Второй этап: проясняйте цель

Самое трудное во внедрении лейтмотива лидерства — отказ от удобной позиции «мы-так-всегда-делали». Каждый раз, когда поднимается ветер перемен, возникает конфликт сомнения и мужества. Для того чтобы мужество победило, необходима убедительная причина, побуждающая отказаться от старого и двинуться дальше. Ничто не подходит для этого лучше, чем наличие исполненной смысла цели.

Прояснение цели предполагает отыскание ответа на приведенные ниже вопросы.

1. Какова наша миссия?Миссия — это не пункт назначения, это причина отправиться в путешествие. В каждой школе, о которой я писал в этой книге, вопросы, которые заставляли учителей начать действовать, были теми же, какие обычно задают дети: «Почему?», «Почемунам следует делать это в нашей школе?», «Почему лейтмотив лидерства поможет детям?», «Почемуэтим стоит заняться мне как учителю или администратору?», «Почемуродители будут поддерживать нас?» Первоначальной целью в А.Б.Комбс было увеличение количества учеников, но, поговорив с заинтересованными сторонами, здесь сформулировали другую миссию — «Развивать лидера в каждом ребенке». Их ответ на самое большое «почему»был таким: помочь ученикам подготовиться к жизни в XXI столетии. Поэтому «увеличение количества учеников» вскоре перестало быть важной задачей. Чем больше миссия школы направлена на развитие уверенности детей в себе и подготовку их к жизни, тем сильнее заинтересованные стороны будут поддерживать усилия школы. Самое важное — сохранять фокус на действительно «конечной цели» — на том, что является самым важным.

СОВЕТ. Если вы однажды решите объединить цели внедрения лейтмотива в вашей школе в краткую и емкую формулировку школьной миссии, для начала составьте список трех-четырех главных причин, по которым ваша школа хочет взяться за лидерский проект. Посмотрите на эти причины с точки зрения каждой заинтересованной стороны.

Второй этап: проясняйте цель - student2.ru

2. Каково наше видение?Миссия — это большая цель, а видение — это место назначения. Один из способов осмысления видения заключается в том, чтобы думать в терминах «результатов» — конкретных и измеримых, — которых ваша школа хочет достичь за конкретный отрезок времени. Например, чего она хочет достичь через два или три года в таких областях, как поведение учеников, дисциплинарные меры, уровень удовлетворенности учителей, участие родителей в школьной жизни и, конечно же, успеваемость? Чем яснее люди представляют себе, что относится к их видению, а что нет, тем более сфокусированно они могут планировать свои действия в области закупок, в области построения планов занятий и при выборе своего подхода к управлению работой в классе.

СОВЕТ. Видение, в котором отсутствует хотя бы некоторое ощущение срочности или не определен срок его намеченного осуществления, превращается во что-то вроде пустых мечтаний, которые никогда не будут претворены в жизнь. Поэтому полезно транслировать ваше видение в краткий список реалистичных целей с конкретными сроками их достижения.

Радость людей, которую они ощущают, оказавшись в этом здании, и счастье, которое мы испытываем сами, — все это следствие того, что мы — одна команда, объединенная общим видением и общей миссией.

Марта Бассет, преподаватель изобразительных искусств,

начальная школа А.Б.Комбс

3. Какова наша стратегия?Если видение — это место назначения, то стратегия — это дорога к нему. Независимо от того, насколько убедительными или многообещающими являются миссия и видение, учителя и администрация не сойдут с привычного пути без плана действий. Стратегический план отвечает на вопрос «как?».

Существуют два основных типа стратегии:

1) твердая;

2) мягкая.

«Твердая стратегия» — это «гайки и болты» — материальные элементы того, как школа будет реализовывать свои миссию и видение и как она будет внедрять лейтмотив лидерства. Эта стратегия предполагает подробное описание логичных, взаимоувязанных, выполнимых шагов в привязке к временному графику. Она также предполагает подробный ответ на следующие вопросы: «Каковы наши первоочередные приоритеты? С какой скоростью мы будем действовать? Какие ресурсы нам потребуются? Кто будет участвовать в работе? Как мы начнем?» Также следует ответить на вопрос: «Разумен ли наш план, можем ли мы его выполнить?»

«Мягкая стратегия» представлена школьными ценностями.«Как мы будем обращаться друг с другом на нашем пути? Как мы будем обращаться с учениками?» Кто-то может называть эту стратегию ее Кодексом поведения или Кодексом сотрудничества.

По сути, «мягкая стратегия» отражает общий характершколы, а «твердая стратегия» должна отражать и быть связана с ее общей компетенцией.

СОВЕТ. Стратегии, как твердая, так и мягкая, теряют жизнеспособность, если их сделать слишком детализированными или многословными. Для внедрения лейтмотива лидерства стратегию следует уместить на одной-двух страницах. Помните, что иногда меньше — это больше.

4. Что ожидается от каждого человека?Ясные ожидания определяют роль каждого человека в процессе навигации по этому пути — в процессе выполнения стратегии. Что от них ожидается? Что они поведут за собой? Что будут осуществлять поддержку? Что будут устранять препятствия? Ясные ожидания распадаются на две категории:

1) универсальные, общие ожидания в отношении того, что должны делать все люди;

2) индивидуальные ожидания в отношении конкретных людей.

Например, в А.Б.Комбс ожидают, что каждый, кто увидит мусор на полу, должен убрать его. Он ответственен за решение этой проблемы. Это — общее ожидание. Вместе с тем школа ожидает от каждого человека конкретных индивидуальных результатов и достижения индивидуальных целей.

СОВЕТ. Чем яснее люди понимают, как то, чего от них ожидают, связано с миссией, видением или стратегией, тем больше они чувствуют ответственность, тем больше ощущают это дело своим, и, напротив, тем меньше вероятность того, что они продолжат заниматься чем-то, не связанным с миссией, видением или стратегией школы.

Эти четыре вопроса помогают ответить на наши вопросы «почему?».Дело в том, что человек, который не знает миссию, видение или стратегию школы или не знает, в чем заключается его роль в их осуществлении, никогда не поймет, «почему» его просят о том, о чем просят, и не будет испытывать энтузиазма по отношению к этой работе.

Прежде чем перейти к третьему этапу, добавлю: то, что происходит на уровне школы, должно происходить и на уровне классов, и на индивидуальном уровне — тогда лейтмотив лидерства будет по-настоящему эффективен. Каждый класс разработает свою миссию, определит цели, стратегию и ожидания. И каждый человек, возможно, воспользовавшись дневником личных данных, поставит перед собой цели и решит, что ему надо делать для их достижения.

Наши рекомендации