V. Формирование собственной экспрессивной речи.

1. Работать над основными параметрами слова:

- совершенствовать семантическую структуру слова;

- формировать слоговую структуру слова:______________________________

- уточнить артикуляцию звуков:______________________________________

- постановка звуков:________________________________________________

- коррекция звуков:_________________________________________________

- полная автоматизация звуков:_______________________________________

- дифференциация звуков по акустическим и моторным признакам:___________________________________________________________

- привлекать внимание к морфемной структуре слова:

- учить изменять слова по родам, числам и падежам;

- образовывать новые слова путем «склеивания» морфем между собой (родственные слова, сложные слова);

- группировать словарь по грамматическим понятиям, по обобщающим темам;

- формировать правила поиска слов в долговременной памяти.

2. Формировать умения и навыки связной речи:

- обучать поиску разных способов смысловой связи слов;

- обучать сочетать слова между собой по законам грамматики;

- работать над линейной структурой фразы;

- развивать диалогическую речь;

- работать над повествовательным текстом:

- обучать пересказу простого текста, литературных произведений по опорной схеме, по пиктограммам;

- формировать связную описательную речь ( простое описание по вопросам, по плану, схеме, образцу, памяти, из опыта);

- обучать сравнительному описанию предметов.

3. Подготовить к овладению элементами грамоты:

- учить анализировать звуковой состав слова, выделять гласный, согласный звук из различных позиций, проводить фонемный анализ слогов типа СГ, ГС, ССГ, слов типа СГС;

- учить делить слова на слоги, составлять схему слов;

- развивать графические навыки, отрабатывать элементы букв.

План индивидуальной работы

(второй год обучения)

1. Продолжить формирование слухового, зрительного произвольного внимания, слуховой, зрительной и моторной памяти, мышления, психомоторики и других функций психической деятельности.

2. Развивать двигательную сферу:

- переключаемость движений;

- произвольное торможение;

- динамическую координацию;

- пространственную ориентацию;

- тонкую моторику (точность, соразмерность, переключаемость движений);

- мимические движения;

- чувство ритма.

3. Развивать просодическую сторону речи и речевое дыхание.

4. Продолжить работу по формированию самоконтроля.

5. Развивать фонематическое восприятие и звуко-буквенный анализ.

6. Совершенствовать слоговую структуру слова:

- слова со стечением согласных;

- многосложные слова.

7. Развивать лексико-грамматические средства языка:___________________

_______________________________________________________________

8. Довести объем тематического словаря до нормы: возраст+-1.

9. Продолжить работу над звукопроизношением:

- уточнить артикуляцию звуков:______________________________________

- постановка звуков:________________________________________________

- коррекция звуков:_________________________________________________

- автоматизация звуков:_____________________________________________

- дифференциация звуков по акустическим и моторным признакам:________

__________________________________________________________________

10. Совершенствовать связную речь:

- учить составлять развернутое описание предмета;

- учить сравнивать предметы друг с другом;

- учить выстраивать сюжет в логической последовательности, соблюдать три структурные части;

- соблюдать единое развертывание во времени;

- уметь дать заглавие в соответствии с содержанием рассказа;

- работать над точностью словоупотребления, не допускать смысловых пропусков:

- правильно согласовывать слова в сложных предложениях;

- использовать различные способы связи между предложениями;

- активно использовать слова разных частей речи;

- довести количество слов в пересказанном тексте до 50-70;

- учить использовать в речи сравнения, метафоры

- передавать настроение героев текста, мелодико-интонационную окрашенность речи;

- развивать быстроту речевой реакции, готовность быстро сориентироваться и ответить на вопрос;

- развивать речевое творчество, фантазию.

11. Обучать чтению, печатанию букв, слогов, слов, предложений, простых текстов.

Программные требования к занятиям по развитию графических навыков детей с нарушениями речи

В сетке часов выделяется специальное время для подготовки детей к письму (одно занятие в неделю в течение второго и третьего периодов, т.е. примерно около 30 занятий). Проводит эти занятия воспитатель.

Работа в данном направлении включает в себя развитие у детей ряда умений и навыков:

1. Научить детей правильно сидеть. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети сидели прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предлагается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, спустить руки на стол и немножко подвинуть локти к себе.

2. Приучить детей правильно держать карандаш. Воспитатель показывает, в каком положении должны находится большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать; карандаш можно легко вынуть; что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш (детям предлагается проделать эти упражнения перед началом работы); два других пальца только приближаются к ладони, но не прижимаются.

