Анализ стартовых условий и оценка исходной ситуации
Анализ внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования
При анализе внутренних закономерностей развития муниципального образования рекомендуется использовать методы исторического и структурно-функционального анализа.
Исходным пунктом рассмотрения закономерностей функционирования муниципального образования должен послужить анализ:
- причин его возникновения;
- функций, выполняемых им на разных этапах своего существования;
- динамики структуры его экономики.
При анализе внутренних закономерностей развития муниципального образования необходимо рассмотреть соотношение между его специализацией и комплексностью.
Комплекс отраслей специализации оказывает существенное влияние на развитие связанного с ним комплекса инфраструктурных отраслей; в совокупности они призваны обеспечить условия для эффективного функционирования блока отраслей жизнеобеспечения населения, составляющего местное сообщество.
Комплексность развития муниципального образования означает достижение такого состава, содержания составных частей экономики, пропорций и связей между ними, которые призваны обеспечить сбалансированную систему сфер деятельности людей, ориентированную на улучшение качества жизни населения.
Схема 3. Принципиальная схема подготовки и анализа информационной базы для формирования концепции
социально-экономического развития муниципального образования
Схема 4. Принципиальная схема формирования проекта концепции развития муниципального образования
Преобразование состава частей экономики состоит в изменении:
- отраслевой структуры;
- места и роли муниципального образования в экономике субъекта Российской Федерации;
- структуры производственной и непроизводственной сфер, их потенциала и составляющих внутри них;
- внешнеэкономических и межрегиональных связей;
- среды обитания;
- форм собственности;
- системы управления.
При проведении аналитических работ необходимо иметь в виду, что нет прямой зависимости между отраслями специализации и комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. Специализация не является единственным источником комплексного развития. Существует и обратная зависимость: только при комплексном развитии муниципального образования отрасли специализации получают наиболее благоприятные условия для своего эффективного функционирования.
Логика выявления противоречий между специализацией и комплексностью предполагает проведение аналитических работ на двух встречных направлениях:
- в сфере комплексности развития муниципального образования при заданном (сложившемся, прогнозируемом) уровне развития отраслей специализации;
- в сфере специализации экономики муниципального образования при фиксированном уровне комплексности его социально-экономического развития.
Анализ стартовых условий социально-экономического развития муниципального образования
Анализ стартовых условий комплексного социально-экономического развития муниципального образования, обусловленных влиянием факторов местного характера, проводится по следующим основным направлениям:
- качество жизни населения;
- величина и эффективность использования местного социально-экономического потенциала;
- экологическая обстановка;
- экономическая ситуация;
- состояние системы местного самоуправления.
Под качеством жизни населения принято понимать категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния, свобод, социального и духовного развития человека. В числе ее структурных составляющих можно выделить следующие основные компоненты:
- продолжительность жизни населения и состояние общественного здоровья;
- уровень жизни;
- образ жизни.
Примерная структура местного стартового социально-экономического потенциала представлена на схеме 5.
При анализе стартового социально-экономического потенциала муниципального образования важное место должна занять оценка эффективности его использования.
В общем случае критерий эффективности использования стартового социально-экономического потенциала территории (Кп) может быть представлен в виде соотношения:
Кп = Эп/Зп, где:
- Эп - эффект от реализации территориального социально-экономического потенциала;
- Зп - затраты, потребовавшиеся для достижения Эп .
В свою очередь, Эп может быть представлен в виде суммы двух составляющих, одна из которых характеризует прирост качества жизни населения, другая вклад территории в решение региональных и федеральных проблем.
Что касается необходимых затрат (Зп), то они зависят от специфики конкретных мероприятий по реализации потенциала и могут быть определены по известным в практике расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов методикам.
Необходимость анализа экологической обстановки на территории муниципального образования обусловлена тем обстоятельством, что экологический фактор уже сегодня оказывает весьма значительное влияние (а в перспективе это влияние усилится) практически на все сферы жизнедеятельности населения. Например, медико-экологическая обстановка является ключевым фактором, определяющим одну из важнейших составляющих качества жизни населения – состояние его здоровья.
Анализ и оценка экономической ситуации, сложившейся в муниципальном образовании, предполагает выявление основных тенденций развития экономической сферы.
Опорными направлениями анализа могут выступать, в частности, исследования структуры местной экономики, результативности институциональных преобразований в экономике муниципального образования, степени благоприятности местного хозяйственного климата и т.п.
Важным направлением аналитических работ, связанных с выяснением стартовых условий развития муниципального образования, является анализ состояния системы управления. Недостатки в сфере правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, диспропорции в организационных структурах управления, слабая профессиональная подготовка персонала муниципального управления, недостаточность регламентации во взаимодействии различных ветвей власти, отдельных звеньев аппарата исполнительной власти и т.п. отмечаются практически повсеместно.
Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации в муниципальном образовании производится с учетом всех основных факторов, оказывающих негативное и позитивное влияние на развитие муниципального образования (таблица 2).
Для качественной оценки и ранжирования проблем развития муниципального образования используется табличная форма (таблица 3).