Думать успевай всегда. Инструменты Болдриджа
Учителя в А.Б.Комбс приняли еще одно очень логичное решение — включить принципы качества Болдриджа в свой метод обучения детей лидерству. Для тех, кто не слышал о Болдридже, коротко расскажу о нем.
Говард Малкольм Болдридж стал министром торговли США в 1981 году при президенте Рональде Рейгане. За год до этого его назвали лучшим профессионалом Родео года, что, несомненно, придало ему репутацию интересного политика. В то время мировое экономическое доминирование США впервые за десятилетия находилось под угрозой даже в области космоса. И не было случайно именно то, что в этот период граждане засомневались в эффективности школы. Эти настроения отмечены в пессимистическом отчете 1983 года, посвященном образованию в США, под названием «Нация в опасности».
Болдридж предпринял двусторонние меры, направленные на возрождение коммерческого превосходства США. С одной стороны, он обратился к внешним рынкам, стремясь открыть двери для торговли с такими странами, как Китай, Индия и Советский Союз, чтобы американским компаниям было куда расширяться. Но — с другой стороны — он знал, что один лишь выход на эти рынки не является гарантией успеха, поскольку американские компании будут вынуждены противостоять конкурентам, у которых гораздо ниже зарплаты. Американские компании могли успешно конкурировать на этих рынках только за счет высокого качества продуктов и эффективности. Поэтому Болдридж обратился к внутренней ситуации, стремясь повысить качество и эффективность продуктов и услуг, производимых в США.
Для этого он собрал команду лидеров наиболее эффективных американских корпораций. Один из результатов их работы известен сегодня как Национальная премия качества Малкольма Болдриджа, которую президент США вручает компаниям, демонстрирующим стабильно высокие стандарты качества. С 1999 года награда стала вручаться и в области образования. Учебные округа или школы, претендующие на награду, оценивают по следующим критериям:
1) лидерство, ведущее в будущее;
2) восприятие отношений как ценности;
3) принятие решений, основанных на анализе данных;
4) гражданская позиция;
5) оперативность;
6) сфокусированность образования на познании[8];
7) новаторство;
8) соответствие стандартам — округа, штата и государства в целом.
Еще одним результатом работы команды Болдриджа стало обобщение лучшего опыта и предложение практических «инструментов качества», которые в те годы разрабатывали различные эксперты, такие как У. Эдвардс Деминг, с тем чтобы помочь организациям работать более эффективно и производить более качественную продукцию. Разработки команды были общедоступны, они были призваны помочь лидерам развить навыки принятия решений, эффективности и новаторства. Что-то из этих инструментов использовалось в лидерских кругах многие годы, например, анализ силового поля, диаграммы Венна, гистограммы, диаграммы причинно-следственных связей («Рыбий скелет»). Другие инструменты были менее известны, среди них — диаграммы в форме восьми лепестков лотоса, паукообразные диаграммы и «пузырьковые карты».
Ученикам нравится пользоваться такими инструментами качества, как диаграмма в форме восьми лепестков лотоса (вверху) или диаграмма «Рыбий скелет» (внизу), которые помогают им решать проблемы и прояснять сложные вопросы.
Поскольку многие дети любят учиться с помощью наглядных пособий, графический аспект инструментов качества помог учителям А.Б.Комбс добавить момент веселья и игры в план обучения лидерству. Очень важно то, что эти инструменты и принципы стали своевременным дополнением для арсенала учителей, испытывающих постоянно растущее давление со стороны руководства, требующего от них большей прозрачности и возможности учета прогресса. Учителя знали, что инструменты и принципы качества дадут возможность им и всей школе лучше анализировать, измерять и отслеживать продвижение к их главной цели. Впоследствии оказалось, что инструменты и принципы качества позволили им адекватно реагировать на постоянный рост требований в области успеваемости каждого ученика. Все это стало для них дополнительным преимуществом в выполнении первоначальной задачи — научить школьников пользоваться инструментами качества, которые будут помогать им ставить цели, принимать лучшие решения, справляться с проблемами и самостоятельно отслеживать свой прогресс — всему тому, что важно для лидеров бизнеса сегодняшнего дня. Итак, по всем вышеизложенным причинам, принципы и инструменты качества были включены в план лидерства А.Б.Комбс.
