Системы моделей мира и поведение
Таким образом, организм имеет свое субъективное представление о реальном мире, он хранит и постоянно совершенствует систему моделей среды и эффективного поведения. Она всегда приблизительна и схематична, что имеет глубокий приспособительный смысл в условиях вероятностной, нестабильной среды. Рассчитанная на доработку система моделей позволяет ориентироваться в условиях относительной неопределенности, что и дает возможность высшим животным приспосабливаться к обжитой сородичами экологической нише и осваивать новые.
Возможность моделирования мира основана на способности организма улавливать существенные признаки объектов, а также отношений между ними, способности, которая связывалась прежде только с деятельностью разума. Это хорошо иллюстрирует простой по постановке, но очень тонкий по замыслу опыт одного из основателей гештальтпсихологии Макса Вертгеймера. Курицу долгое время кормили, выставляя перед ней две чашки, одну потемнее, другую посветлее. Зерно всегда находилось в более светлой чашке. Когда же эту чашку заменили другой, очень темной по цвету, курица сразу направилась к первой — той, из которой прежде никогда не брала зерно. Это означало, что курица уверенно использует, казалось бы, весьма абстрактное отношение «более светлое — более темное», не просто опознает отдельные объекты внешнего мира, но схватывает и удерживает определенную схему связи между ними.
Схемы отношений между объектами используют даже только что вылупившиеся птенцы — они реагируют так же, как на родителя (раскрыванием клюва), на плоский и условный макет, в котором соблюдены необходимые пропорции (при нарушении пропорций реакции нет). Этологи обнаружили и еще более выразительный
{39}
эффект, который они назвали супероптимальностью: на макет, в котором значимые признаки резко преувеличены, организм реагирует гораздо сильнее, чем на естественный объект. Такие факты указывают на то, что организм создает в своей системе моделей конструкции, являющиеся идеализацией, преувеличением свойств нормальных объектов. В реальном мире ничего подобного и не бывает, но в условиях этологического эксперимента они опознаются как, если можно так выразиться, «осуществление мечты».
Вероятно, способность создавать модели и конструировать идеалы сформировалась у выживших в процессе эволюции видов в связи с тем, что в среде всякий раз возникают уникальные ситуации, которые во всех деталях предвидеть невозможно, а адекватно реагировать на них необходимо для выживания.
В процессе деятельности по удовлетворению потребности то, что происходит здесь и теперь, постоянно сравнивается с имеющимися в системе моделей образцами — моделями потребного будущего, по Николаю Александровичу Бернштейну. Сигналом обратной связи, несущим информацию об успехе или неуспехе деятельности, служит эмоция, положительная или отрицательная. Стремясь к положительным эмоциям и стараясь избежать отрицательных, организм совершенствует свою систему моделей среды.
Жизнедеятельность личности также направляется системой моделей мира — нераздельной системой понятий и представлений, которая содержит образ мира и образцы приспособительной деятельности, необходимые для организации поведения. В процессе индивидуального развития человека от уровня организма до уровня личности совершается переход от только бессознательных форм представления мира и соответственно поведения к сложным, комплексным, формирующимся при непосредственном участии сознания. Этот процесс можно назвать переходом от природы к культуре.
Организм служит основой для формирования личности: новые структуры, соответствующие уровню личности, надстраиваются над более древними, причем это происходит одновременно в материальном пространстве мозга и идеальном пространстве человеческой субъективности. Человеческое поведение значительно более сложно, более многопланово, чем поведение животных: оно включает все, что свойственно организму, но все органические проявления многократно усложняются наличием в человеческой психике сознания и его взаимодействия с бессознательным.
{40}
Поведение и образование
Образование — это не то, что человек знает и помнит, а то, что реально влияет на его поведение и проявляется в нем. Наблюдая, как ведут себя ученики и учителя в данной образовательной системе, можно понять, какой именно опыт и какое образование сложились у них в результате пребывания в этой среде. В традиционной системе образования обычно приходится наблюдать образцы поведения, принадлежащие к авторитарному типу: роли учителей и учеников строго закреплены, формы взаимодействия ритуализированы. В некоторых альтернативных системах встречается иной тип образовательного взаимодействия: живой диалог, отсутствие жесткой закрепленности ролей, совместная деятельность учения.
Психика
Общая характеристика
«Псюхе» — по-древнегречески «душа», «психикос» — «душевный». Под психикой понимается свойство человека (и высших животных) создавать себе субъективную картину внешнего мира и использовать ее для руководства поведением. К психической жизни относятся чувства, мысли, переживания, представления — все, что составляет субъективное пространство существования. Она включает весь приобретенный опыт, воплотившийся в систему моделей мира и себя в этом мире, пронизанную эмоционально-ценностными отношениями. При этом необходимо иметь в виду, что субъективное пространство не помещается в обычное трехмерное, оно имеет какие-то совершенно другие измерения, идеальные, а не физические, это — пространство воображения, идей, чувств и мыслей.
