IV. Орфографическая разминка
* * *
Фиолетовыми туч.,ми т..желыми
Дож..ь пролился на луга и на п..ля.
Он прошел. И вдруг фиалками в.селыми
Засветилась, как улы..ками, з..мля.
Это радуга прислала нам привет
— Свой сдьмой, свой фиолетовый букет. (Е. Новичихин.)
-Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм. Работа в парах
- Каждый человек получает карточку. Один из пары становится «учителем», другой — «учеником». «Учитель» контролирует выполнение «учеником» задания. Затем ребята меняются ролями.
Горо(д, т), д(а, о)рога, к(о, а)рабль, ч(я, а)шка, (М, м)инск, маш(и, ы)на, щ(ю, у)ка, ласточ(ь)ка.
V. Сообщение темы и цели урока
-Тема нашего урока — «Суффиксы -оват-, -еват-».
— Чем мы будем заниматься на этом уроке? Попробуйте сформулировать задачи с помощью опорных слов:
- Продемонстрировать умения... (образовывать новые слова с помощью суффиксов -оват-, -еват-).
- Развивать навыки... (определения суффиксов в словах).
VI. Изучение нового материала
-Отгадайте загадку: «Шуба бела весь свет одела». (Снег.)
— Опишите, снег какой? (Дети перечисляют: белый, синий, голубой, серый и т. д.)
Но ведь на самом деле снег не чисто-белый, не чисто-синий и т. д. Так как же можно описать проявление признака не полностью, а частично? В этом нам помогают суффиксы -оват-, -еват-.
- Самостоятельно запишите слова, обозначающие цвет снега в неполном проявлении его признака.
Проверка.
Обменяйтесь тетрадями в парах. Оцените работы друг друга.
— Какие же суффиксы вам помогли при выполнении этого задания?
— Каково значение данного суффикса?
Работа с учебником (упражнение 181, с, 110).
Сравните пары слов по смыслу и по составу.
Запишите слова, которые образованы с помощью суффиксов -оват, -еват-. Выделите их.
— Что называют эти слова?
— Для чего используются суффиксы -оват, -еват-?
— Физкультминутка.
На доске записаны слова:
Гора — горка. Лес — лесок.
Поле — полюшко. Сом — сомище.
Внук — внучек. Город — городок.
Мяч — мячик. Слово — словечко.
-Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы топаете. Если в слове есть суффикс, хлопаете в ладоши.
Назовите суффиксы, имеющиеся в данных словах, которые вы запомнили.
VII. Закрепление изученного
Работа по вариантам
-Образуйте от данных слов слова с суффиксами -оват, -еват-. Запишите, выделите морфему.
1 вариант.
Алый — ... Коричневый — ...
Белый — ... Серый — ...
Желтый —...
2 вариант.
Бурый — ... Оранжевый — ...
Голубой — ... Синий — ...
Зеленый — ...
Работа сучебником.
1 группа — упражнение 182, с. 110—111; спишите загадку, найдите слова, обозначающие названия признаков предметов, объясните их значение; выделите суффиксы; объясните написание выделенных букв.
2 группа — упражнение 183, с. 111; допишите предложения, вставляя слова с суффиксами -оват-, -еват-; придумайте 1—2 предложения по данному образцу.
Развитие речи.
Устное сочинение-описаниеживотного с использованием слов с суффиксами -оват-, -еват-.
Работа с учебником (упражнение 185, с. 112),
-Составьте устное сочинение, используя план и слова для справок.
План.
7) Мое любимое животное.
8) Окраска.
9) Глазки.
10)Хвостик.
11)Лапки.
12)Мое отношение к нему.
Слова для справок: беловатый, буроватый, великоватый, высокова-тый, голубоватый, густоватый, длинноватый, желтоватый, зеленоватый, полноватый, коричневатый, коротковатый, маловатый, сероватый, синеватый, староватый, трусоватый, хитроватый, черноватый.
С помощью данных слов придумайте загадку о каком-либо животном.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
-Какие суффиксы мы сегодня изучали?
— Для чего нужны суффиксы?
— На что указывают суффиксы -оват-, -еват-?
IX. Домашнее задание
Упражнение 186, с. 112—113.
ТЕМА:
Образование слов с двойными согласными с помощью суффикса -н- Смыслоразличительная роль суффиксов. Объяснительный диктант.
Цель: познакомить с правописанием слов с двойными согласными -нн- на стыке корня и суффикса;
учить образовывать слова с помощью суффикса -н-;
учить различать значение однокоренных слов с различными суффиксами, составлять с ними словосочетания.
Ход урока
I. Организационный момент
-Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов в и удачи!
— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Ответы.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 186, с. 112.
-Прочитайте пары однокоренных слов, назови суффиксы.
— Какие это суффиксы?
— Что такое водопой? Обозначьте в этом слове корни. Назовите их.