутизма, когда отсутствует нужда в другом. Самоопределение и есть средство профилактики негативных тенденций развития и регуляции со стороны исторической воли юношеских событий [12].
Что касается самоопределения, то мораль ограничивается выбором до одного лица противоположного пола, что сопряжено с юношеской любовью. Мировоззрение также ограничивается выбором одной из профильных областей организации мира: естественно-научной, технической, художественной либо гуманитарной. Внутри единично профильной мировоззренческой области устанавливается профессиональное самоопределение, которое также сводится к одной единице предстоящей профессии. Именно на ней акцентирует внимание общество, подготавливая молодого человека или девушку к жизни.
Наиболее существенным фактором ограничения глобальности принципа развития является подключение категории переживания, которая состояниями обеспечивает всю процедуру самоопределения. В частности, моральное самоопределение получает в качестве аргумента состояние стресса. Мировоззрение обеспечивается фрустрацией. Профессиональное самоопределение имеет дело с конфликтом. Наконец, кризис переводит достижения юности в феноменологию личности, которая приобретает системный вид. Принимая вид понятия в изложенном выше виде, самоопределение встраивается в зазор между врожденным и приобретенным, выступая в дальнейшей жизни в качестве посредника, медиатора высшей и низшей подструктур личности. Таким образом, педагогическая стадия актуализации воли исчерпывает себя, уступая место психологическому времени.
Необходимо отметить, что все указанные процедуры протекают под контролем воли, которая парами волевых качеств обеспечивает движение по своеобразному коридору между физическим и историческим временем [81; 82]. При этом волевыми свойствами купируются проблемные качества индивида, которые объективируются к окончанию трехлетнего возраста. Тогда на долю настойчивости и упорства выпадает купирование негативизма дошкольника; решительности и смелости – упрямства в младшем школьном возрасте; инициативность и самостоятельность «отрабатывают» строптивость подростка; выдержка и самообладание используются как средство воспитания в юности. При этом между парами волевых качеств присутствует своеобразная специализация, когда названные первыми настойчивость, решительность, инициативность и выдержка закрепляются за социокультурным контуром регулирования, связанным с государственной системой образования, тогда как вторые элементы – упорство, смелость, самостоятельность и самообладание - остаются за семьей. Таким образом, можно утверждать, что отечественная ментальность нуждается не столько в обучении, сколько в воспитании, а именно – воспитании воли.
Вообще психологическая подготовка к деятельности, а вместе с тем и личностно-профессионального развития, в первую очередь заявила о себе в спорте [12; 17; 66], хотя образцы мужества и героизма демонстрировали участники многих войн на протяжении всей истории России. Тем не менее, волевая подготовка заняла достойное место в тренировочном процессе, будучи направленной на регуляцию состояний, которые сопровождают спортивную деятельность. Среди них обычно называют спортивную злость, стартовую лихорадку, стартовую апатию [66]. Правда, психологическая подготовка проводится до экстремальных событий – соревнований, экзаменов, боевых операций, - тогда как во время самих напряженных ситуаций все отдается на волю случая. Психология соревнований по-прежнему остается «слабым звеном» спортивной науки.
Преодолевая указанный пробел, субъект готовится приобрести качества личности, проходя через очередное горнило профессиональной децентрации – эмоциональное выгорание, чтобы трансформироваться в психологическую готовность к предстоящей деятельности [52; 61; 63; 67]. К этому располагает, как было сказано выше, состояние кризиса, которое кардинально преобразует исходную структуру индивида, надстраивая над ним еще один «этаж», превращая человека в личность и наполняя каждый уровень содержанием. В этом и заключается волевой контроль над переходом субъекта в личность. Итак, обо всем по порядку.
Каждая разновидность самоопределения имеет свое значение для становящейся личности. В частности, моральное самоопределение помогает выстроить понятийную систему личности. Мировоззренческое – занимает в понятии место координатора личностных процессов. Наконец, профессиональное – раскрывает содержание предстоящей деятельности во всем объеме. В конце концов, как было указано выше, понятие как идеальный, внешний предмет-заместитель встраивается в зазор между врожденным и приобретенным, опосредуя их отношения.
Отныне все процессы подчиняются принципу системности и сопровождающей его категории личности. Существует множество определений того, что такое система. При этом нередко происходит смешение понятий «система» и «структура», когда признаки последней выдаются за признаки первой. На наш взгляд, существенным признаком системы является иерархичность, которая устанавливает отношения власти и подчинения, причем триада – это наименьший набор системных элементов [78; 80]. По всей вероятности, речь могла бы идти и о большем количестве уровней, но в отношении человека в дело вмешивается категория личности, которая устанавливает необходимое и достаточное количество элементов – три, о чем догадывались уже античные мыслители: дух, душа, тело. По современным же представлениям главным аргументом является организация мозга, имеющего три разновидности: головной, спинной, костный. В определенной степени, каждый из них работает автономно, но все-таки роль высшего регулятора принимает на себя головной мозг. Его двуполушарная организация позволяет предположить, что чувства (ценности) и воля (регулятор) действительно есть высшие элементы структуры личности. При этом мораль, как представляется, родом из традиций нации, тогда как воля – из религии.
