Трудности морфемного членения основы
В синхронной системе языка членимые и нечленимые основы не составляют четко противопоставленных рядов с ясно обозначенными границами. Между ними существует множество разнообразных переходных типов основ.
Между безусловно членимыми основами (домик) и безусловно нечленимыми (зря) располагается довольно много основ с затрудненной (остаточной) членимостью, в которых один из значимых элементов может быть вычленен только после вычленения других морфем. В связи с этим принято различать основы по степени членимости.
В последней трети XX в. активно обсуждался вопрос о степени членимости основ (М. В. Панов, Н. А. Янко-Триницкая, Е. А. Земская и др.), В результате вместо двух «полюсов» (слова с членимыми основами типа домик и слова с нечленимыми основами типа дом) была установлена целая «шкала» членимости основ, на которой нашлось место словам как с бесспорной, так и затрудненной членимостью основ.
Можно вслед за М. В. Пановым противопоставить, по меньшей мере, пять степеней членимости основ, в зависимости от степени связанности морфем, сочетающихся в основе слова. Первая степень членимости называется полной, все остальные – остаточной членимостью (в словах этого типа какая-то морфема вычленяется по «остаточному» принципу, после выделения других морфем в основе).
Перечислим группы слов в порядке убывания возможностей членения их основ.
1-я степень членимости основ: основы слов типа домик: корень встречается в свободном виде или в сочетании с другими аффиксами (дом, домовой, домашний), а аффикс встречается в сочетании со многими другими корневыми морфемами (столик, кубик). В числе слов с 1-й степенью членимости основ можно противопоставить две подгруппы:
а) слова со свободными корнями типа домик, передать (полная свободная членимость основ);
б) слова со связанными корнями типа отвергнуть, низвергнуть, опровергнуть; основы слов этой подгруппы характеризуются полной связанной членимостью основ; они членятся несколько хуже, чем основы со свободными корнями.
2-я степень членимости основ: основы слов типа почтальон, четверг: корень может употребляться без словообразовательных аффиксов (почта) или сочетается с различными аффиксами (ср.: почтовый; четвертый, четверка), аффикс же сочетается только с данным корнем, хотя значение этого аффикса не уникально, оно может быть выражено иными аффиксами (ср.: почтальон и киоскер, четверг и пятница).
3-я степень членимости основ: основы слов типа почтамт, курносый: корень сочетается с другими аффиксами или же выступает в свободном виде (почта, почтовый; нос, носик, носатый), аффикс уникален как по форме, так и по семантике, т. е. не имеет синонимических соответствий среди других аффиксов.
4-я степень членимости основ: основы слов типа буженина: корень связанный, выступает только в сочетании с одним и тем же аффиксом, аффикс же сочетается со многими корнями (ср.: свинина. телятина; также солонина, строганина в значении «виды заготовки мяса».
По поводу членимости данных слов существуют разные точки зрения, Г. О. Винокур и др. считают подобные слова нечленимыми. Другая точка зрения представлена мнением ряда лингвистов, полагающих, что и такие основы можно разбить на морфемы (А. С. Смирницкий, М. В. Панов и др).
5-я степень членимости основ: основы слов типа калина, малина, крушина, в которых связанный корень, который всегда сочетается с одним и тем же аффиксом, при этом связи ограничиваются сочетаемостью только с подобными корнями (со свободными корнями –ин ~ в значении 'ягода' не сочетается). Многие ученые полагают, что для членения подобных основ еще меньше оснований, чем для членения основ таких слов, как буженина.
Задания
1. Выпишите слова, имеющие членимые основы. Определите значение каждой морфемы, входящей в состав основы.
Бездомный, баянистка, звезда, сиреневый, розовый, синий, запевала, носище, безголосый, недоедающий, рыбка, раскрасавица, бескрайний, сестрица.
2. Установить морфемные швы и указать степени членимости основ:
гимнастерка, батист, баптист, оскомина, полынь, совет, палец, бочка, вежливый, вазон, козел, детвора, четверг, радуга,' бахвалиться, токарь, аспирант, иждивение, ноябрь, клюква.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обобщающая контрольная работа по морфемике
Вариант 1
Доктор стал бывать каждый вечер, и, так как действительно играл очень хорошо, извлекал огромное удовольствие из непрекращавшихся поражений. Он принес учебник шахматной игры, посоветовал, однако, не слишком им увлекаться, не уставал читать на вольном воздухе (Набок.).
Задания
1. Выпишите все слова с формообразующими суффиксами, обозначьте их.
2. Выпишите все слова с двумя флексиями, обозначьте их.
3. Выпишите все слова с нулевыми флексиями, обозначьте их.