Всепроникающая стратегия
А сейчас мне очень нужно привлечь ваше внимание, и для этого я готов запустить ракету, устроить фейерверк или пальнуть из пушки. И все потому, что я собираюсь сейчас описать то, что, по-моему, является одним из важнейших моментов этой книги. Это рассказ о том, как в А.Б.Комбс решили взяться за обучение принципам лидерства. Для многих школ и педагогов этот подход будет иллюстрацией значительного сдвига парадигмы.
В А.Б.Комбс выбрали «всепроникающий» подход, и это означает встроенность, интегрированность во все, что делает школа. Этот подход является неотъемлемой составляющей плана обучения лидерству. Именно всепроникающий подход превратил лидерство из обычного предмета учебного плана в основу культуры школы, которая стала проводником к более высоким стандартам обучения, более высокому уровню удовлетворенности и ослаблению дисциплинарных проблем. Эту культуру, к тому же, оказалось возможным переносить и на другие школы.
Возможно, для того чтобы более наглядно описать всепроникающий подход, следует сравнить его с более традиционными подходами. Как пример я возьму тему воспитания характера. Большинство школ считают это отдельной, не связанной с другими предметами задачей. Так, они «учат» развивать одну черту характера — например, ответственность — в течение месяца. Обычно на разговор об ответственности отводят часть какого-то урока, скажем, раз в неделю. Директор может поместить статью об ответственности в ежемесячном выпуске новостей или рассказать об этой черте характера на общем собрании. Плакат-другой может появиться в школьном холле. В следующем месяце разговор пойдет о другой черте характера, например, о честности.
В А.Б.Комбс учат лидерству — как характеру, так и компетентности — совершенно по-другому. 7 Навыков,принципы качества и лидерства пронизывают практически все, что делают в школе, почти каждый предмет, который здесь преподают. Лидерству учат ежедневно, хотя часто это происходит исподволь и незапланированно. Все начинается с детского сада, где 7 Навыкови базовые принципы качества преподают в течение всего года в форме игры и интересных заданий. Хотя иногда принципы лидерства вводят в виде отдельных модулей, посвященных одному или более навыкам или инструментам качества, гораздо чаще они вплетены в ткань широкого спектра предметов и разнообразной работы в классе.
И после окончания детского сада ученикам постоянно напоминают о 7 Навыкахи принципах качества. Первая неделя каждого года посвящена повторению 7 Навыков— с их помощью после каникул дети определяют свои ожидания и правила поведения в классе — их они разрабатывают вместе с учителями. По окончании первой недели ученики постоянно освежают в памяти 7 Навыковво время игр, на уроках по разным предметам и в ходе внеклассных занятий. Важно, что это может происходить на любом уроке — математике, английском, биологии, истории, рисовании, музыке, физкультуре или информатике.
Другими словами, лидерство — не «еще один предмет», который вынуждены преподавать учителя. Это неотъемлемая часть всего того, чему они учат. Именно поэтому учителя говорят, что этот метод — просто более эффективный способ выполнения той работы, которую они уже делают. Несколько примеров помогут проиллюстрировать, что такое «всепроникающий подход».
Первый приводит Дайан Барнетт, учительница литературы в А.Б.Комбс. На уроках чтения и письма в пятом классе она анализировала с классом стихотворение Лэнгстона Хьюгса «Мир моей мечты», которое близко ее собственным взглядам. После обсуждения стиля, которым написано стихотворение, его структуры и смысла, миссис Барнетт разделила учеников на команды и назначила каждому лидерскую роль: корреспондент, хронометрист, спикер. Затем она раздала каждой команде по листу ватмана и предложила выбрать один из инструментов качества для иллюстрации основных моментов стихотворения. Одна команда использовала диаграмму в форме лепестков лотоса, другая — в виде рыбьего скелета, еще две — диаграмму Венна, и последняя — диаграмму силового поля. После завершения работы спикеры продемонстрировали, что сделали их команды. Потом всем классом ученики обсудили, какие из 7 Навыковможно найти в стихотворении, и в конце каждый получил письменное задание — написать, о чем они мечтают, чего хотят достичь в будущем. Все упражнение заняло около 30 минут.