Теперь они работают в паре, обеспечивая эффективность деятельности, которая как принцип привлекает в союзники категорию общения. Необходимой становится предпринимательская деятельность, которая придает личности качества индивидуальности, что соразмерно высшей ступени активности - волевой [4; 80] с ее содержимым - мотивацией. Причем вся активность разворачивается в третьем измерении времени - психологическом, объективируя синтез времени физического и пространства исторического (рис. 5, с. 116). На векторе психологического времени воля дает о себе знать в «чистом» виде, подчиняясь монистическому основанию, где и обнаруживают себя искомые мотивы - смысла, познания, креатива, достижений, становящихся единым пространственно-временным контуром регулирования деятельности.
Всего на оси психологического времени выделяются четыре обозначенных выше мотива, которые играют роль побудителя и организатора деятельности. При этом первые два элемента мотивов – смысл и креатив - дают импульс развертывания деятельности во времени с созданием продукта, вторые два – познание и достижение - направлены на его реализацию. На рис. 5 между двумя парами стоит значок, похожий на песочные часы. Это символ организации предпринимательской деятельности, который характерен для отечественной ментальности, с учетом перекрестных отношений тела и духа, а также точечного состояния Я-концепции и Я-образа [12; 80; 81]. Нам удалось отобразить это точечное состояние феноменологии Я в модели понятия, которое декодирует любые объемы информации в малом формате [12]. Кроме того, в пункте понятия наш анализ переходит с общенаучного на конкретно-научный уровень, чтобы далее обеспечить и уровень методический.
Последний выводит нас на прикладное значение психологического времени для личностно-профессионального развития в бизнесе, которое касается в первую очередь высшего образования. Следование прямым установкам Болонского процесса ни к чему иному, кроме как к общему ослаблению образования не привело. Необходимо привнести такое содержание, которое бы кардинально оптимизировало все образование. Такие возможности открываются при обращении к инновационному подходу, к проблеме мотивации, которая в свойствах личности «закрывает бреши» в бакалаврской подготовке. По-видимому, не случайно бакалавриат укладывается в четыре года, которые по курсам распределяются определенным образом. При этом, как и в средней общеобразовательной школе, акценты смещаются с познания и обучения на воспитание, а именно – воспитание желаний, мотивов.
Заметим, что классическое высшее образование фактически повторяет общеобразовательную школу, что по сути своей не случайно. Все происходит по механизму «короткого замыкания», когда в юности, редуцируя к индивиду (рис. 5), субъект вновь продвигается по оси исторического времени, репродуцируя достижения дошкольного и школьного детства. Данное обстоятельство оказывается не столь безобидным для будущего профессионала: спонтанность работы воли в детстве в сочетании с элементарностью высшего образования по Болонскому типу приводит в конечном итоге к аморфному специалисту, будь-то закончившему бакалавриат, либо магистратуру. В одном случае мы получаем «сырого» менеджера, в другом – скороспелого руководителя.
В действительности все должно протекать в ином порядке: I курс – опора на мотив смысла (смысложизненные ориентации, по Д.А. Леонтьеву); II курс – креатив с формированием умений комбинировать информацию в воображении; III курс – познание с опорой на мышление; IY курс – достижение, связанное с «рождением» индивидуальности. Таким образом, вузовское образование уже в бакалаврском варианте обеспечивает полноценную подготовку к предстоящей профессиональной карьере. Предшествовавшая ей любительская карьера, связанная с увлечениями детства и юности в спорте, художественном творчестве, информационных технологиях и т.п. с венчающим их высшим образованием ступени бакалавриата могла бы тогда стать первой ступенью научной карьеры. По укороченной траектории она уходит в конец исторического времени (рис. 5), занимая место ее первой фазы, которая сменяется магистратурой, аспирантурой, докторантурой – следующими тремя ступенями упомянутой карьеры.
Можно видеть, что - это движение по прямолинейному пути исторического времени подобно тому, что наблюдалось у индивида, когда он возвращался к началу пути зарождения, но в обратном направлении (рис. 5): от индивидуальности к индивиду: юность, подросток, младший школьник, дошкольник, тогда как производственная карьера – по оси физического времени с аналогичными этапами. Соответственно, подготовка Выпускной квалификационной работы по ступени бакалавра требует мобилизации юношеских усилий; подготовка магистерской диссертации уподобляется возможностям отрочества; завершение кандидатской диссертации заглядывает вглубь младшего школьника; докторская работа вычерпывает ресурсы дошкольника. При этом отрицательные свойства отечественной ментальности приобретают, наконец, позитивный смысл: своеволие - при написании ВКР; строптивость - при магистерской диссертации; упрямство - при подготовке кандидатской работы; негативизм – при завершении докторского исследования. Тем самым двухступенчатая система высшего образования, не противореча установкам Болонского процесса, была бы реализована оптимальным образом, в собственном отечественном ключе [37; 38; 39; 86].