4. Выпишите слова без флексий.
5. Выпишите слова с прерывистой основой, обозначьте ее.
6. Для каждой глагольной формы укажите все различающиеся модификации основы.
7. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.
8. Выпишите слова, образованные нулевым словообразовательным суффиксом; укажите слова, от которых они образованы.
Вариант 2
Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рванной белой толстовки и расшнурованных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду (Булг.)
Задания
1. Выпишите все слова с формообразующими суффиксами, обозначьте их.
2. Выпишите все слова с двумя флексиями, обозначьте их.
3. Выпишите все слова с нулевыми флексиями, обозначьте их.
4. Выпишите слова без флексий.
5. Выпишите все слова с прерывистой основой, обозначьте ее.
6.Для каждой глагольной формы укажите все различающиеся модификации основы.
7. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.
8. Выпишите все слова, образованные нулевым словообразовательным суффиксом; укажите слова, от которых они образованы.
Тексты для разбора
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.
2. По-видимому, арбатовцы не представляли себе, как это можно пользоваться автомобилем в трезвом виде, и считали автомобиль Козлевича гнездом разврата, где обязательно нужно вести себя разухабисто, издавать непотребные крики и вообще прожигатьжизнь (И. и П).
3. Этим звукам ответил сверлящийсвист мальчишек с кровель домов улицы,выводящей с базара на гипподромскую площадь, и крики «берегись!» (Булг.)
4. Его почему-то занимало пенье и весь этот стук и гам, там, внизу... Оттуда слышно было, как, среди хохота и визгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару кто-то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками (Дост.).
5. «Воздух-то какой! Прокатимся, что ли?» Должностные лица высовывались на улицу и подгрохот ундервудов отвечали: «Сам катайся. Душегуб!» (И. и П.)
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е.А. Земская. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 238 с.
2. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. -Изд. 2. -М., 1989 (раздел «Словообразование»).
Дополнительная литература
1. Виноградов В.В. Вопросы современного словообразования. В кн: Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 1975. – С. 155-165
2. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию. В кн.: Избранные труды по русскому языку. – М., 1959. – С. 419–442.
3. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992.
4. Кубрякова В.А. Теория номинации и словообразование / В.А. Кубрякова. – 2-е изд. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 88 с.
5. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принци- пы описания / В.В. Лопатин. М., 1977.
6. Панов М.В. О слове как единице языка / М.В. Панов // Уч. Зап. МГПИ им. В.И. Ленина. – 1956. - Т. 51, №. 5. -147 с.
7. Русская грамматика. – М., 1980. Раздел «Основные понятия морфемики. Словообразование». – С. 123–133.
8. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания / И.С. Улуханов. – Изд. 4-е. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 256 с.
Словари
1. Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. М.,1986.
2. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. / А.Н. Тихонов. -2 изд. -М.: Рус. яз., 1990.
3. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. Русская морфемика / А.Н. Тихонов. М.,1996.
Учебники и учебные пособия
1. Гридина Т.А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебн. пособие / Т.А. Гридина, Н.И. Коновалова. -2-е изд. –М.: Наука: Флинта. 2008. -160 с.
2. Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Словарь-справочник: Пособие для учителя / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.
3. Николина Н.А. Словообразование современного русского языка: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. –М.: Изд. центр «Академия», 2005. -160 с.
4. Современный русский литературный язык: Новое издание: Учебник / П.А. Лекант, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков и др. / под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 2009. -766 с.
5. Тихонов А.Н. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2002.
ГЛОССАРИЙ
Алломорф (от греч. allos – другой, разный + морф) – разновидности одной морфемы, характеризующиеся тождеством значения и фонематической близостью
Аффикс – служебная морфема, служащая для выражения грамматического и / или словообразовательного значения (-ий).
Интерфикс(от лат. inter `между` и fixus `прикрепленный`) – это словообразовательный аффикс. Может находиться между корнями сложного слова, между корнем и суффиксом, между двумя аффиксами.
Корень –это морфема, являющаяся центральным элементом в составе слова, обозначающая наиболее существенные элементы лексического значения слова. Корневая морфема является обязательной частью слова и выступает как его структурно и семантически организующий центр.
Морф –это конкретный представитель морфемы в речи. Если морфема – обобщенная нелинейная единица, которая существует в виде определенных совокупностей морфов, то морф относится к конкретным линейным единицам языка. Морф – единица речи, выступающая как минимальная значимая часть словоформы..
Морфема – это элементарная двусторонняя единица языка, обладающая значимостью и представляющая совокупность фонематически близких и лексически тождественных морфов. Термин морфема введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1878 году.
