К соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях

Копинг-стратегии Высокий уровень готовности Низкий уровень готовности Р<
Ассертивные действия Вступление в социальный контакт Поиск социальной поддержки Осторожные действия Импульсивные действия Избегание Манипулятивные действия Асоциальные действия Агрессивные действия 26,12±0,58 19,72±0,54 19,43±0,55 24,53±0,60 21,25±0,50 15,21±0,53 18,45±0,52 18,33±0,51 22,53±0,50 23,75±0,46 20,34±0,50 19,54±0,47 21,56±0,56 25,62±0,54 16,37±0,62 17,62±0,56 21,72±0,51 21,40±0,45 0,05 - - 0,05 0,05 - -   0,05 -

Можно видеть, что успешные спортсмены при противодействии стрессу используют ассертивные действия (англ. assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других (http://psychology.academic.ru/). Далее по рейтингу идут «осторожные действия», «агрессивные действия», «импульсивные действия».

Сравним со спортсменами низкого уровня долговременной готовности к соревновательной деятельности: импульсивные действия; ассертивные действия; осторожные действия; асоциальные действия. Можно видеть принципиальную разницу стратегий, когда успешные спортсмены высокого класса в первую очередь отстаивают собственные права, которые навязываются окружающим аккуратно, а при необходимости и под давлением, оставляя место свободе только в конце списка. «Неуспешные» используют иную стратегию: изначальное пользование свободой действий, принятие в расчет собственных прав во вторую очередь, только потом осторожность, подкрепляемая при необходимости недостойными поступками.

По-видимому, данные стратегии выходят далеко за рамки спорта, а неуспешные люди отличаются так называемым «виктимным поведением» (от лат. victima - жертва) - достаточно устойчивым личностным качеством, характеризующим объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностной предрасположенностью оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей (http://vocabulary.ru/dictionary).

Естественно предположить, что проблема психологической готовности не может обойти деятельность сотрудников ОВД и бойцов спецподразделений. И действительно, в последние годы появился ряд работ в этой области [43; 48; 51; 52; 61; 67; 85; 88]. В одной из них утверждается, что в каждом конкретном случае сотрудники спецподразделений вынуждены действовать в новых условиях, в которых опыт участия в решении предыдущих задач применим с большими ограничениями и не может служить основой для подготовки к предстоящим действиям [85, с. 52]. При этом одним из основных факторов, оказывающих влияние на различные стороны проявления психологической готовности в служебно-боевой деятельности является то, что бойцам спецназа приходится действовать в сохраняющихся в целом мирных условиях.

Представляется, что автор данной работы допускает серьезный методологический просчет, когда отождествляет деятельность сотрудников спецподразделений с обычным трудом, о чем свидетельствует акцент на условиях. В действительности необходимо вести речь о ситуации, которая не имеет четких регламентов и нуждается в оперативном образе - отражении неповторимого сочетания различных сторон происходящего, длящегося незначительное время. Собственно, о том же самом говорит сам автор в приведенном выше фрагменте, когда указывает на невозможность использования прежнего опыта в изменившихся условиях.

Тем не менее, как пишет А.В. Суховей, «психологическая готовность, как интегральный системный параметр психики человека, характеризует особенности активации, целесообразности и направленности служебно-боевой деятельности, эффективности её реализации, регулируемости и устойчивости к дезорганизующим деятельность факторам, а также успешной восстанавливаемости системы профессионально-важных качеств сотрудника для его последующих действий [85, с. 53].

И далее: «Психологическая готовность представляет собой определённую потенциальную форму готовности индивида c точки зрения накопления, насыщения его психики представлениями, образами, установками относительно егo будущей деятельности, представляя собой совокупность нe только приобретённых в процессе подготовки свойств и качеств, нo и особенности, свойственные только данному человеку и определяемые характерными мозговыми, нервными, физиологическими и другими процессами, проявляющимися в конкретных условиях».