Пример со стихотворением прост, но посмотрите, чего они достигли. Вместо того чтобы разбирать стихотворение и углубляться в его структуру, пока мозги учеников не расплавятся, и они от скуки не начнут клевать носом, миссис Барнетт вовлекла детей в командную работу и дала им возможность самостоятельно принять решение, а затем высказаться. Она повторила с ними инструменты качества и 7 Навыков, дала им возможность построить отношения с другими учениками, предложила им подумать о том, кто они такие и кем хотят стать, выслушала их мнение, узнала, что у них на сердце. Более того, урок проходил во время недели афроамериканской культуры, и она связала то, что они делали, с этой темой. И кроме того, она учила их воспринимать стихи, способствовала расширению их словарного запаса, развитию навыков письма. Видите, как обычный урок литературы может превратиться в урок жизненных принципов и лидерства?
В другом классе мы найдем другой пример. Здесь Дэбби Фолкнер рассказывает детсадовцам о том, какие слова начинаются с буквы «п». Одновременно она учит их навыку, который очень нравится малышам, — «достигайте синергии». Учительница начинает с разговора о том, из чего делается пицца — тесто, соус, колбаса пеперони и сыры. Она объясняет, что на следующие тридцать минут их класс превратится в фабрику по изготовлению пиццы. В этот момент звонит телефон. Женщина на том конце провода говорит: «Пожалуйста, пришлите мне несколько пицц». (Конечно, миссис Фолкнер записывает эти слова с буквой «п» на доске и произносит их, четко артикулируя.)
Чтобы приготовить для заказчицы шесть пицц, учеников делят на группы по четыре человека, и каждому из них назначают лидерскую роль. Один отвечает за тесто, другой — за соус, третий — за начинку из пеперони, четвертый — за сыр. Затем они принимаются за работу, используя для изготовления ингредиентов ножницы и бумагу. Миссис Фолкнер объясняет им, что они должны работать вместе, командой, чтобы не задерживать заказ. Пока команды торопятся приготовить свою пиццу, миссис Фолкнер между делом спрашивает, что означает «начиная, представляй конечную цель и сначала делай то, что необходимо делать сначала» — эти концепции уже знакомы ученикам. Затем она объясняет, что такое синергия и почему они работают вместе, ценят способности друг друга и уважают важную роль каждого. По мере того как упражнение подходит к концу, миссис Фолкнер использует диаграмму анализа силового поля в форме пиццы пеперони, чтобы расспросить учеников о плюсах (движущих силах) и минусах (сдерживающих факторах) работы в команде. Ученики отвечают так, что не просто удивляют взрослых, наблюдающих за ними, но показывают, что они действительно понимают принципы. Это упражнение-игра. Однако посмотрите, чего добилась миссис Фолкнер. Она не только выучила с детьми букву «п», но и дала им возможность поработать вместе, одновременно изучить базовую концепцию синергии и повторить навыки и инструменты, которые они выучили раньше.
Это два коротких примера того, как навыки и инструменты качества повсюду проникают в общеобразовательные предметы. Такие же уроки проводят по специализированным предметам, например, по музыке — музыкальные произведения подбирают, чтобы вдохновлять учеников на размышления о том, кем они хотят стать в будущем. Художественные проекты также важны. Например, учительница рисования Марта Бассетт просит пятиклассников нарисовать обложку одного из будущих номеров журнала «Тайм», где будет напечатан автопортрет ученика и краткая справка о том, что важного они сделают, чтобы внести значительный вклад в развитие общества. И вновь эти примеры показывают, как учителя вплетают в свою ежедневную работу обучение принципам лидерства, а не превращают его в «еще один предмет».
Примеры того, как учителя во Флориде и Алабаме внедряют всепроникающий подход
Андреа Кон, учительница третьего класса начальной школы Честнат Гроув, Декейтер, штат Алабама
На уроке чтения миссис Кон читает ученикам книгу «Соль в его ботинках» — историю о том, как Майкл Джордан вырос великим спортсменом и к тому же очень высоким. Затем она обсуждает с учениками, действительно ли он вырос и стал прыгать так высоко из-за того, что мать сыпала соль ему в ботинки, или на его рост и достижения повлияло что-то еще. Она спрашивает: «Каким навыкам научился Майкл? Какие лидерские черты он в себе развил? Кем вы хотите стать, когда вырастете? Какие навыки вам понадобятся, чтобы осуществить ваши мечты, чтобы стать лидерами?»