Морфемика– 1. Объективно существующая в языке система морфем языка, составляющая морфемный уровень языкового механизма.
2.Раздел науки о языке, изучающий морфему как одну из основных единиц языка, систему морфем языка и морфемную структуру слов (словоформ).
Морфемный состав словоформы –это последовательная совокупность всех выделенных в словоформе морфем.
Морфемная структура словоформы – это системно упорядоченное единство ее значимых компонентов (морфем и их целостных комбинаций)
Основа –это обязательный и постоянный (неизменный по значению и строению) базисный компонент морфемной структуры слова, являющийся средством выражения его лексического значения.
Опрощение –исторический процесс, при котором членимая основа слова перестает члениться, т.е. ранее мотивированное слово становится немотивированным, например: держава (от дьржа – «владычество», «могущество») : держ- ав-а , далее держав-а ; закон ( от конъ – «предел», граница»): за-кон, далее: закон.
Переразложение – исторический процесс, связанный с перераспределением морфемного состава внутри слова. Ранее членимое на морфемы слово в процессе переразложения осталось членимым, но границы между морфемами стали другими, например косточка( ранее от костъка , теперь от кость): косточ-к-а, далее кост – очк-а.
Постфикс (от лат. post- после и fixus-прикрепленный) – служебная морфема, которая находится после окончания и выражает грамматическое и / или словообразовательное значение.
Префикс, приставка(от лат. praefixus – прикрепленный перед чем-либо)–это словообразовательный аффикс, расположенный в слове перед корнем..
Регулярные аффиксы – это аффиксы, которые повторяются в пределах групп слов с большим количеством единиц.
Суффикс(от лат. suffixus- прикрепленный) – служебная морфема, которая находится после корня и выражает словообразовательное и /или грамматическое значение.
Унификс – уникальный (нерегулярный) аффикс, обладающий ограниченной (уникальной) сочетаемостью с одним определенным корнем.
Унирадиксоиды– унивалентные корни, радиксоиды с с единственной, уникальной валентностью.
Флексия(от лат. flexio-сгибание) – словоизменительный формант, компонент словообразовательной структуры слова
Членимость – способность слова (словоформы) выделять в своей структуре как минимум два значимых элемента, т.е. способность слова делиться на морфемы или целостные комбинации морфем.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………....……………………………………………… 3
Раздел 1. МОРФЕМИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ.
ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕ, ТИПЫ МОРФЕМ……………………………………………………………………4 1.1. Морф как реализация морфемы в речи……………………..5 1.2. Парадигматическое устройство морфемы …………………7
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ
МОРФЕМ ….……………………………………………………...…..13
2.1. Классификация морфем по их роли в организации слова .13
2.2. Классификация корней и аффиксов по степени свободы функционирования …………………………………………17
2.3. Виды аффиксов по их позиции в слове …………….……..21
2.3.1.Постфиксы…………...……………………………..23
2.3.2. Интерфиксы………………………...……………...25
2.4. Функциональные типы морфем……………………………26
Раздел 3. КРИТЕРИИ УСТАНОВЛЕНИЯ НУЛЕВЫХ МОРФЕМ..28
3.1. Нулевые окончания…………………………………………28
3.2. Нулевой словоизменительный (формообразовательный) суффикс……………………………………………………..30
3.3 Нулевой словообразовательный суффикс………………….31
Раздел 4. МОРФЕМНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ …………………..………….34
4.1. Алгоритм морфемного членения слова……………………35
4.2. Морфемный разбор слова…………………………………..40
4.3. Морфемный анализ слова…………………………………..41
Раздел 5. МОРФЕМНАЯ СТРУКТУРА СЛОВА…………………...46
5.1. Основа слова и словоформы……………………………….46
5.2. Функциональные типы флексий…………………………...49
5.3. Этапы установления морфемной структуры ……………..52
5.4. Трудности морфемного членения основы………………...55
Приложения………..…………..……………………………………...58
Обобщающая контрольная работа по морфемике……………….. 58
Тексты для разбора…………………………………….……………..59
Литература…………………………………..………………………...60
Глоссарий……………………………………………………………...61
|
Учебное издание
Дарима Шагдуровна Харанутова
МОРФЕМИКА
(в комментариях и упражнениях)
Учебно-методическое пособие
В авторской редакции
Компьютерная верстка Н.Ц. Тахинаевой
Свидетельство о государственной аккредитации
№ 1289 от 23 декабря 2011 г.
Подписано в печать 22.11.12. Формат 60 х 841/16.
Уч.-изд.л. 2,77. Усл. печ. л. 3,72. Тираж 100. Заказ 304.
Издательство Бурятского госуниверситета
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
|