И все-таки наиболее проблемный момент касается теоретического обоснования психологической готовности и ее экспериментального исследования. Нам представляется, что исходные теоретические постулаты, базирующиеся на Я-концепции, локусе контроля и социальной поддержки действительно имеют прямое отношение к рассматриваемой проблеме. Однако использование в экспериментальной аргументации стресс-преодолевающего (копинг) поведения возвращает назад, к психологическим барьерам, которые, хотя и являются косвенным свидетельством психологической готовности, но имеют самостоятельное значение в рамках феномена профессиональной децентрации.

В профессиональной деятельности, помимо психологической, существует так называемая «психофизическая подготовка», в русле которой работу выполнил А.О. Егорычев [32]. Основанием данного вида подготовки является тот факт, что формирование профессионала происходит в ходе деятельности, при вовлечении в которую человек имеет в виду индивидуальные, только ему присущие, свойства нервной системы, психофизиологические показатели, уровень развития физических качеств и работоспособности, состояние здоровья. Отсюда «психофизическая подготовка студентов к профессиональной деятельности представляет собой контуры управляемой системы при выделении в качестве основных подсистем физической и психологической готовности. Они включают следующие структурные компоненты: соматическое здоровье, двигательные способности, профессиональные склонности, специальные профессиональные способности, свойства нервной системы» [32, с. 4].

В последующем поясняется, что изучаемый феномен связан с технологией формирования психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта. При этом декларируется, что целевые модели психофизической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности могут быть двух видов: теоретические и математические. Для большинства существующих профессий достаточно разработки теоретической или рефлексивной модели, основанной на классификации по объекту труда и профессиограмме. Для профессий с повышенными требованиями к уровню психофизической готовности требуется разработка математической модели, учитывающей связь квалификации, профессионально важных качеств и их взаимовлияние.

Указанный психофизический аспект стал предметом еще одного исследования [52]. И.Н. Медведев изучил психологические условия оптимизации эмоциональной сферы специалистов опасных профессий и выявил факты, противоречащие работе, указанной выше. Согласно А.О. Егорычеву теория, рефлексия необходима только в случае, если профессия не предъявляет высоких требований к подготовке специалиста. Если же требования высокие, то необходимым становится математическое моделирование. По И.Н. Медведеву, именно решение служебно-боевых задач требует от сотрудников спецподразделений МВД наивысшей подготовки именно в части теоретико-рефлексивной. Чтобы разобраться, на чьей стороне правда, попробуем развести три понятия: ассоциация, отношение и рефлексия.

По поводу первого скажем, что это одинарная прямая связь субъекта с объектом. Отношение усложняет ситуацию подключением второй связи – обратной, когда субъект, взаимодействуя с другим субъектом, испытывает на себе его влияние. Рефлексия – это уже тройная связь, подобная строчкам из песни: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я». Здесь все процессы творятся в одном субъекте, который инициирует познавательную ситуацию, оценивает ее и предугадывает результат собственной активности. Иными словами, в первом случае «работает» классика, во втором – неклассика, в третьем – постнеклассика. Именно тройная связь дает выход теории, которая творится в одной голове как интеллектуальный акт, когда интеллект оперирует двумя внеположными объектами, первый из которых – факт, второй – он же в ответном действии. Третьим звеном рефлексии является сам субъект деятельности.

Если сравнить точки зрения А.А. Бобрищева и А.О. Егорычева с позицией И.Н. Медведева, то оказывается, что правда остается на стороне последнего. И действительно, как указывает представитель сил специального назначения, в том случае, когда действовать приходится при дефиците времени и с угрозой для жизни, только достаточный уровень психофизической готовности дает надежду на успех. Собственно, этот аспект и выступил предметом исследования И.Н. Медведева. В то же время, если попытаться встать на точку зрения А.А. Бобрищева и А.О. Егорычева, то обнаруживается ее противоречие философской позиции, о которой говорит В.С. Стёпин [75]. Он установил, что классическая физика строилась на опыте, тогда как ее неклассика термодинамики потребовала привлечения математического аппарата. Иными словами, уравнения регрессии, которые вывел на единоборцах А.А. Бобрищев, соответствуют только неклассическому состоянию спортивной науки, а ее теория и рефлексия уходят в постнеклассику.