Кристиан Плочица, учитель физкультуры в начальной школе Инглиш Истейтс, Ферн Парк, штат Флорида
В начале каждого года мистер Плочица помогает ученикам разработать миссию для каждого класса. Ученики затем повторяют миссию своего класса каждый день во время зарядки. Они также выполняют под 7Навыков комплекс упражнений для мышц рук и ног, который специально разработан хореографом. Следуя идее о том, что не каждый ученик талантлив в каждом предмете, но к какой-то дисциплине способности наверняка у всех есть, мистер Плочица разработал игры и упражнения, в которых важен не соревновательный, а командный элемент, и которые укрепляют синергию, демонстрируют, как важно ценить различия и думать в духе «Выиграл-Выиграл». Например, он может сказать классу: «Я хочу, чтобы вы разделились на группы по (4 × 6) ÷ 8». Неизбежно ученик, хорошо знающий математику, но, возможно, менее спортивный, определит правильную численность группы, другой начнет распределение по группам, а еще кто-то станет руководить. В конце концов, все — а не только лучшие спортсмены класса — будут чувствовать свою значимость, вовлеченность и необходимость. Ученикам также дается возможность стремиться к спортивным достижениям и развиваться физически.
Всё это делается в рамках обычных уроков физкультуры, являющихся частью учебного плана любой школы.
Гейл Фоулер, учительница второго класса начальной школы Честнат Гроув, Декейтер, штат Алабама
Во время урока биологии миссис Фоулер рассказывает ученикам, что в Мексиканском заливе она собрала корзинку ракушек. Одну за другой она вынимает их из корзинки, чтобы дети видели, какого они размера и формы. Миссис Фоулер показывает на каждой ракушке какой-либо небольшой изъян и предлагает ученикам подумать, какие события или происшествия могли стать причиной их появления. Предоставив воображению учеников возможность прогуляться по дну океана и представить картины всевозможных морских существ и ужасных штормов, которые могли стать причиной трещинок и сколов в ракушках, миссис Фоулер рассказывает им о девушке, с которой она жила в общежитии во время учебы в колледже и у которой был неприятный характер. Ее так раздражали некоторые привычки этой девушки, что она стала видеть ее только в негативном свете. Так продолжалось до тех пор, пока эта девушка не помогла ей в очень трудной ситуации. После этого случая она поняла, что у той девушки есть и хорошие качества. На самом деле эти качества были настолько значимы, что мелкие недостатки она вскоре перестала замечать. Затем учительница говорит детям, что ракушки очень красивы, рассказывает, как ими пользуются раки-отшельники и другие морские обитатели. Конечно, заключительным аккордом является то, что у каждого человека есть слабые стороны, но мы должны фокусироваться на том, что в людях есть хорошего. Затем она переходит к заметкам, которые каждый ученик написал о своих сильных сторонах.
Использование всепроникающего подхода позволяет учить детей принципам лидерства с первого дня в школе. Здесь им говорят, что они лидеры, обладающие уникальными дарованиями, и что, учась в А.Б.Комбс, они должны делиться своим талантом с другими людьми. Везде, куда бы ни посмотрели дети, они видят плакаты и предметы, напоминающие о миссии и видении школы, цитаты, внушающие им, что их ждет большое будущее. В классах они играют в веселые и интересные игры, которые придумали для них учителя и которые обычно привязаны к образовательным стандартам штата или страны. Они видят, что принципы лидерства представлены в утренних школьных новостях, которые транслируют по телевизору в каждом классе. К окончанию детского сада ученики не только имеют высокую самооценку, но и умеют свободно говорить со взрослыми о 7 Навыках, инструментах качества и о том, что для них значит лидерство.
