Без нужных документов, нужных материалов на съезд не попадёшь. Так Саша и не оказался на съезде писателей.
Михаил Сергеевич посетил «слёт» молодых мудрописцев. Был там всего двадцать минут. По предположению Ганны, Горбачев хотел встретиться с её сыном, не потерпели фиаско. Не удержали всё на нужной высоте всеми фибрами души: ни сын, ни председатель союза писателей Приморского края. По всей вероятности, помешало КГБ. Зачем затрагивать и биографию отца Горбачёва? Выводить на арену его родного отца?.. Наляпали биографию, ну и ладно. В то время нельзя было показать Горбачёва таким, каким он был. Люди бы не поняли: «Отец белогвардеец, махновец…» Хотя потом вышла книга о батьке Махно, где его как бы реабилитировали. Махновцев показывали как смелых сынов Украины. Но за сыном Ганны потянулась бы иная реальность, не нужная КГБ, ни президенту. Особенно тому, кто управлял президентом. Он был, конечно, чей-то ставленник. О нём говорили: «Гений или чёрт? Так развалить великую страну дано не каждому… Пришёл, увидел, бездарно правил и развалил, не обдумав даже как восстановить… Пусть это делают другие. Делят богатства страны, убивают друг друга, взрывают переходы и дома… Гибнут невинные люди…»
Даже Раиса Максимовна Горбачёва, жена президента, старалась помочь мужу: не то разваливать, не то сохранять страну. Она посадила своего брата-инженера, в психбольницу, ссылаясь на то, что пил… Создавал определённые проблемы правительству…
А может, и не стоило писать Ганне письмо Михаилу Горбачёву. Буквально через три года, после поездки на Украину; Ганна побывала у материного брата Андрея, который и рассказал ей всё подробно о её рождении. О Савке, который хотел её придушить месячную в колыске, а Андрей с перепугу назвал маленькую Ганьку Галькой. О том, что Савка не посмел всё-таки задавить ребёнка, которое ему улыбнулось беззубым ртом. Как потом прикуривал сигареты и давал ей закурить, а ночью вилами заколол Григория в балке, когда тот пробирался к Ульяне. Но кто такой Григорий – Андрей не знал: «Но был он не нашего поля ягода: барин. Его ординарец был нянькой у тебя, пока вся семья не бежала на Дальний Восток. А как его фамилия? Галю, да кто ж знает? Может, он и не Григорий был, а какой-нибудь Александр? Бежали тогда от Сталина сюда и господа, и офицеры, бо советы шибко таких преследовали и сразу ставили к стенке. Сталин тогда убирал не только таких, как Григорий. Не уехал бы на шахты Савка, то его бы уничтожили, как его братьев. Крови было пролито немало. Творили, что хотели, и не было на правителей управы. Сталин убирал даже своих грузинов, кто поднимался по служебной лестнице. Трус боится рядом сильного, и убирает. Даже брата Орджоникидзе сначала уничтожил, а потом и самого «сожрали» или пристрелили… А может, где в тюрьме под пытками погиб… Да, кстати, наша двоюродная сестра, дочь Баклановых была замужем за братом Орджоникидзе. Когда того арестовали, то неизвестно куда дели его жену… Может пристрелили, а может, где-нибудь скрылась.
Ганне порой приходили мысли, что может Миша Горбачёв, её брат, и не президент. Мало ли однофамильцев? Вон в их доме и то живёт Михаил Горбачёв. Старый, обросший, заброшенный старик. Но всё равно, где-то есть же её Миша Горбачёв? Её родная душа? Пусть он Наташин и Ярысин брат, пусть. Значит, он брат и ей. Почему не отозвался на письмо? Пусть она ему и не сестра, зато у него есть две племянницы, дочери Ярыси: Лариса и Нэля. Они обе работают в торговле. Замужем, уже есть и дочери и, наверное, не подозревают, что их дед был не Фёдор, а Савка. Что ж, время коварно, даже беспощадно. Оно жестоко стирает всё старое, нарождая, возможно, многое не нужное людям. Адекватно и неоспоримо. Придут новые люди и напишут свой вестерн – приключенческий роман или фолиант, может, трилогию или просто для смеха триллер. Почему бы и не посмешить народ, вспомнив о старине? Забудут, кто такая была Ганна Фёдоровна, простоявшая с мелом у доски, пятьдесят пять лет. И никто не будет знать, что её внук главный редактор большого издательства в Москве, так как жена Саши ушла от него, вышла замуж за другого человека, который усыновил Алёшу. А внучка Анны, Инга, укатила в Ленинград, теперь Петербург, а оттуда собирается в Грецию к двоюродной по матери сестре. Ольга со всей семьёй в Вашингтоне… С мужем, дочкой и внучкой… Да, всё уйдёт и всё забудется. Даже сегодня одна из учениц десятого сказала: «Путина знаю – президент, был, кажется, Ельцин, а кто такой Горбачёв – не слыхала…»