Урок 2. «Не надо ограничивать возможности»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с инвалидностью.
Задачи урока:
- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;
- формировать представление о том, что люди с инвалидностью могут добиваться значительных успехов благодаря своим личностным качествам.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мини-лекция, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация с рассказом об истории Алексея Талая.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Дискуссия «Путь к успеху».
Вопросы:
- Что такое успех?
- О чем мечтает каждый из вас?
- Какие качества важны для достижения успеха?
Педагог подводит детей к мысли, что для того, чтобы самореализоваться необходимо упорно работать и верить в свои силы несмотря на трудности, которые встречаются на пути к мечте.
Основной этап – 30 минут.
2. Прослушивание рассказа о жизни Алексея Талая.
Рассказ.
«8 мая 1999 года Алексей приехал на дачу к дедушке. Он собирался поздравить ветерана с Днем Победы. В тот день паренек разбирал угли костра, который на границе участка разожгли незнакомые мальчишки. Внезапно раздался оглушительный грохот — взорвался снаряд времен Великой Отечественной. Алексей не потерял сознания. Он попытался облокотиться на руки, но они будто проваливались под землю. Хотел встать на ноги. Не получилось. Опустил глаза и увидел, что весь в крови…
Двенадцать дней Алексей находился на грани жизни и смерти. Алексея спасли. Вернувшись домой, он размышлял: был здоровым парнем, учился в железнодорожном техникуме, встречался с девушкой. А теперь — инвалид, прикованный к коляске. От этих мыслей все цепенело внутри. Но близким, которые в его присутствии старались не проронить и слезинки, он нужен был таким, какой есть. Тогда Алексей решил, что не вправе подвести родителей, бабушку с дедушкой, младшего брата. День за днем старался сам забираться в ванную, чистить зубы, намыливать голову, читать книги. Учился жить заново.
Алексей считает, что в его жизни были два эпизода, которые повлияли на его новую жизнь.
Первый, когда он лежал в военном госпитале, к нему пришли участники войны в Афганистане. Молодые, красивые. Некоторые занимались коммерцией. Каково же было удивление Алексея, когда один из гостей, Коля Копариха, отстегнул протезы: «Без рук и ног тоже жить можно. Выкарабкивайся, братишка! Все будет хорошо».
Второй, когда искалеченному мальчишке пришлось столкнуться с нерадивым переводчиком. Тот сопровождал его семью в Германии, куда Алексея направили на реабилитацию. Переводчик не утруждался полностью передавать рекомендации немецких докторов. Мама Алексея из–за этого нервничала. Чтобы ее успокоить Алексей обложился учебниками и с нуля стал зубрить язык:
«— Когда я заговорил с доктором на немецком, у переводчика от неожиданности глаза округлились! Сильные эмоции облегчают путь к цели. Если чего–то очень хочешь, обязательно добьешься!»
Сейчас Алексей Талай предприниматель, реализовавший в родной Орше задуманный бизнес–проект. Он занимается благотворительностью. Объехал полмира. В США проводил тренинги для деловых людей и сумел на этом заработать. Алексей, которому сегодня 31, — счастливый муж и отец. Порой задумывается: а достиг бы он всего, если бы в 16 лет жизнь круто не изменилась? Тогда из–за несчастного случая он потерял руки и ноги».
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что безусловно важна в этой ситуации сила воли, готовность бороться за жизнь, упорство.
Педагог предлагает обучающимся ответить на вопрос: смог бы Алексей покорить все вершины, если бы его не поддержали близкие по духу люди?
3. Игра «Найди форму».
Педагог делит детей на группы и предлагает каждой группе назвать предметы разной формы:
– шара;
– прямоугольника;
– круга;
- квадрата.
После ответов обучающихся им предлагается ответить на вопрос: «Имела ли при ответах значение возможность быстро двигаться? Поднимать тяжелый вес? И т.д.»