Проиллюстрировать то, как «всепроникающий подход» отличается от более традиционных подходов к обучению, можно, посмотрев на то, как многие учителя, если не большинство из них, рассматривают связь между общеобразовательными предметами, жизненными навыками и воспитанием характера:
Как показывает эта иллюстрация, большинство учителей считают три данные области независимыми колонками со знаками «плюс» между ними. Они думают: «Я должен учить основным предметам плюс жизненным навыкам, плюс развивать характер». Такой взгляд на вещи является преобладающим, поскольку считается, что все учителя в любом случае должны преподавать свой предмет.
Однако всепроникающий подход предполагает иной метод обучения 7 Навыкамили другим принципам лидерства. Этот подход предполагает встраивание жизненных навыков и воспитания характера в процесс обучения. Другими словами, если учителям все равно приходится учить чтению и литературе, почему бы не делать это на примере книг и стихов о людях, отличающихся ответственностью, проактивностью, честностью и почему бы не читать литературные произведения, которые могут мотивировать учеников на то, чтобы ставить цели и упорно добиваться своего? Если они все равно учат детей биологии и задают им письменные работы, почему бы не привить им навыки проведения презентаций, не научить их уверенно и интересно докладывать о своей работе перед всем классом? Если дети посещают уроки физкультуры, то почему бы не подготовить их к работе в команде? Если они занимаются внеклассной работой, почему бы не поручить им планирование некоторых мероприятий — чтобы они могли научиться методам планирования и постановки целей?
Нация становится тем, что читает ее молодежь. Так формируются ее идеалы и определяются ее цели.
Джеймс А. Миченер, известный писатель
А теперь подумайте: если вы являетесь родителем, то почему бы вам не сделать то же самое дома? Поняв суть навыков, вы со своим ребенком сможете читать книги, рассказывать истории, играть, смотреть фильмы или отправляться на «прогулку-приключение», предложив ему рассказать вам о том, какие из 7 Навыковон замечает вокруг и почему. Это просто, жизненно и действенно! (Больше идей вы найдете в главе 10 «Принесите их домой».) Я бы изобразил всепроникающий подход так:
Я стараюсь подчеркнуть, что учителя, использующие всепроникающий подход, продолжают основное внимание уделять общеобразовательным предметам, но смотрят на них через призму обучения жизненным навыкам и чертам характера. Таким образом, их конечная цель — подготовить детей к реалиям завтрашнего дня и принятию непростых решений уже сегодня. Итак, мы обучаем тем же традиционным предметам, но смотрим на них сквозь совершенно новые линзы — в рамках новой парадигмы.
Дневник личных данных
Еще один пункт стратегического плана преподавания лидерства в А.Б.Комбс заслуживает особого внимания. Это инструмент, объединяющий 7 Навыкови принципы качества. Он связан со «всепроникающим» подходом и оказывает огромное влияние на успех темы лидерства.
В А.Б.Комбс и в нескольких других школах, где преподают принципы лидерства, каждому ученику выдают обычный блокнот. Ученики называют эти блокноты дневниками личных данных. Они записывают туда цели, которые ставят перед собой в жизни и учебе, и строят схемы продвижения к этим целям. Эти блокноты также используются учениками во время родительско-учительских конференций, которыми они сами руководят, для рассказа родителям о своем прогрессе. Многие ученики относятся к своим дневникам как к великой ценности и ревностно их охраняют.
Для каждого возраста учеников разработан свой набор графиков, диаграмм и таблиц, которые вставляют в блокноты и затем еженедельно или даже чаще обновляют. Самое полезное в дневниках личных данных учеников то, что они являются постоянным, оперативным источником обратной связи — ключевого стимула их новых достижений. Поскольку в дневник записываются данные о работе лишь одного ученика, он использует его для того, чтобы отслеживать свой прогресс относительно своих собственных (а не чьих-то еще) целей и предыдущих оценок. Детей обычно сильно деморализует постоянное сравнение с другими, более одаренными, одноклассниками. Поняв, что не дотягивают до них, те могут потерять стимул к работе.
Если успехи в классе определяются сравнением с другими детьми, то всего лишь несколько учеников оказываются на высоте. Однако если критерием успеха является индивидуальный рост, все школьники могут почувствовать, что движутся вперед, независимо от своего сравнительного статуса.
Роберт Дж. Марцано. Что работает в школе
Очень впечатляет, когда детсадовец или третьеклассник показывает вам свой дневник и рассказывает, что в нем содержится. Слушая его, вы скоро убеждаетесь, что ребенок полностью владеет информацией и обычно очень гордится своими достижениями.