В заключение описания карьеры необходимо дать характеристику карьеру предпринимательской, которая является продолжением и следствием достигнутого в науке [80]. В принятом и подписанном Президентом Российской Федерации Законе «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации» от 27 июля 2007 года, статья 21, говорится о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров как одном из стратегических направлений политики государства.
Конкретизация указанного законодательного акта произошла в связи с выходом другого закона - № 217ФЗ от 02.08.2009. Согласно этому закону бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено бюджетным научным учреждением или созданным государственной академией наук научным учреждением в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.В ряде случаев реализация данного закона наталкивается на препятствия, о которых не подозревают организаторы малых предприятий научной направленности. Это все те же изучаемые нами психологические защиты, психологические барьеры, психическое (эмоциональное) выгорание, профессиональные деформации. Работа над ними должна вестись в рамках научной карьеры в указанном выше ключе: при бакалаврской подготовке - над профессиональными деформациями, в магистратуре – над психическим (эмоциональным) выгоранием, в аспирантуре – над психологическими барьерами, в докторантуре – над психологическими защитами. Созданный научный продукт проходит далее поэтапную мотивационную обработку: поначалу определяется смысл инновационного открытия или изобретения, сделанного в вузе еще на этапе бакалавриата, (смысложизненные ориентации, по Д.А. Леонтьеву); затем – результат магистерской диссертации, полученный кративным путем; в последующем – результаты аспирантского исследования, трансформированного в концепцию; наконец, докторская диссертация как достижение с формулированием оригинальной научной теории. В конечном итоге, результаты каждого из этапов или фаз научной карьеры поставляются на предпринимательский рынок, работая на эффективную экономику в самом современном ее звучании.Таким образом, представленные материалы позволяют сделать следующие выводы:
1. Воля стоит в ряду одной из наиболее трудно разрешимых проблем современной науки. Сложность ее изучения заключается в необходимости использования всего спектра научного инструментария: философского, общенаучного, конкретно-научного, методического. Уже на уровне философии можно констатировать ограниченность подхода, когда анализ недосчитывается философских принципов, гипертрофируя при этом категориальную составляющую. На наш взгляд, в количественном плане принципы и категории должны быть соразмерными величинами, взаимно поддерживающими друг друга. Глобальности каждого из принципов тогда противопоставляется локальность категории, что позволяет вести продуктивный анализ проблемы воли.
2. Рассмотрение воли имеет четыре аспекта: философский, педагогический, психологический и предпринимательский. В силу того, что понятие мира как воли и представления было отвергнуто философией, акцент в исследовании сместился на понимание воли как результата общественно-исторической практики, т.е. феномену приписали прижизненное появление на «белый свет». Приоритетным фактически стал педагогический подход к проблеме, однако инициативу перехватила психология, которая тематику произвольности свела к мотивационному аспекту. Тем самым педагогика воли упустила свой предмет. В то же время нарастание популярности спорта в общественной жизни выдвинуло волевую подготовку в самостоятельный вид тренировки, что привело к ненужной конкуренции педагогики и психологии с вытеснением тренерами психолога спорта из команд как ненужного и даже вредного элемента.
3. Решение проблемы воли лежит в гармоничном сочетании пространственных и временных характеристик мира. Это означает, что трем известным измерениям пространства должно соответствовать и три измерения времени: физического, исторического и психологического. В этом заключается инновационность подхода к интерпретации воли. При этом свобода воли и свобода выбора не противоречат друг другу, поскольку в первом случае движение прямолинейно идет по оси эволюции, во втором – революционным путем происходит отклонение от магистрали эволюции и прокладывается второй вектор – исторический. Однако предварительно складывается базовая структура индивида, состоящая из трех родственных элементов и одного чужеродного. Именно последний выдвигает первоначальную историческую цель для индивида, которой становится обязательное образование, наделяющее ребенка качествами субъекта. Все метаморфозы в достижении цели направлены на преодоление уже возникших дефектов воли, которые являются следствием свободы выбора и участия элементов, вошедших в структуру индивида.
4. Наделение личности качествами субъекта происходит сложным путем. Произвольность исторического пути, доведенная до абсолюта, приводит в юности к возникновению самосознания и развертыванию на его арене жесткой конкуренции сознания и Я. В силу давящего влияния сознания, Я по типу самоопределения распадается на три смысловых установки: морали, мировоззрения и профессии. Их интеграция происходит в понятии, которое «встраивается» в зазор между врожденным и приобретенным, обуславливая отныне личностно-профессиональное развитие, в том числе в бизнесе. Подструктура же бывшего ранее идеального приобретенного выступает как такое новообразование, которое и становится личностью. В ней выделяются мораль и воля, причем последняя предстает в относительно «чистом» виде «духа» в<