И все-таки основной стратегической направленностью психологической подготовки является формирование умений создавать оперативный образ происходящего. В данном смысле мы предлагаем специальный ментальный тренинг, который как раз и разовьет указанное умение. Процедура развития умений создавать оперативные образы разбивается на три этапа. Первый из них посвящен технологии создания матрицы изучаемой дисциплины, которая, собственно, и есть оперативный образ науки. Второй этап предполагает создание той же матрицы, но только по оглавлению учебника – опыт, который мы изложили в одном из наших изданий [81]. Наконец, на третьем этапе в дело включается умение самостоятельного конструирования матрицы по любой, встречающейся в профессиональной деятельности проблеме. Представляется, что такая последовательная психологическая подготовка к профессиональной деятельности даст максимальный эффект в умении создания оперативного образа ситуации. И это умение можно назвать знаковым в профессии. Ниже будет представлена наша трактовка психологической готовности в приложении к спортивной деятельности.

Таким образом, три дискретных цикла времени – будущее, настоящее и прошлое – в конкретном воплощении превращаются в значение, определение и знак, которые синтезируют исходное сравнение и пришедшую на смену классификацию до определения, имеющего четкие границы переживаемой ситуации. Подобный результат достигается путем последовательного ужесточения критериев, которые по точности приближаются к тождественности сознания познающего субъекта, в значении ставящего язык деятельности проекта, в определении формирующего речь, в знаках выбирающего конкретные двигательные акты из арсенала сложившихся умений. Заметим, что в случае возникновения проблем психологической готовности к профессиональной деятельности персонал сферы услуг получает «эмоциональное выгорание», и даже профессиональные деформации, о чем разговор пойдет ниже.

Последний уровень – содержания – должен представить все дискретные интервалы в одновременности, когда размышлять особо некогда и приходится действовать интуитивно. Надо сказать, что строгого научного объяснения интуиции до сих пор не существует. Одно из немногих исключений составляет работа Р.М. Грановской и И.Я. Березиной, которые рассматривают феномен как метрику двух моделей мира – понятийного и образного. По словам данных авторов, они попытались построить мост между реальными, осознанными усилиями, доступными человеку при тренировке, и интуицией как чем-то необъяснимым, таинственным и неуправляемым. В итоге интуиция предстала как «циклический, многоэтапный процесс поочередного доминирования каждого полушария со всеми особенностями его восприятия, памяти и мышления, а также осознанных и подсознательных процессов» [28, с. 204]. Иными словами, необходимо представить полную, симультанную картину событий, в которой восстановление прямой последовательности интервалов времени - прошлого, настоящего и будущего – обеспечивает одномоментный взгляд, что собственно и необходимо было изначально.

Начнем с того, что на уровне содержания понятия сознание работает в режиме последействия – предпочтения при повторном предъявлении ранее сделанного выбора ответа [3, с. 447]. Этому предшествует понимание того, что «все, что угодно может стать знаком, если приобретет значение в воспринимающем его сознании» [3, с. 446].

Процесс декодирования понятия как раз и объясняет ранее сделанный выбор опытом, который касается в первом случае узла «символ», полученного пересечением столбца «синкрет» и строки «содержание» (табл. 2). Как тонко замечают Р.М. Грановская и И.Я. Березная [28, с. 166], «очень полезно тренироваться в изобретении единого символа для сложной ситуации (символическая трансформация), не упуская при этом из виду ее личной, эмоционально окрашенной значимости. В узел символа вошли все выборы, обозначенный под цифрой один, из всех предыдущих уровней: «сигнал» - первого; «классификация» - второго; «значение» - третьего уровня. Все они превращаются в единый символ – «вектор», который свидетельствует о вступлении в стадию профессиональной карьеры.

