Особенности развития внимания у младшего школьника.

Учебная деятельность требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при наличии достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младшего школьника. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а следовательно и первостепенной задачей для учителя.

Если учитель постоянно заботится о руководстве развитием произвольного внимания младших школьников, то в течении их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно. Этому способствует четкая организация действий ребенка с использованием образца и также таких действий, которыми ребенок может руководствоваться самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. В качестве таких действий может выступать специально организованная проверка сделанных им или другими учащимися ошибок или применения специальных внешних средств при фонетическом анализе. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим. Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания, которые также несовершенны на первом году обучения.

Так, объем внимания младшего школьника меньше, чем взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание. Особенно ярко неумение распределять внимание проявляется во время написания диктантов, когда нужно слушать, одновременно припоминать правило, применять их и писать. Но уже ко 2-му классу у детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организует учебную деятельность учащихся дома, чтобы они учились контролировать свою деятельность и одновременно следили за выполнением нескольких действий.

В начале обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Развивая устойчивость внимания у школьников, учителю следует помнить что у учеников в 1-2-х классах устойчивость внимания выше чем при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных. Вот почему методисты рекомендуют чередовать умственные занятия и занятия по составлению схем, рисунков, чертежей.

Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение. В начале обучения у них еще не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому, Однако совершенствование деятельности учения уже ко 2 классу приводит к формированию у учащихся умения переключаться от одного этапа урока к другому, от одной учебной работы к другой.

Вместе с развитием произвольного внимания развивается непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют направленность его внимания. Таким образом, развитие внимания учащихся связано с овладением ими учебной деятельностью и развитием их личности.

2. Восприятие и его развитие в младшем школьном возрасте

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета.

Процесс обучения представляет новые требования к восприятию школьника. В про­цессе восприятия учебной информации необходима произвольность и осмысленность деятельности учащегося, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно.

Сначала ребенка привлекает сам предмет и в первую очередь его внешние яркие признаки. Сосредоточится же и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети не могут.

Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности. Обучаясь математике, ученики не могут проанализировать и правильно воспринять цифры 6 и 9, в русском алфавите - буквы Э и З и пр.

Работа учителя должна быть направленна на обучение ученика анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо учить сосредотачивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это и ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия - избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности. Уже к концу 1-го класса ученик умеет воспринимать предметы в соответствии с потребностями и интересами, возникающими в процессе обучения, и со своим прошлым опытом. Учитель продолжает учить школьника технике восприятия, показывает приемы осмотра и прослушивания, порядок выявления свойств.

Все это стимулирует дальнейшее развитие восприятия.

Наши рекомендации