Важнейшими условиями реализации

программы являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Формы контроля:

  • диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объ­яснительный, предупредительный, терминологический);
  • комплексный анализ текста;
  • осложненное списывание; тест;
  • составление сложного и простого плана к тексту;
  • изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
  • составление диалога на заданную тему;
  • составление текста определенного стиля и типа речи;
  • сочинение (описание пейзажа, помещения);
  • составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуаци­онных и речевых ошибок);
  • работа с деформированным текстом.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Программа рассчитана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования второго поколения. На изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования отводится время в объёме 735 часов, в том числе:

в 5 классе 175 ч 5 ч. в неделю
в 6 классе 210 ч 6 ч. в неделю
в 7 классе 140 ч 4 ч. в неделю
в 8 классе 105 ч 3 ч. в неделю
в 9 классе 105 ч 3 ч. в неделю

Содержание тем учебного курса распределено по классам следующим образом:

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет совершенствовать устную и письменную речь.

6–7 классы имеют морфологическую направленность. В 6 классе завершается изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола; представлены местоимение, наречие, числительное. Как и в 5 классе, курс начинается с раздела «Речь».

В 7 классе завершается изучение морфологии: причастия, деепричастия и служебных частей речи.

В 8–9 классах начинается систематическое изучение синтаксиса.

В 8 классе рассматриваются словосочетание и предложение: простое; двусоставное и односоставное; простое осложненное (предложение с однородными членами; предложение с обособленными членами;

предложение с обращениями, вводными конструкциями).

В 9 классе изучается синтаксис сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с разными видами связи, прямая и косвенная речь).

В 8–9 классах продолжается углубленное изучение материала по разделам «Язык» и «Речь» (текст, типы речи, стили речи, жанры).

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому большое место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года предназначены специальные часы. В программе выделены две рубрики: в первой определяется система понятий, теоретические сведения, подлежащие усвоению, во второй – основные виды учебной деятельности, которыми должен овладеть ученик.

Литература

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

2. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

3. Интернет-порталы http://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru

4. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

5. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)

6. Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.

7. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

8. Справочно-информационные интернет - порталы

9. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

10. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)

11. Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.

2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000

6. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.ht

Учебно-тематический план

Содержание Кол-во часов Из них:
Повторение изученного в 5 классе Кол-во контрольных работ Развитие речи
Русский язык в жизни России      
Речь
Лексика  
Фразеология  
Морфемика. Словообразование
Морфология: 123:     12
1. Морфология как раздел грамматики      
2. Имя существительное
3. Имя прилагательное
4. Глагол
5. Местоимение  
6. Имя числительное  
7. Наречие  
Повторение изученного    
ИТОГО  

Наши рекомендации