У нас имеется свежий пример начального этапа политической карьеры, где обозначенные позиции наблюдаются с очевидностью. Житель Москвы, 45-летний мужчина, согласно закона РФ решил создать общероссийскую партию. Воспользовавшись статистическими данными, он выяснил, что во всех партиях современной России состоят не более 2 % населения. Именно поэтому он решил назвать «свою» партию «Беспартийная Россия». Это и был начальный пункт, в котором «внутренний голос» определил склонность данного человека. Прозвучавший сигнал должен был созвать под знамена вновь создаваемой политической организации достаточное количество сторонников, которых как будто бы должен был отталкивать парадокс, заложенный в названии: непринадлежность к какой-либо партии после вступления в «Беспартийную Россию» нарушал принцип политической свободы. Тем более было удивительно, что кажущийся абсурд привлек достаточное количество сторонников, и работа закипела. Вокруг самозваного лидера сложилась достаточно объемный по количеству класс, который проникся каким-то только им известным значением, направленным, как оказалось на самореализацию личности участников. Как показал анализ, абсолютное большинство из них бывшие военные, административные, спортивные и политические деятели, не растратившие по жизни всех сил, но по возрасту отчужденные от больших дел. Именно поэтому призыв поучаствовать в политической жизни в свободное время, которого у них оказалось предостаточно, был воспринят ими с энтузиазмом. Организаторский опыт позволил вновь собравшейся группе в кратчайшие сроки зарегистрировать партию в Минюсте и приступить к широкомасштабной деятельности. Интересно, что в качестве идеологии вновь создаваемая партия приняла концепцию, излагаемую в настоящей работе.

Мы же, двигаясь дальше, обратимся к науке о профессиональной карьере, которую в приложении к спорту разработала Н.Б. Стамбулова. Она дала следующее определение спортивной карьеры: это «многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на высокие достижения и связанная с постоянным самосовершенствованием спортсмена в данном или нескольких видах спорта» [74, с. 56]. Автор выделила четыре этапа спортивной карьеры: подготовка, старт, кульминация, финиш. В приведенном примере к подготовительному этапу карьеры относятся: осознание своей социальной роли лидера и объявление ее окружающим, объединение сторонников вокруг идеи, определение значения совершенного акта для каждого участника движения. Стартом можно будет назвать день получения документов Минюста о регистрации вновь созданной партии, после чего начнется или не начнется распространение ее влияния на территории России. Интересно, что символом нарождающейся партии стали два знака – больше (˃) и меньше (˂), обращенные острыми углами друг к другу (˃ ˂).

Одна из опор строящегося моста познания возникает на пересечении синкрета и содержания (табл. 2), получая имя «символ», что подчеркивает реальность картины переживания, данной в аморфности знака. Этот зрительный эквивалент переживания обладает атрибутивными свойствами, поэтому правильность или ошибочность включенных в него выводов обладает далеко идущими последствиями, зависящими от растягивания или сужения зоны неразличения. В случае растягивания гипотеза, однажды отвергнутая субъектом познания, будет иметь тенденцию и далее сознательно отвергаться. Нас же интересует ситуация, соответствующая «закону последействия позитивного выбора: при предъявлении стимула защитный пояс сознания, прежде всего, пытается отождествить его с одним из тех классов стимулов, который до этого уже был позитивно выбран» [3, с. 460]. Поскольку в качестве стимула может выступать и знак, и символ, задача заключается в выборе одного из них; остановиться, на наш взгляд, полезно на символическом образце. В нашем примере с лидером партии символ занимает место центральной фигуры.

Если в действии речь шла о становящейся структуре понятия, то в содержании можно говорить о выполняемой им функции. Она имплицитно заложена в символе, но очевидной становится только на фоне «творения», обрамляющего фигуру ее сторонниками (табл. 2). Творение преумножает возможности сознания, которое, помимо подчинения закону последействия позитивного выбора, дает о себе знать и через закон последействия фона: «Повторное предъявление стимула из зоны неразличения побуждает сознание повторно не осознавать не данный при предшествующем выборе ответ, т.е. негативно выбирать этот ответ» [3, с. 478]. Это означает, что появившаяся на политическом горизонте фигура игнорирует всех имевшихся до этого игроков, причастных к политическим процессам.