Заключительный этап - 5 минут
4. Подведение итогов.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет активную жизненную позицию. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей благодаря совей силе духа и стойкости характера. Они вдохновляют других людей!
Урок 3. «Правильная помощь»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: способствовать развитию добровольческой деятельности среди молодежи.
Задачи урока:
- формировать представление о значимости добровольческой деятельности;
- формирование представлений о волонтерской деятельности и социальном кураторстве;
- формировать правильные установки в осуществлении добровольческой деятельности.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: социально-психологический тренинг.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, доска, мел.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
1. Знакомство с темой.
Всемирно известный психотерапевт Берт Хеллингер, признанный авторитет в деле оказания помощи людям, писал:
«Помощь – это искусство. Как и любое искусство, она требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Необходимо почувствовать того, кто просит о помощи.
Мы, люди, во всех отношениях зависимы от помощи других. Только благодаря помощи других мы можем развиваться. Вместе с тем мы не можем не помогать сами. Человек, который никому не нужен, который не может помочь другому, одинок и слаб. То есть помощь нужна не только другим, но и нам самим.
Помощь предполагает равновесие. Получив от другого то, что мы хотим, что нам необходимо, мы стремимся отдать что-то взамен и таким образом уравновесить полученное. Необходимо, чтобы тот, кому мы хотим помочь, нуждался в помощи и хотел ее, а мы были способны и желаем помочь. Иначе наша помощь – пустое. Она разъединит вместо того, чтобы объединить».
Основной этап – 30 минут.
2. Знакомство с основными понятиями волонтерской деятельности.
Помощь – это предложение опоры для действий, выбранных другим человеком, а не действия за него.
Уважение – это признание способности и силы человека самостоятельно справляться с его жизненными задачами на доступном ему уровне и собственными способами.
Уважительная помощь предлагает человеку дополнительные ресурсы и возможности, но не лишает его самостоятельности.
Достоинство – это сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов. Представления о достоинстве основываются на убеждении в равенстве всех людей перед нравственными законами, на признании самостоятельности человека, его способности контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку пренебрежительно относиться к другим людям.
Помощь, оказываемая с достоинством, показывает тому человеку, которому помогают, что он ценен и важен, а не слаб и беспомощен.
Помощь, принимаемая с достоинством, укрепляет уверенность в своих силах и порождает признательность.
Право выбора – это право человека рассмотреть разные альтернативы и открыто сказать «да» или «нет» любому предложению.
Право выбора предполагает диалог между помогающим человеком и человеком, принимающим помощь. Когда они честно обсуждают альтернативы, они приходят к решению, которое устраивает обоих.
Ответственность – это надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который человек получает в ходе своих поступков, и есть следствие его поступков (действий). Ответственность включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих.
Правильная помощь предполагает, что у каждой из сторон взаимодействия есть свой круг ответственности, и помогающий не делает за подопечного то, что тот обязан и в состоянии делать сам.
Баланс – это равновесие в отношениях «давать-брать».
Тот, кто помогает, должен быть готов принять ответную помощь или внимание от того, кому он помог.
Тот, кто принимает помощь, имеет право тоже чем-то послужить помощнику.
Когда баланс нарушается, тот, кому помогают, начинает чувствовать себя все более беспомощным, бесправным и слабым. Тогда он или становится иждивенцем, или начинает бунтовать против помощи. А тот, кто помогает, при нарушении баланса начинает чувствовать себя «использованным» и протестует по-своему.
Соблюдение вышеназванных условий, обогащает обе стороны и создает конструктивные и продвигающие отношения при общении волонтера/социального куратора и человека с инвалидностью.
3. Дискуссия «Правильная помощь».
Педагог предлагает обучающимся привести примеры правильной помощи, которая не ущемляет права человека с инвалидностью.
Заключительный этап - 5 минут
4. Подведение итогов.
Педагог просит обучающихся рассказать, что нового они сегодня узнали о волонтерской деятельности. Что показалось им особенно важным?
КЛАСС