Грубо приближенное теоретическое расчленение человеческой психики можно произвести, рассматривая ее как единство сложно взаимодействующих между собой сознательной и бессознательной составляющих. Такое разделение принято связывать с именем Зигмунда Фрейда, что вполне справедливо, ибо именно он ввел в психологию представление о бессознательном. Однако такое представление, как и все в культуре, уходит корнями в очень давние времена. Еще в пифагорейской школе возникло представление о трех частях души, которое позже Платон метафорически пояснял с помощью мифа. Возничий — разум — управляет колесницей, в которую впряжены два коня: один — дикий и неукрощенный, рвущийся идти
{41}
собственным путем, а другой — породистый, благородный, поддающийся управлению. Дикий конь символизирует низшую, необузданную часть души, а благородный — высшую, идеальную, но обе эти части неразумны, их движения призван согласовать разум.
Понимание души как соединения разума и чувств свойственно уже ранней античности, а отличие животной (бессознательной) души от разума (сознания) обсуждалось с незапамятных времен и обсуждается доныне. Клавдий Гален, обобщивший во втором веке новой эры достижения античной медицины, определил сознание как знание о собственных психических проявлениях, умственных и волевых актах и тем самым отделил сознание от иной психической деятельности. Декарт тоже рассматривал сознание в основном как самосознание — созерцание субъектом собственного внутреннего мира. Парадокс здесь состоит в том, что человек пытается осмыслить устройство своей психики, которая является одновременно сознательной и бессознательной, при помощи разума, т.е. сознания, причем о самом существовании бессознательной части души люди начали строить догадки гораздо позже, чем ощутили работу своего сознания.
Бессознательное и сознание
Сознание и бессознательное по-разному действуют, обладают различными свойствами. Можно, наверное, сказать, что с сознанием в психике связано все то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить все вокруг, — логика, разум. Сознание обрабатывает информацию последовательно, линейно, избегает противоречий, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования. Бессознательное способно одновременно обрабатывать различные потоки информации, при этом допуская возможность их противоречивости, выдвигая в результате своей работы некую более или менее вероятную идею в образной форме.
Простейший пример работы бессознательного — опознавание образа. Оно совершает, вероятно, сложнейшую совокупность действий, но не умеет рассказать сознанию, как это происходит: когда человек встречает знакомого, он узнает его сразу, но не может и даже никогда не пытается дать себе отчет в том, как это проделано. Вероятно, бессознательное одновременно схватывает многие особенности внешности, и после того, как узнавание уже совершилось, человек готов описать рост, цвет волос, манеру передвигаться и морщить нос, но какие именно черты необходимы и достаточны для
{42}
узнавания, указать невозможно. Странно и отчасти даже страшно сознавать, что наш собственный мозг неведомо для нас и неизвестным образом совершает такую сложную деятельность.
«Когда мы ходим, поднимаемся по лестнице, поворачиваемся вокруг себя, мы не только знаем, но и ощущаем со всей наглядностью и непосредственностью, что перемещаемся мы, в то время как пространство с наполняющими его предметами неподвижно, хотя и все рецепторы говорят нам обратное. Если можно так выразиться, каждый субъект еще с раннего детства преодолевает для себя эгоцентрическую, птолемеевскую систему мировосприятия, заменяя ее коперниканской» (Н.А. Бернштейн).
Часто ли мы вспоминаем, что видим мир перевернутым? На нашей сетчатке все расположено «вверх ногами», но бессознательная деятельность мозга переворачивает изображение и дает нам возможность видеть все предметы соответственно их реальному расположению. Или возьмем другой пример: поскользнувшийся человек, пытаясь удержаться на ногах и добиваясь этого, проделывает каскад сложнейших движений, совершенно не осознавая ни одного из них. Сделать это при помощи сознания, скорее всего, оказалось бы невозможным. «Задача построения движения в уникальной реальной предметной ситуации является фантастической по своей сложности» (Александр Владимирович Запорожец и Владимир Петрович Зинченко).
Проблема объективного (не связанного с самонаблюдениями и самоотчетами субъектов) определения сознания, установления его качественного своеобразия и отграничения от иной — бессознательной — деятельности мозга до сих пор остается насущной. Современной науке неизвестны какие-либо конкретные материальные закономерности, позволяющие вычленить работу сознания из деятельности целостной психики.