Пояснить данный тезис можно на примере действующего президента России В.В. Путина, находящегося на пике, в кульминации профессиональной карьеры. По нашему предположению здесь также, как и в предыдущем случае, должна наблюдаться ситуация, состоящая из трех моментов - вторых элементов трех первых уровней (табл. 2). Проверим гипотезу. Из первого уровня нас интересует «признак», из второго – «стимул», из третьего – «определение». Можно с очевидностью утверждать, что признак невозможности нашел в положении действующего президента свое явное воплощение. Здесь имеет место случай, когда в попытке второй раз войти «в одну и ту же воду», был зафиксирован положительный результат. И действительно, при ничтожной вероятности во второй раз стать президентом силой карьерных притязаний удалось переломить ситуацию в пользу выдвиженца «Единой России». И это только подготовительная часть работы. Реальная деятельность началась в связи с безоговорочной поддержкой партии «Единая Россия» - наиболее передового и сплоченного сообщества предвыборного времени и после него. Более того, в процессе правления как результат творения появилось еще одно солидарное президенту сообщество – ОНФ – Общероссийский народный фронт.

Мы помним, что по законам юношеского возраста необходим двойной контур регулирования отношений, и в случае с Президентом это также сработало. «Партия» и «Фронт» образовали своеобразную субкультуру, цикличностью напоминающую юношескую, в то же время оградившую лидера от обвинений в «перетягивании одеяла на одну сторону». По всей вероятности, мы имеем дело с инновационным явлением в деле государственного строительства, когда не только элита участвует в управлении, но и народ. Не случайно, мы видим в сопредседателях ОНФ представителей разных слоев населения: депутата Государственной думы, представителя бизнеса из «Опоры России», известного режиссера.

Остается понять, какое место занимает определение в указанном творении. Ответ прост: художник-президент применил трехкратную процедуру создания политической картины: народ-признак, партия-стимул, сам президент-определение. Иными словами, субъект деятельности применяет прием из разряда «чистого» времени интеллекта - оперирование двумя внеположными объектами, представляющими собой народ и партию. Думается, что открытый в ходе предвыборной кампании прием носит гораздо более широкий характер, распространяющийся на все виды деятельности с использованием ресурсов интеллекта.

Можно сказать, что образовавшаяся связка - «Единая Россия» - «Общероссийский народный фронт» являются несомненным актом творения в масштабах всего социума. Думается, что аналогичный прием был использован и в ходе последней предвыборной кампании в США, где также возник оригинальный союз республиканской партии с подразумеваемым фоном России. Иначе говоря, процесс творения вышел за рамки отдельной страны и приобрел всемирный характер: могучая фигура Дональда Трампа потребовала и масштабного фона в лице России.

Таким образом, в кульминации профессиональной карьеры необходимо обеспечить двойной контур независимого регулирования отношений различных сообществ, что в психологии на уровне интуиции осознавалось еще в конце XX столетия. Н.Б. Стамбулова в своей книге этот момент обозначила как жизненный путь и спортивная карьера. Однако в качестве аргументации использовалось соотношение между спортом и развитием человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, т.е. сообщество уступило место персоналии.

Что касается исследований профессиональной карьеры в смежных областях, то по отрасли – это социология [94], а по сфере – банковские услуги [8]. Так в работе Г.А. Чередниченко изучены образовательные траектории и профессиональные карьеры молодежи. Указывается, что «усложнились процессы трудоустройства молодежи, формирования профессиональных карьер социально продвинутых и социально обездоленных групп молодежи» [94, с. 286]. В работе рассматриваются несколько моделей профессионального пути молодежи.