Дневники личных данных — очень важная часть учебного процесса, они помогают ученикам развивать стремление к достижению целей. 7 Навыков,критерии Болдриджа и дневники личных данных представляют собой идеальный комплекс.
Барбара Уоткинс, учительница начальной школы А.Б.Комбс
В то время как дневники личных данных отслеживают индивидуальный прогресс и способствуют индивидуальным достижениям, учителя ведут такие же дневники для каждого класса. Графики и диаграммы из них развешивают на стенах, чтобы все видели, чего добился класс. Школьники вместе ставят цели для всего класса, работают над их осуществлением и с радостью отмечают важные вехи на этом пути. Но каждый ученик знает, что должен тщательно поработать над осуществлением личных целей, чтобы потом иметь возможность внести свой вклад в достижение целей класса.
И в продолжение темы, похожие дневники, графики и диаграммы вы увидите в кабинетах администрации — ведь ее представители тоже хотят отслеживать прогресс школы и праздновать достижение общешкольных целей. Мюриэл говорит: «Как будто вы стоите голым перед зеркалом. Вы все выставляете на обозрение. Вы ничего не можете скрыть. Информация управляет всем, что мы делаем. Она помогает нам понять, что нужно сделать для того, чтобы наша школа стала лучше». Затем она добавляет: «Мы на опыте узнали, что с данными работает правило „чем меньше, тем лучше“. Мы изменили дневники за последние пару лет работы, сделали их более сфокусированными, потому что мы теперь собираем только те показатели, которые напрямую связаны с достижениями детей и совершенствованием процессов в нашей школе».
Итак, учителя не ходят по школе с калькуляторами и не вглядываются целый день в гистограммы. Но они стараются сосредоточиться на действительно важном и думают, как стать еще лучше. И делают это, осуществляя лидерство на основе информации.
План обретает форму
Теперь вы имеете представление об основном содержании метода, который в А.Б.Комбс используют для обучения навыкам и принципам лидерства и базовым навыкам, необходимым в современной жизни. Вы также понимаете, какие технологии и инструменты взяты на вооружение этой школой. Все это жизненно важные составляющие их успеха. Однако следует отметить, что не только это здесь делают, чтобы научить детей лидерству или, другими словами, успеху. Так, в учебный процесс здесь включают и другие связанные с лидерством моменты, в том числе в ход идут идеи таких властителей дум, как Питер Друкер, Джим Коллинз и Дэниел Гоулман. Учителя отыскивают и рассказывают детям истории и идеи лидеров прошлого, например, Авраама Линкольна, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга и матери Терезы. Они определяют черты, характерные для успешного лидерства, находят истории, связанные с современными лидерами науки, политики, искусства и спорта, в том числе с теми, которые живут поблизости. Они читают про лидеров, смотрят фильмы о них и обсуждают, благодаря чему они стали лидерами. Одним из запомнившихся детям моментов стал приезд из Дании руководителей корпорации Lego, которые хотели познакомиться с их подходом к лидерству. Но чаще всего учителя выбирают что-то из классической детской литературы, а также из других книг и увлекательных фильмов, которые уже стоят у них на полках. В сущности, все, что способно помочь ученикам с успехом идти по жизни в XXI веке, попадает в используемую учителями модель лидерства.
Мы не создали ничего нового. Мы всего лишь собрали лучшие идеи, витающие в воздухе, и придумали, как их согласовать, чтобы сформировать культуру познания.
Гайлия Уинтерс, заместитель директора, начальная школа А.Б.Комбс
Очень важно отметить, что принципы лидерства ни в коем случае не являются тем единственным, что формирует происходящее в школе и ее классах. В А.Б.Комбс внимательно следят за всеми событиями, новейшими исследованиями и свежими обучающими методиками. Школа может служить настоящим примером практической реализации результатов передовых исследований и концепций в области образования. Здесь считают это полезным дополнением к тому, что делается в области обучения лидерству. Вот некоторые из ключевых концепций.
•Академическая строгость, Практичность и Отношения(Rigor, Relevance and Relationships). Концепция, основанная на работах д-ра Уилларда Даджетта, основной акцент делает на задачах, связанных с реальной жизнью, а не на «бумажной работе».
•7 Особенностей Эффективных Школ(7 Correlates of Effective Schools). Программа, опирающаяся на работы д-ра Ларри Лезотта и на Движение Эффективных Школ, предполагает создание ясной и сфокусированной миссии, атмосферы безопасности и упорядоченности, климата высоких ожиданий, а также регулярный мониторинг успехов учеников и хорошие отношения между школой и семьями детей.
• Исследования Мышления. Система, базирующаяся на теории Говарда Гарднера о множественном интеллекте и работе Дэниела Пинка «Совершенно новое мышление». Основной аспект — признание того, что все дети разные, поэтому педагоги должны адаптировать для них свои методы работы и обращаться к обоим полушариям мозга.
• 55 Важнейших Правил. Методика, основанная на книге Рона Кларка, подчеркивает важность донесения до детей информации в запоминающейся форме и объясняет, как пробудить в детях желание учиться и как помочь им развить самоуважение и веру в свои возможности.
• Профессиональные Учебные Сообщества. В своей работе д-р Рик Дюфор и д-р Роберт Икер подчеркивают, как важно иметь объединенную приверженностью обучению осознанием важности своей работы группу преподавателей, которые посвятили себя обучению детей, совместной работе и развитию.
• Эмоциональный Интеллект. Работа д-ра Роберта Купера «Другие 90 процентов» предлагает ученикам и учителям вложить 100 процентов своей энергии и мастерства в то, что они делают. В ней обсуждаются такие темы, как доверие, качество, жизнь в достатке, обучение на примере и сохранение спокойствия под давлением.
Этот список может быть продолжен, поскольку учителя из А.Б.Комбс используют идеи и других педагогов-мыслителей, таких как Уильям Глассер и Майкл Фуллан. Главная мысль заключается в том, что школа занимается не только преподаванием лидерства. И тем не менее Мюриэл любит демонстрировать важность принципов лидерства и подхода к обучению им с помощью модели школы, представленной ниже.
Этот рисунок стал визуальным планом, или стратегией,обучения в школе. Обратите внимание, что вверху расположена «конечная цель» — развить у учеников навыки, необходимые в XXI веке.
Окна представляют передовые методики в области образования, помогающие достижению этой цели. Но больше всего в этой модели Мюриэл нравится то, что 7 Навыкови принципы и инструменты Болдриджа размещены в основе школьного здания. Она говорит: «Секрет нашего успеха — в постоянстве цели. Мы используем множество программ (окна), и они будут меняться с изменением ситуации в округе, штате, стране и в области образования. Но фундамент школы останется нетронутым — 7 Навыкови Болдридж, так же, как и конечная цель — привить ученикам навыки и образ мыслей, необходимые в XXI столетии».
Но настоящий секрет--!
К этому моменту мы узнали о том, как в А.Б.Комбс разработали стратегию, направленную на то, чтобы «Развивать лидера в каждом ребенке», положив 7Навыкови принципы и инструменты Болдриджа в основу всего того, чему они учат, и того, что они делают. Я поделился с вами всепроникающим подходом, принятым в школе, и тем, как дневники личных данных помогают всем свести процесс воедино. Но настоящий секрет их стратегии вам только предстоит узнать.
Я открою вам этот секрет, поделившись одной их моих любимых историй из жизни А.Б.Комбс. Среди ее действующих лиц — мальчик и директор школы, в которой он раньше учился. Эта история о мальчике с трудным характером. Директор школы, в которой он раньше учился, предупредила А.Б.Комбс, что это мальчик очень проблемный, что недавно он сбил ее с ног, и она потеряла сознание, и что он представляет опасность для школы и для других учеников.
Обычно в школах, куда приходит такой ребенок, существует стандартная процедура — поместить его под строгий присмотр. Но послушайте, как Мюриэл описывает подход, который — вместо общепринятого — применили она и ее коллеги:
Мы как раз начали работать с темой лидерства, и я решила, что если программа эффективна, то она должна показать свою работоспособность в отношении этого мальчика… Я не читала его личное дело, что, вероятно, было не самым умным шагом с моей стороны, но нам искренне хотелось дать этому ребенку новый шанс.
