Тема 4. особенности эмоционально-волевой сферы психики подростка

1. Эмоции и чувства подростков.

При организации учебно-воспитательной работы с подростками необходимо учитывать особенности их эмоциональной сферы. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что он может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. В то же время он может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. На малейшую неспра­ведливость к себе они способны "взорваться", хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто такая реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличии от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Не менее ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в страстных спорах. Он горячо реагирует на все. Большая эмоциональность подростка объясняется повышенной возбудимостью нервной системы и недостаточным опытом волевого поведения. К концу младшего школьного возраста в поведении проявляются волевые моменты, но они еще не закрепились и не превратились в привычку.

На всех делах и поступках подростка лежит печать страстности. Он активно берется за интересное дело, эмоционально отстаивает свои взгляды и убеждения. Для подростка одного понимания значимости учебной или иной деятельности, как правило становится недостаточным. Необходимо, чтобы эта деятельность носила яркий увлекательный характер и вызывала положительные эмоции.

Подростки не всегда в состоянии разобраться в сущности тех или иных фактов, явлений, действий и поступков других людей. Поэтому внешний эффект оказывает на них порой очень сильное эмоциональное воздействие. Не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, он с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешились в пользу положительных, общественно значимых чувств. Например, у подростка не все получается в учебной, трудовой или общественной деятельности. В связи с этим у него возникает досада, раздражение, стремление все бросить, преодолеваемые все же при наличии чувства чести, дружбы с товарищем и др. нравственных чувств.

Большое место в жизни подростка занимают морально-политические чувства. Подросток более чутко и сознательно по сравнению с младшими школьниками относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка более удовлетворяет общественная оценка. Он болезненнее переживает неодобрение товарищей, чем неодобрение учителя, поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц, поэтому не следует упрекать, поучать при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

2. Формирование волевых качеств подростков

Общая логика развития всех волевых качеств в подростковом возрасте может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приёмы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подросткам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идёт по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также женские виды спорта. Девочки-подростки особенно стремятся преуспеть в учёбе, много занимаются теми школьными предметами, где у них что-то не получается.

Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придётся заниматься, став взрослыми.

Наши рекомендации