1. «Накопительная» модель складывается тогда, когда индивиду при трудоустройстве удается использовать полученное первоначальное профессиональное образование, в дальнейшем производить накопление дополнительных образовательных ресурсов и специфического человеческого капитала в русле этой подготовки, постоянно углубляя и совершенствуя ее. В этом случае формируются в наиболее явном виде прямые, восходящие профессиональные траектории молодежи, для которых характерен, более или менее, быстрый рост квалификации, набор профессиональных компетенций, должностной рост.

2. «Маргинальная» модель связи между аккумулированием человеческого капитала и профессиональными путями. В этих случаях основная полученная подготовка по специальности не используется, индивид порой может применять ее в виде дополнительной занятости, а наиболее часто бывает вынужден обучиться новой специальности на рабочем месте либо приобрести новую профессию в учебном заведении, трудиться в смежной сфере деятельности или по смежной специальности и т.п. Не востребованность первичной профессиональной подготовки может надолго осложнять профессиональный путь молодого человека, заставлять его менять места работы, в поисках подходящей работы обучаться какому-либо занятию, которое порой также оказывается промежуточным.

3. «Конверсионная модель» (от лат. conversio - превращение, изменение) формируется в зависимости от того, как реализуется кардинальный момент ситуации трудоустройства: встреча на рынке труда человеческого капитала работника и имеющегося спроса на данную специализацию и квалификацию. То занятие, то место работы, на которое работника принимает работодатель, становятся результатом инвестирования на рынке труда имеющихся у работника совокупных ресурсов человеческого капитала, то есть результатом конверсии этих ресурсов или их части. Такая конверсия может выводить работников на успешные карьеры, способствует формированию самых разнообразных жизненных путей.

Можно видеть, что конверсионная модель отражает все моменты карьеры, указанные выше: человеческий капитал, спрос на специализацию и квалификацию, работодатель.

При анализе конкретной сферы услуг, а именно банковской, также выявляются особенности, значимые для профессиональной карьеры. А.Н. Бабаян [8] провел исследование данной сферы и установил, что в мире сложились три парадигмально-заданных взгляда на профессию: а) структурно-функциональный, б) критический (как правило, развивавшийся в рамках неомарксистской парадигмы), в) экзистенциально-феноменологический. Можно видеть, что здесь имеют место указанные выше философские позиции – классика, неклассика, постнеклассика, из которых наиболее перспективной, на наш взгляд, является экзистенциально-феноменологическая, как отражающая стратегическую направленность профессиональной ориентации. В рассматриваемом контексте автор дает следующее определение профессии: «Это логический конструкт, вводимый для обозначения социальной группы, сложившейся в процессе разделения труда и в процессе осуществления деятельности в определенном предметном поле, и в рамках сложившейся институциональной сферы».

Что касается профессиональной карьеры как таковой, то она определяется в качестве «процесса связанного, с одной стороны, с освоением необходимых работнику для осуществления профессиональной деятельности знаний, навыков и компетенций, а с другой, как процесса, проявляющегося в последовательном изменении должностного, профессионального и финансового статуса работника. При этом она рассматривается как механизм, призванный обеспечить, синхронизировать потребности и интересы работника и организации» [8, с. 5].

Автор выделяет четыре уровня карьеры, которые в равной степени характерны как для линейных специалистов, так и для функциональных менеджеров: технический, оперативного управления, координационного управления, стратегического управления. Интересно, что реальную, сколь бы то ни было успешную карьеру банковский работник России, в современных условиях не может сделать в рамках одного банка. Все банковские работники, достигшие в процессе профессиональной карьеры хотя бы третьего уровня должностной иерархии (не говоря уже о более высоких уровнях), неоднократно сменяли организации в рамках банковской системы. Единственное, что мы хотели бы поправить, это поменять местами стратегический и координационный уровни. Тем не менее, в сфере банковских услуг находит объяснение двойная детерминация содержания деятельности, которая определяется линейным (администраторы разных уровней, возглавляющие базовые собственно операционные подразделения) и функциональным (сотрудники, занятые совершенствованием и рационализацией банковских бизнес-процессов) контурами регулирования. Дополнительным аргументом является другая двойная детерминация профессиональной карьеры: как процесса, связанного с освоением необходимых работнику для осуществления профессиональной деятельности знаний, навыков и компетенций, и как процесса, проявляющегося в последовательном изменении должностного, профессионального и финансового статуса работника.

