Тема 6. Подростковый возраст в свете разных концепций

Историческое происхождение подросткового возраста. Классические исследования подросткового возраста в первой половине ХХ в. Классические исследования подросткового возраста во второй половине ХХ в. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович)

Тема 7. Особенности физиологического и психологического развития в подростков

Биологические, социальные и психологические изменения подростков. Критерии зрелости. Биологические особенности развития в подростковом возрасте. Половое созревание. Внешний облик. Дисморфофобия. Новообразования подросткового возраста.

Развитие психических познавательных процессов: мышление, восприятие, память, воображение, речи.

Особенности аффективной сферы подростков. “Подростковый комплекс” эмоциональности. Развитие социальных эмоций. “Настроение” юношеского возраста. Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви. Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте.

Особенности мотивационной сферы подростка. Эгоцентрическая направ­ленность подростка. Стремление к риску, общение, потребность в автономии, потребность в признании, уважении, самоуважении. Ценностные и смысложизненные ориентации подростков.

Тема 8. Особенности социального развития подростков.

Социальное развитие подростка как междисциплинарная научная проблема. Феномен социального развития подростка. Социальное развитие в подростковом возрасте как на база развития личности. Деформации социального развития в подростковом возрасте. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия подростка. Гендерные различия в социальном интеллекте. Социальная компетентность подростков. Социально-психологическая и эго-комптентность (психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость).

Тема 9. Особенности Я-концепции подростка

Особенности Я-концепции подростка. Образ тела и Я-концепция, самооценка, личностное самоопределение, самосознание. Кризис подросткового возраста. Особенности Я-концепции проблемных подростков. Психологическая защита у подростков. Пограничная личностная структура.

Тема 10. Особенности взаимодействия с подростками

Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Особенности общения подростков с родителями. Общение подростка в школе. Специфика общения с подростками. Особенности взаимодействия с подростками. Организация психологического сопровождения подростков. Психологический тренинг с подростками.

Тема 11. Социально–психологический портрет современного подростка как отражение социальных проблем

Подростковый возраст, как наиболее сложный этап в развитии ребенка. Социальные особенности подросткового возраста. Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте. Развитие межличностных отношений. Формирование личности подростка. Социализация подростка. Проблемы подросткового возраста (семья, как причина подросткового неблагополучия. Сексуальность в отрочестве. Алкоголизм и наркомания подростков. Проблема курения. Проблема проституции. Проблема суицидального поведения подростков. Проблема преступности несовершеннолетних). Проблема современного подростка, как отражение социальных проблем

Тема 12. Формы работы с трудными подростками

Дискуссионный клуб. Беседа- игра «Незавершённое предложение». Игры- беседы и др.

Тема 13. Подросток и семья

Положение подростка в семье и отношения с родителями. Типы конфликтов и способы их преодоления. Оптимальный тип семьи: партнерство

5.2 Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий

№ п/п Темы Всего часов Аудиторные занятия Самост. работа
лекции семин. занятия практ. занятия лабор. работы
3 семестр
Модуль 1. Психология и педагогика развития детей дошкольного возраста
1. Формирование личности в дошкольном возрасте    
2. Развитие способностей у дошкольника    
3. Становление самосознания дошкольника    
4. Психологическая готовность ребенка к школе.    
5. Психологическая диагностика личностных нарушений у дошкольника    
Теоретические основы образовательных программ для детей дошкольного возраста
6. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике      
7. Дошкольные образовательные программы      
8. Нормативные основы организации деятельности дошкольной образовательной организации      
Характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
9. Программа «Радуга»      
10. Программа «Развитие»      
11. Программа «Детство»      
12. Программа «Истоки»      
13. Программа «Содружество»      
14. Основная общеобразовательная программа детского сада – начальной школы (Маханева М.Д.)    
15. Программа «От рождения до школы»      
16. Программа «Счастливый ребенок»      
17. Программа «Успех»        
18. Программа «Начальная школа – детский сад»      
19. Программа «Детский сад — дом радости»      
20. Программа М. Монтессори в системе современного дошкольного воспитания    
21. Парциальные программы дошкольного воспитания      
22. Структура, принципы и особенности содержания программы «Росточек»    
Итого 30/6 инт. 30/7 инт.    
Форма итогового контроля Экзамен 36 ч.
4 семестр
Модуль 2. Психология и педагогика развития детей младшего школьного возраста
1. Общая характеристика младшего школьного возраста    
2. Учебная деятельность младших школьников    
3. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника    
4. Развитие сенсорно-перцептиной сферы младшего школьника    
5. Развитие высших интеллектуальных функций младшего школьника    
Теоретические основы образовательных программ начальной школы
6. Современные тенденции обновления начального общего образования      
7. Основные подходы и современные тенденции развития образовательных программ начальной школы        
8. ФГОС 2-го поколения как средство развития личности и духовно-нравственного воспитания младшего школьника      
9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования      
Характеристика образовательных программ для детей младшего школьного возраста
10. Развивающая система Л.В. Занкова      
11. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова      
12. «Школа 2100»      
13. «Гармония»      
14. «Перспективная начальная школа». «Перспектива»      
15. «Классическая начальная школа»      
16. «Планета знаний»      
17. Образовательная программа «Школа России»      
«Начальная школа ХХI века»      
Итого 18/5 инт. 36/7 инт.    
Форма итогового контроля Экзамен 36 ч.
5 семестр
Модуль 3. Психология и педагогика развития детей подросткового возраста
1. Общая характеристика подросткового возраста    
2. Возрастные особенности подростков младшего и старшего возраста    
3. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.    
4. Особенности эмоционально-волевой сферы психики подростка.    
5. Учебная деятельность и познавательная сфера психики подростка    
6. Подростковый возраст в свете разных концепций      
7. Особенности физиологического и психологического развития в подростков      
8. Особенности социального развития подростков      
9. Особенности Я-концепции подростка    
10. Особенности взаимодействия с подростками    
11. Социально–психологический портрет современного подростка как отражение социальных проблем      
12. Формы работы с трудными подростками    
13. Подросток и семья      
Итого 18/5 инт. 27/8 инт.    
6семестр
Итого      
Форма итогового контроля Курсовые работы
ВСЕГО    
Форма итогового контроля Экзамен 108 ч.


Наши рекомендации