3. Воспитание произвольного внимания и памяти:

- одновременно начинать и заканчивать работу;

- ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти (например, написать три большие палочки и две маленькие);

- при выполнении упражнений контролировать процесс их решения;

- правильно оценивать получаемые результаты (Сколько и каких палочек надо было написать? Сосчитайте, правильно ли выполнили задание? Посмотрите внимательно, хорошо ли написаны палочки. А теперь напишите 5 еще таких же палочек совсем хорошо).

- внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя;

- работатьсамостоятельно, оценивать свою работу и работу других.

На всех этапах обучения выполнение упражнений должно стать сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. Только при целенаправленном выполнении упражнений и возможно добиться желаемых результатов.

4. Развитие пространственных ориентировок, ориентировка на листе бумаги. Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях по рисованию, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги – уметь определять части листа бумаги и расположение на нем рисунка (верх, низ, правая и левая стороны, справа, слева, над, под).

5. Развитие зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки. Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий:

· проведение линий в ограниченном пространстве (например, между линейками);

· точного расположения линий, фигур, ориентируясь на линейки (клеточки) тетради;

· правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур.

Система графических упражнений.С целью обеспечения постепенного перехода от простейших графических задач к более сложным вся система графических упражнений делится на три этапа:

Первый этап – 5-6 занятий

· зарисовка по точкам,

· письмо прямых палочек,

· самостоятельная зарисовка фигур, состоящих из прямых линий,

· штриховка фигур прямыми линиями (вертикальными и горизонтальными).

Второй этап – 5-6 занятий –

· письмо наклонных линий,

· зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий,

· обводка и штриховка фигур косыми линиями.

Третий этап – 18-20 занятий –

· зарисовка наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы,

· написание палочек с закруглением вверху и внизу,

· письмо овалов и палочек с петлей,

· упражнения в заштриховке фигур вертикальными, горизонтальными, косыми линиями, короткими линиями и точками.

Планирование занятий.Подбирая материал для занятий, воспитатель руководствуется следующим: в каждое занятие включается

1. Письмо тех или иных элементов,

2. Зрительный или слуховой диктант,

3. Зарисовка каемочки, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или в зрительный диктант.

На более поздних этапах обучения в занятия могут быть одновременно включены зрительный и слуховой диктанты.

1. Письмо элементов.За 30 занятий дети усваиваютпростейшие элементы:

· палочки вертикальные (стоячие),

· палочки горизонтальные (лежачие),

· палочки наклонные,

· палочки с закруглением вверху и внизу,

· палочки с петлей,

· овалы и круги,

· составлять каемочки из усвоенных элементов.

Письмо элементов проводится в тетрадях в клеточку (на втором и третьем этапе рекомендуется использовать тетради в три косые линейки). Для зарисовки, обводки и заштриховки фигур рекомендуется использовать дополнительные тетради в клеточку.

Первые занятия (1-3) при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того, как дети усвоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку. Письмо групп различных элементов, в процессе которого закрепляются полученные ранее навыки, является в то же время хорошим упражнением для воспитания произвольного внимания и памяти, приучает детей одновременно начинать и заканчивать работу, дает возможность в интересной для детей форме перейти к зарисовке каемочки.

2. Зрительные и слуховые диктанты.Всего на 30 занятиях проводится около 20 зрительных и 5 слуховых диктантов.

Развитию зрительного восприятия способствуютзрительные диктанты. Для зрительных диктантов воспитатель заранее готовит:

- таблицы, рисунки (они могут быть выложены на фланелеграфе). Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки, воспроизводить их по памяти (выкладывать их из цветных палочек, геометрических фигур, рисовать цветными карандашами).

- специальный набор пособий на каждого ребенка:

· плоские цветные палочки,

· цветные карандаши,

· вырезанные из картона фигуры (по два квадрата, прямоугольника, треугольника, кружка, овала). Одни фигуры должны быть большого размера, другие меньшего. Фигуры должны быть окрашены в основные цвета, соответствующие по цвету фигур, используемых для зрительных диктантов.

В большинстве случаев при проведении зрительных диктантов используется выкладывание из разноцветных палочек и геометрических фигур. В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, после выкладывания может быть использован прием зарисовки по точкам или самостоятельно или обводка с последующей штриховкой.

Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного словесного описания их воспитателем.

Фигуры для слуховых диктантов должны быть знакомы детям по зрительным диктантам, но менее сложны. (Так, например, на одном из занятий детям предлагают после рассмотрения выложить фигуру, состоящую из елочки с четырьмя парами веточек и сосенки с тремя парами веточек. На одном из последующих занятий для слухового диктанта дается такое задание: «Из палочек, которые лежат у вас на столах (4 коричневых и 12 зеленых) надо сложить елочку и сосенку с одинаковым количеством веточек». Или: «Возьмите 4 коричневых и восемь зеленых палочек и сложите из них елочку и сосенку»).

Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, различно окрашенных, в использовании сочетаний фигур.

Подбирая сочетания фигур для слухового диктанта, воспитатель всегда тщательно продумывает инструкцию. Она должна быть понятна детям и не быть слишком сложной. Выполнение инструкции в процессе слухового диктанта способствует закреплению знаний и навыков детей, касающихся цвета, формы, величины; развитию пространственной ориентировки.

На слуховых диктантах при достаточно простом сочетании фигур их выкладывание может сочетаться с зарисовкой или обводкой и штриховкой.

Рекомендации к проведению занятий.

Письмо палочек.Чередование больших и маленьких палочек. Воспитатель зарисовывает на доске группу палочек – одна длинная, две короткие и опять длинная. Внимание детей обращается на то, что все палочки начинаются с одной линии, но длина у них разная (для облегчения поставленной задачи воспитатель заранее ставит в тетрадях красные точки на верхней линейке – начало письма, и синие – в местах окончания палочек). Перед началом письма воспитатель напоминает детям, как надо сесть, как положить тетради, как держать карандаш. Затем предлагает детям аккуратно написать палочки, ведя из от красных точек к синим. Выполнив это задание, дети по просьбе воспитателя внимательно рассматривают свои палочки, не вышли ли они за строчку, прямые ли. Далее воспитатель говорит детям, чтобы они, пропустив две клеточки, поставили точку на верхней линейке (показ на доске) – отсюда будет начинаться письмо новой палочки из следующей группы. Проверив, как дети справились с этим заданием, воспитатель предлагает им на этот раз самостоятельно написать одну длинную, две короткие и еще одну длинную палочку. И только убедившись, что все дети хорошо поняли задание и могут выполнять его самостоятельно, воспитатель разрешает им дописать строчку до конца. По усмотрению воспитателя может быть написана еще одна строчка таких же палочек.

Зрительный диктант.На таблице (или фланелеграфе) изображены три флажка, два из них окрашены в одинаковый цвет и обращены в одну сторону, третий – другого цвета и по-другому расположен. Перед показом таблицы детей предупреждают, что они должны очень внимательно рассмотреть и запомнить то, что сейчас будет показано. Затем вывешивается таблица. Дети рассматривают ее. В зависимости от навыков детей воспитатель может направить их внимание на расположение и цвет флажков, но лучше, если дети выполнят задание самостоятельно. Через некоторое время таблицу закрывают, дети по памяти выкладывают флажки из цветных палочек (или полосок), точно воспроизводя их цвет и расположение. По окончании этой работы таблицу вновь открывают, и дети проверяют правильность выполнения задания. Если часть детей не справляется с подобным заданием, с ними проводится дополнительная индивидуальная работа.

Зарисовка каемочки.В тетрадях у детей написана строчка (или 2) палочек, сгруппированных по 4. Воспитатель предлагает детям соединить линиями первую палочку со второй, третью с четвертой (показ на доске). Получается каемочка из флажков. Дети заштриховывают или раскрашивают флажки.

Письмо наклонных палочек.Сначала дети выполняют простые задания – письмо коротких наклонных палочек.Приступая к письму наклонных палочек в две клеточки, воспитатель показывает и рассказывает детям, как тщательно и аккуратно надо их проводить из уголка в уголок. Для облегчения этого задания в тетрадях детей заранее ставят точки в месте пересечения наклонной палочки со средней линией. Вначале воспитатель предлагает написать детям лишь несколько палочек (5-6). После выполнения этого задания дети внимательно рассматривают свои палочки, оценивают их, ставят точки над самыми лучшими палочками, и только после этого детям разрешают продолжать работу. В зависимости от правильности выполнения задания воспитатель может предложить детям закончить строчку или же еще раз дает ограниченное задание.

Слуховой диктант.Детям предлагают очень внимательно выслушать воспитателя и точно выполнить его задание: «Взять 8 зеленых палочек и 4 красные. Из зеленых палочек сложить большой квадрат, а из красных – маленький квадратик (или взять большой круг и маленький треугольник и положить их так, чтобы треугольник был над кругом)».

После выполнения задания дети зарисовывают по заранее поставленным в их тетрадях точкам большой и маленький квадраты (стороны большого квадрата равны 4 клеточкам, стороны маленького – 2 клеточкам).

Штриховка.Оба квадрата заштриховывают цветными карандашами, зарисовывают или обводят круг и треугольник над ним. Фигуры заштриховывают.

Наши рекомендации