Опираясь на представленные данные по банковской карьере, можно высказать предположение, что путь от старта до кульминации любой из них предполагает четыре шага: технический, операционный, стратегический, координационный, причем последний совпадает с кульминацией достижений, когда приходит признание значительной части сообщества. При этом, согласно опорным пунктам в технической части, необходимо обратить внимание на самый слабый момент – невозможного, практически не используемого приема; в операционной части существенной становится внутренняя стимуляция, «накручивание себя» на дополнительную активность; в стратегической – усиление акцента на значении деятельности, приобщение к государственным ресурсам в реализации карьеры. Как метафорически замечает Н.Б. Стамбулова [74], необходимо своевременно услышать крик души, зов тела и голос разума.

Они появляются как результат генерации – формулирование оригинальных суждений, выходящих за рамки сложившихся представлений. Последействие (сопротивление адаптирующим воздействия, по Т.И. Ронгинской [68], надситуативная активность, по В.А. Петровскому [60]) здесь проявляется в виде инсайта – внезапного озарения по поводу поставленной задачи, совершающееся революционным путем. Латеральное мышление, как его называет Э. де Боно [30], поставляет, наконец, в сознание недостающую информацию, в результате чего удается молвить «слово» как осмысленную, осознанную и озвученную идею (табл. 2, пересечение столбца «категория» и строки «содержание). При этом, как поясняет В.М. Аллахвердов, «позитивное значение знака (текста) в каждый момент времени единственно» [3, с. 482]. Иными словами, переход к финишу профессиональной карьеры позволяет, наконец, преодолеть дуализм положения лидера-профессионала, который становится в монистическую позицию по отношению к собственному труду. И помогает ему в этом отображение жизненного опыта в тексте, который создает готовящийся к отставке профессионал в освободившееся от работы время.

Поначалу проследим за процессом отставки по формальным основаниям, которые имеются в матрице понятия. Сейчас нас будут интересовать третьи позиции каждого из трех предыдущих уровней (табл. 2): «сравнение» - первого; «смысл» - второго; «знак» - третьего. Все должно привести к тому, чтобы сказать свое «слово». Сравнению в данном случае подлежат жизненный и профессиональный опыт человека, сделавшего карьеру и представившего его в тексте. Смысл появляется в связи с необходимость передать опыт последующим поколениям. Знак же позволяет оповестить о сделанном через СМИ широкие слои населения. Рассмотрим последний из узлов матрицы – «слово» - на примере биографии первого и последнего Президента СССР как известном случае завершения карьеры.

Итак, после подписания Беловежского соглашения и фактической денонсации союзного договора, 25 декабря 1991 года первый и последний президент Советского Союза сложил с себя полномочия главы государства, что свидетельствовало о финише его политической карьеры. Что же произошло дальше в судьбе видного политического деятеля после отставки? Обратимся к наиболее значимым событиям, которые произошли в жизни первого Президента СССР после сложения полномочий, проследив их в хронологическом порядке.

1988 – публикация книги «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» [26].

Январь 1992 по настоящее время — Президент Международного Фонда социально-экономических и политологических исследований.

Март 1993 - 1996 год — президент, а с 1996 года — Председатель Правления Международного Зелёного Креста.

1996 год - выставил свою кандидатуру на выборах Президента Российской Федерации и по результатам голосования набрал 386 069 голосов (0,51 %).

2000 год - глава Российской объединённой социал-демократической партии, которая в 2001 году влилась в Социал-демократическую партию России (СДПР); с 2001 по 2004 год — лидер СДПР.

12 июля 2007 года СДПР была ликвидирована (снята с регистрации) по решению Верховного суда Российской Федерации.

20 октября 2007 года - глава Общероссийского общественного движения «Союз социал-демократов».