Когда он сошел с автобуса, весь его вид демонстрировал, что он собой представляет. Он даже своей походкой выражал нам свое отношение. Я сразу подошла к нему и сказала: «Ты, наверное, такой-то, я тебя ждала». Консультант по обучению стояла рядом со мной, она добавила: «Мы очень рады, что ты теперь с нами. Знаешь, а ведь ты станешь лидером». Он ответил: «Кто вы на… такие? Пошли вы все в…!» Я сказала: «Мы здесь так не разговариваем. Мы здесь говорим иначе, но мы все равно рады, что ты приехал».
Мы начали строить с ним отношения и увидели, что постепенно его «крутые» манеры начали смягчаться. Нас очень поддерживала вся команда. Каждый день мы говорили ему, что любим его. Сначала он отвечал на наши слова бранью, а иногда просто смотрел как будто сквозь нас, но к октябрю стал говорить, что тоже любит нас.
Этот мальчик стал одним из самых популярных детей в школе. У него бывали вспышки и срывы, но его жизнь за этот год изменилась навсегда. Он стал получать хорошие оценки, попал в список отличников. Потом он переехал, и мы потеряли с ним контакт. Но этот опыт показал мне, что лейтмотив лидерства помогает ученикам, и это добавило мне энтузиазма и решимости, не сдаваясь, двигаться вперед к реализации модели лидерства.
В свете этой прекрасной истории вернемся к визуальной модели школы А.Б.Комбс. Я как автор испытываю некоторое смущение от того, что 7 Навыковпомещены в основание здания, поскольку знаю, какую важную роль в устойчивости дома играет фундамент. Однако если бы я осмелился что-то добавить к этой модели, то я сказал бы вот что: дом, как и его фундамент, устойчив настолько, насколько стабильна почва, на которой он стоит. Подумайте об этом. Если почва, на которой стоит дом, нестабильна, он сам и его фундамент также будут стоять неустойчиво. Построенный на песке или геологическом разломе, даже самый крепкий фундамент ослабеет, по нему пойдут трещины, он начнет рассыпаться.
Эта школа добивается успеха со всеми учениками, потому что здесь их любят и уважают. Встретившись со здешними учителями, первое, что я о них узнала, это то, что они действительно любят детей. И у них хватает терпения и понимания, чтобы вести учеников от плохих оценок к хорошим и отличным и на будущий год увидеть, как блещут все их скрытые ранее способности.
Патрис Харди, мать одного из детей из начальной школы А.Б.Комбс
Школа и модель лидерства А.Б.Комбс сильны, поскольку их фундамент построен на твердой почве. Эта почва — прочная смесь заботы и любви. Она сформирована учителями, которые действительно хотят для детей лучшего, они готовы уделять время поиску талантов каждого ребенка, а затем находить способы для развития и высвобождения их дарований. Другими словами, жизнь того мальчика изменилась не только потому, что его стали учить 7 Навыкам или новым модным инструментам качества. Это, конечно, ему помогло, но настоящий секрет состоял в том, что он знал: учителя заботятся о нем как о личности. Возможно, именно здесь впервые к нему отнеслись как к человеку. Думаю, раньше он неоднократно становился жертвой эмоционального обезличивания. Но потом наконец-то в его жизни появились учителя, которые помогли ему обрести свою индивидуальность — свой голос.
Немногое помогает человеку лучше, чем возложенная на него ответственность и уверенность, что ему доверяют.
Букер Т. Вашингтон
В А.Б.Комбс потоком текут истории родителей, которые хотят поблагодарить школу за то, что она сделала для их ребенка помимо учебы. В этих историях отражается основной принцип философии А.Б.Комбс: «Если ко всем детям относиться как к одаренным, если всегда смотреть на них через призму их одаренности — хотя бы в чем-то, — то они достигнут уровня, соответствующего этим ожиданиям».
Такие же любовь и уважение проявляются в том, как учителя взаимодействуют друг с другом. Мюриэл и другие педагоги, упомянутые в этой книге, именно потому делают свое дело так хорошо, что их взаимоотношения построены на доверии и заботе. Такие отношения не строят на геологических разломах, когда каждый с радостью указывает на ошибки других. Напротив, все здес