Работа с карточками (по группам).
1 группа — отметьте знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными.
2 группа — отметьте знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, и выделите в них корень.
Таблица 8
Слова | «+» |
Сад, садовник, садовые | |
Смелый, отважный, храбрый | |
Больница, боль, большой | |
Горе, горевать, горный | |
Езда, поездка, поезд | |
Чистота, чистый, чистить | |
Горюет, плачет, печалится | |
Жара, жарить, жаркий | |
Трусливый, нерешительный, несмелый | |
Работа в парах
- В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте в словах корень.
Соленый, соль, засолка, посолить, солист, соловей, пересолить.
Слететь, улететь, летчик, полет, летный, летний, летящий, взлет.
Работа с учебником [упражнение 148, с. 94 (формировать умение находить в тексте однокоренные слова)).
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
-Надеюсь, урок был интересным и познавательным.
— Давайте повторим, что такое однокоренные слова?
Закончите фразы:
Я научился...
Я понял как...
Мне на уроке было непонятно...
VIII. Домашнее задание
Упражнение 150, с. 95.
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС | ТЕМА: Выделение корня в словах. Различение однокоренных слов и слов с корнями, совпадающими только по форме. | ДАТА____________ |
Цель: познакомить с алгоритмом нахождения корня в словах;
формировать умение находить однокоренные слова и отличать их от слов с корнями-омонимами;
совершенствовать умение выделять в словах корень;
развивать устную речь, внимание и интерес к предмету;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный —
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
-Какой у нас сейчас урок?
— Где нам пригодятся знания, полученные на уроках русского языка?
— Как нужно работать на уроке, чтобы все знать?
II. Проверка домашнего задания
-У кого при выполнении домашнего задания возникли трудности? Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы друг у друга.
— Скажите, пожалуйста, какие слова мы называем родственными? Как по-другому мы можем их еще назвать? Почему?
— Что такое корень?
— Что может происходить с согласными в корнях родственных слов? (Ответы.)
III. Словарная работа
На доске изображено игровое поле.
Я | Н I | Л | ||
К | А | Б | ||
И | Р | А |
-Определите слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Для этого на игровом поле найдите «домик» с первой буквой искомого слова. Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ход зайчика и определите направление его движения.
Подсказка: зайчик прыгает наискосок через дорожку по ходу часовой стрелки.
— Какое слово у вас получилось? (Рябина.)
— Что такое рябина? (Рябина — дерево с плодами в виде пучка горьковатых красно-оранжевых ягод, а также сами ягоды.)
- Найдите слово «рябина» в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В корне слова есть непроверяемая безударная гласная «я».)
- Подчеркните ее, запомните правописание слова «рябина».
- Прочитайте текст.
В л..су росла р..бина. Мальчики выкопали р..бину и принесли д..мой. Они посадили ее возле крыльца. Осенью гроздья р..бины горят на солнце ярким огнем.
- Объясните написание пропущенных букв. Выпишите из текста разные формы одного и того же слова. Обозначьте в них окончание.
— Можем ли мы сразу в слове «рябина» выделить корень?(Нет.)
— Что нам нужно сделать, чтобы правильно найти и выделить корень? (Подобрать родственные слова.) Подберите как
можно больше родственных слов к слову «рябина» и запишите их в тетрадь. Выделите в них корень. (Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый.)
IV. Сообщение темы и цели урока
-Давайте еще раз вспомним, что такое корень.
Корень слова — значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства,
Однокоренные подбери слова.
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Научимся выделять корень в словах.)