2008 год, январь - интервью The New York Times: «С нашими выборами не все в порядке, и наша избирательная система нуждается в серьезной корректировке».

2008 год - интервью Владимиру Познеру на первом телеканале: «Я сейчас жалею: надо было не уезжать в Форос в августе 1991 г. Я думаю, что Советский Союз сохранился бы… Так же как была и ещё одна ошибка — что я не отправил Ельцина навсегда в какую-нибудь страну заготавливать бананы после известных процессов, когда требовал Пленум: «Исключить Ельцина из членов ЦК!».

Но я вам скажу: все мы ошиблись ещё три раза. Запоздали с реформированием партии. Второе — мы запоздали с реформированием Союза. А третье… Когда стало туго у нас, особенно после 1989 г., в 1990 г. - когда вся страна в очередях оказалась и нам не хватало товаров для того, чтобы удовлетворить просьбы эти, когда у нас за итальянские туфли могли сломать в очереди… Надо было найти 10—15 миллиардов долларов. Их можно было найти…»

2009 год - интервью Евроньюс: «План не «не удался», напротив — тогда «начались демократические реформы», перестройка победила».

2011 г., февраль - интервью радио «Свобода», основные претензии к «тандему»: сворачивание демократии, коррупция и засилье чекистов.

2 марта 2011 года - в день 80-летия, Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного.

Наиболее существенные события касаются публикации книги, создания Фонда своего имени, участия в общественных организациях, неудачной попытки вернуться к управлению государством, неудачной попытки партийного строительства, раскаяния за прошлое, критики существующей власти, награды за заслуги.

В соответствии с опорными пунктами можно сказать, что «сравнением» можно назвать книгу «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира»; «смыслом» - Фонд; «знаком» - интервью различным изданиям.

Спрашивается, почему перестройка потерпела фиаско, а ее лидер остался за бортом политической карьеры? Ответ находится в указанной книге [26]. Она представляет собой кладезь несостоявшегося, хотя исходный постулат был верным: «Политика - искусство возможного. 3а пределами возможного начинается авантюра. Именно поэтому мы тщательно, трезво оцениваем возможности и с учетом этого намечаем свои задачи». Можно видеть, как трезво оцениваются границы политических притязаний, которые, с одной стороны, декларируют переход через «невозможное», с другой – останавливаются перед пределом возможного. При этом заявляется стремление к переходу «от подозрительности и вражды к доверию, от «равновесия страха» к равновесию разума и доброй воли, от узконационального эгоизма к сотрудничеству» [26, с. 269]. И здесь был допущен стратегический просчет, касающийся отождествления отечественного менталитета с западным, что по тем временам было естественным, однако поставило под удар все замыслы по перестройке.

Только сегодня, спустя двадцать пять лет со времени выхода книги первого Президента СССР, осознается истинная суть происходившего тогда. В наших предыдущих изданиях мы выдвинули идею распределения мотивации, генетических ресурсов и информации по трем психическим сферам личности: эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной. С учетом же половой дифференциации, зависящей от природы, в триаде образовывается «вакансия», которая на Востоке затронула генетику, на Западе – интеллект, в отечественной ментальности – мотивацию, или «Я». Именно слабость «Я» ведет к дефициту воли, т.е. регуляционных механизмов жизнедеятельности, а также к подозрительности в отношении россиян у партнеров и на Востоке, и на Западе.

Отсюда, как пишет Н.Н. Львова [50], политика Запада издавна направлена, с одной стороны, на расчленение России на более мелкие территории, а с другой - стимулирование чувства превосходства над нами. Средством для этого избрана агенетическая и вневременная идея абстрактной «этничности», позволяющая моделировать любую этническую или родоплеменную общность в отрыве от конкретной реальности. К сожалению, современная национальная политика РФ концептуально ущербна и объективно представляет собой внутрироссийский сегмент общей западной стратегии раскола России.

Первый же президент Союза пытался противостоять ситуации, когда утверждал, что обстановка в мире может приоб<

Наши рекомендации