Тема 1. общая характеристика подросткового возраста
1. Влияние анатомо-физиологических изменений организма подростка на его психическое развитие.
Подростковый возраст - это период анатомо-физиологической перестройки организма ребёнка, имеющей решающее значение для его психологического, социального, интеллектуального становления.
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 лет до 14-15 лет.
Именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребёнка на пути к биологической зрелости, развёртывается процесс полового созревания. Перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатой активности, периодической вялости, апатии.
Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом. Это может порождать неприятные ощущения, неуверенность ребенка. Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно растёт быстрее, чем кровеносные сосуды.
Половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют немаловажное значение в возникновении психических новообразований. Во-первых, это очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления своего сходства со взрослым). Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.
2. Основные факторы, определяющие развитие психики подростка.
Одной из главных проблем подросткового возраста является вопрос о том, что является определяющим в становлении его психики - биологический или социальный факторы. В решении этих проблем разные учёные стоят на различных теоретических позициях.
Первые из них, исповедующие эволюционную теорию развития считают, что определяющим фактором психического развития подростка является биологический. Социальная сфера этими учёными рассматривается как внешний фактор, который может ускорить или затормозить спонтанный процесс психического развития подростка. Основными особенностями личности подростка они считают направленность на внутренний мир, противопоставление себя взрослым, бунтарство и конфликты со взрослыми.
Учёные, выступающие с принципиально противоположных позиций придерживаются стохастической теории развития. Они считают, что решающая роль в психическом развитии подростка принадлежит прежде всего устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с объективным миром, что биологический фактор оказывает свое влияние на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимоотношений с окружающими. Основные новообразования личности подростка связаны с изменением ведущего типа деятельности подростка, ведущего типа отношений. Движущая сила психического развития подростка - разрешение внутренних противоречий, которые возникают в этот период в связи с активным взаимодействием подростка с социальной средой.
Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система заимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем же это проявляется?
В школе это проявляется прежде всего в том, что подросток в связи с предметным обучением должен устанавливать человеческие отношения не с одним, а со многими учителями, учитывая особенности их личности и тех требований, которые предъявляет каждый учитель. Все это определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными. Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, состоит в той роли, которую играет в этот период коллектив учащихся, его неформальные группы общения и т.п.
Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что значительно расширяет их сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Активно участвуя в жизни школы, подростки приучаются выполнять свои ежедневные обязанности, формируют у себя общественную активность, инициативу, способность подчинять свою волю и интересы воле и интересам коллектива.
Ведущей для подростка становится общественная деятельность Хотя учение для него остается главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью.