Третий этап: настраивайте системы
Помните: именно на этом этапе, особенно когда он полностью игнорируется, провалом оканчивается множество попыток осуществления перемен.
Как только школа определяется с целью (или целями) внедрения лейтмотива лидерства, у нее возникает естественное желание немедленно начать работу в классах. Но настраивание системпредшествует успешному внедрению — это урок, который до сих пор хорошо не выучил даже мир бизнеса. Слишком многие руководители легкомысленно полагают, что могут пропустить этап настраивания и прямо перейти к внедрению. Так многие из них и поступают, и, как я уже говорил, именно поэтому многие попытки изменений заканчиваются провалом.
Настройке и согласованию с миссией, видением, стратегией и ожиданиями подлежат многие системы организации. Однако четыре ключевые системы — каждая из которых связана с людьми — критически важны для успешного внедрения лейтмотива лидерства. Это системы, обеспечивающие: 1) привлечение; 2) расстановку; 3) вознаграждение; 4) развитие людей.
1. Привлечение: кто те ключевые люди и заинтересованные стороны, которые могут это осуществить? Как вы добьетесь их приверженности?Проводя перемены такого значения, необходимо нанимать (привлекать) людей заново — даже тех, кто давно работает с вами, а может быть — особенно их. Их нужно вдохновить и заинтересовать, как будто это новички, которые только что пришли к вам. Для этого лучше всего вовлекать их в работу на самых первых этапах. Дальновидный лидер начнет процесс привлечения людей в ходеразработки миссии, видения и стратегии, а не когда уже все готово.
Радость людей, которую они ощущают, оказавшись в этом здании, и счастье, которое мы испытываем сами, — все это следствие того, что мы — одна команда, объединенная общим видением и общей миссией.
Лоретта Тиг,
директор начальной школы Честнат Гроув
Важная составляющая обеспечения приверженности — это предвидение возможного сопротивления со стороны отдельных групп или индивидуумов и знание, что с этим делать. Учителя — важнейший актив школы, что делает их и главной угрозой переменам. Педро Гарсия, долгое время занимающий посты руководителя школьного округа в Калифорнии и Теннесси, рассказывает о тех, кого он называет ТВК, или Террористами Внутри Команды. Это люди, пытающиеся препятствовать любым попыткам улучшения. Это скептики, которые занимают задние ряды и разливают словесный яд по всей аудитории. Даже один человек может положить конец инициативе, если эффективно не разрешить эту проблему. Если люди видят перемены как нечто, что вы применяете к ним,то они могут начать сопротивляться даже тому, что для них хорошо. Однако если они видят, что перемены — это то, что вы делаете вместес ними, то они скорее станут вашими союзниками. Поэтому на ранних этапах необходимо принять важнейшее решение — как запустить методику лидерства так, чтобы обеспечить максимальное вовлечение, участие и приверженность.
СОВЕТ. Если вспомнить все школы, о которых я рассказывал в этой книге, становится ясно, что все они хорошо делали одну очень важную вещь: с самого начала вовлекали в процесс перемен родителей. Они приглашали их на встречи, где составлялись планы, привлекали их к участию в тренингах по 7 Навыкам.Некоторых их них даже возили посмотреть, что происходит в А.Б.Комбс. Родители доказали, что могут оказать неоценимую поддержку методике лидерства, и внесли вклад в виде своих удивительных талантов, положительно повлиявший на результаты и успешность всего процесса.
2. Расстановка: какие роли должны играть учителя и администраторы, чтобы перемены осуществились? Какие лидерские роли возьмут на себя ученики?Расстановка — это помещение правильных людей на правильные позиции в правильное время. Расстановка отвечает на вопросы: «Кто что будет делать? Кто и какие решения будет иметь право принимать? Кто кому будет подотчетен?» Часто это называется организационной структурой.
Каждый директор, внедривший в своей школе методику лидерства, в самом начале процесса сделал одно очень важное дело: собрал команду из лиц, принимающих решения, и учителей. В эти команды входили уважаемые учителя, работающие с разными возрастными категориями и представляющие разные предметные области. Другим важным делом директоров было создание структуры, гарантирующей сотрудничество. Они понимали, что время одиноких учителей, работавших как отшельники в своих классах, прошло, и поэтому встроили сотрудничество прямо в формальную структуру. Таким образом, структура школы была намеренно сориентирована на командную работу, а сотрудничество перестало являться результатом случайного стечения обстоятельств.
Еще один ключ к успеху лейтмотива лидерства — роль, которую берут на себя ученики. Их наделяют больше, чем просто должностями с забавными названиями, их наделяют ответственностью. Робин Шей, директор начальной школы Стюард в Аледо, штат Техас, говорит, что этот компонент лейтмотива лидерства оказал на ее школу наибольшее влияние: «То, что произошло с детьми, когда их стали называть лидерами и относиться как к лидерам, совершенно потрясает!»
СОВЕТ. Мюриэл рассказывает, что гости, посещающие школу, чаще всего просят у нее список лидерских ролей учеников. Однако она показывает его с неохотой, поскольку это сами ученики придумали себе новые роли, и вполне вероятно, что ученики других школ могут придумать что-то другое. Другими словами, дело не в том, что она не хочет делиться, — она делится всё время. Дело в том, что, по ее мнению, процесс вовлечения учеников гораздо важнее, чем сам список, который в результате получится. Вовлеченность учеников, их мотивированность и наличие у них полномочий — вот ключи к успеху.
3. Развитие: как мы будем обучать людей 7 Навыками другим вопросам, относящимся к теме лидерства? Директора, о которых я писал в этой книге, на ранних стадиях процесса принимали решение о том, как и когда персонал школы будет обучен 7 Навыками инструментам качества. В большинстве школ это делали поэтапно, например, учили принципам лидерства в первый год, инструментам качества — во второй, а в последующие годы повторяли и углубляли пройденное. Они также выстроили непрерывный процесс обучения для приходящих в школу новых сотрудников.
Также нужно составить планы обучения навыкам детей. Будет ли это сделано для всех возрастов или только для некоторых? Будет ли использован всепроникающий подход уже в первый год, или он будет введен постепенно, как делали некоторые школы? Когда ученики познакомятся с инструментами качества? На эти вопросы нет одного-единственно правильного ответа — всё зависит от конкретных целей и от готовности школы, ее работников и ее учеников. Но очевидно, что один из самых эффективных путей обучения — это поручение детям лидерских ролей или предоставление им возможности обучать других школьников.
Кроме того, нужно хорошенько обдумать, как включить в процесс развития родителей, чтобы они тоже познакомились с навыками лидерства и инструментами качества. Общеизвестно, что атмосфера дома имеет огромное и прямое влияние на достижения детей. Зачем же школе пытаться внедрить лейтмотив лидерства без привлечения семьи? Лучше всего сделать это, создав для учеников возможность обучать своих родителей — в виде выполнения домашнего задания. Другие варианты — организация специальных семинаров для родителей, издание специально для них газет или просто рассказ о навыках во время мероприятий, на которых родители присутствуют.
Вот еще один фактор — все дети учатся по-разному.Хотя принципам лидерства можно эффективно обучать на уроке в классе, некоторые ученики будут наилучшим образом усваивать эти принципы через музыку, изобразительное искусство, общественно полезную работу, лидерские роли и т. д. Детям очень нравится узнавать о лидерстве на встречах, когда в школу приглашают бизнесменов или общественных деятелей, которым можно задавать вопросы. Идея в том, что чем больше вы разнообразите методы, делаете их более естественными, подстроенными к стилю восприятия детей, тем лучше они усваивают материал.
СОВЕТ. Именно в «процессе» преподавания, составления планов уроков, создания наглядных материалов и ведения школьных мероприятий учителя, дети и родители лучше всего учатся принципам лидерства. Поэтому сделайте всё возможное, чтобы не отнимать у учителей возможность участвовать в творческом процессе, указывая им, как и что делать, объясняя, как именно они должны реализовывать лейтмотив лидерства в своих классах. Наилучшим образом люди учатся, вдохновляются и принимают на себя ответственность в процессе творчества.