VII. Рефлексия учащимися своих представлений о предложении.
Варианты проведения.
Вариант 1. Рассказ об открытии урока – острове «Предложение».
Оборудование для этапа: карта изучения темы “Речь. Предложение. Слово”.
Учитель сообщает, что путешествие по стране русского языка подходит к концу и обращает внимание учащихся на новый, «открытый» на уроке, остров «Предложение».
Организуется беседа по вопросам учителя:
– Кто запомнил название нового острова, который мы открыли сегодня на уроке? (Предложение.)
– Что узнали о предложении? Что научились сами делать?
Вариант 2. Игровой приём «Рассказ об уроке для Буратино».
Оборудование для этапа: кукла, изображающая литературного героя (Незнайку, Петрушку, Буратино или другого героя по выбору учителя).
Учитель сообщает, что на урок опоздал Буратино, который тоже очень хотел узнать новые секреты русского языка. Учитель предлагает учащимся рассказать всё, что они запомнили о предложении и чему научились на уроке.
Вариант 3. Диагностическая проверочная работа.
Содержание и методика диагностической проверочной работы даются
в приложении.
В результате рефлексии своих действий на уроке учащиеся должны прийти к следующим выводам.
Ученики делают вывод, что они узнали на уроке:
q речь состоит из предложений;
q в каждом предложении выражается определённая мысль;
q между предложениями делается остановка (пауза);
q в конце предложения может стоять точка, ? или ! знаки.
Чему учились:
q делить речь на предложения;
q узнавать, сколько предложений в рассказе;
q обозначать предложение схемой;
q произносить предложение с нужной интонацией.
Учитель подчеркивает, что для понимания смыла речи и каждого предложения, из которых она состоит, надо говорить чётко, ясно, неторопливо, с паузой в конце каждого предложения.
VIII. Заключение. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итог урока, хвалит всех учащихся за работу, отмечает активность и старательность отдельных учеников.
Учитель сообщает, что цель урока достигнута (мы узнали, что наша речь состоит из предложений), но впереди ещё много новых открытий, которые учащимся предстоит сделать на уроках русского языка.
Приложение
Диагностическая проверочная работа
По теме «Предложение»
Дидактическая цель –проверитьумение выделять предложения из потока речи и правильно определять их количество с опорой на готовые схемы.
Оборудование для учащихся:индивидуальные листы для выбора правильного ответа из трёх предложенных. Листы подписываются учителем до урока.
Задание для устного предъявления учащимся
Послушайте.
Моя мечта сбылась. Я учусь в первом классе.
Наш класс очень дружный.
Определите количество предложений. Выберите правильный ответ.
Методика проведения
1. Целеполагание. Учитель объясняет, с какой целью будет выполняться задание. Например: «Проверим, как мы научились выделять из речи отдельные предложения».
Объяснение способа фиксации правильного ответа.
Возможный вариант объяснения учителя: «У вас на партах листы с вариантами ответов. Сколько предложений в первом ряду? (2) Сколько предложений во втором ряду? (3) Сколько предложений в третьем ряду? (4).
Я прочитаю текст. В квадратике рядом с правильным вариантом нужно поставить знак «+».
Не торопитесь. Текст я прочитаю несколько раз».
3. Выполнение задания.
Учитель медленно читает текст 2 раза:
1-й раз для целостного восприятия (учащиеся слушают);
2-й раз для выполнения задания (текст читается более медленно, с паузами между предложениями; учащиеся выбирают правильный ответ).
4. Проверка.
4.1. Целевая установка на проверку. Учитель обращается к учащимся: «Будем учиться проверять выполненное задание. Я ещё раз прочитаю текст. Внимательно прослушайте и посчитайте, сколько отдельных предложений вы услышали. Сколько схем предложений должно быть в правильном ответе? Проверьте свой выбор».
Выполнение проверки.
Учитель медленно читает текст. Учащиеся слушают, проверяют правильность выбора ответа.
Варианты проведения проверочной работы:
1. Учитель по своему усмотрению можетизменить знак для фиксации правильного ответа. Например, вместо знака «+» можно использовать знак «V» или предложить учащимся закрасить квадрат с правильным ответом определённым цветом.
2. Варианты ответов предъявляются учащимся не индивидуально на листах, а коллективно – на доске. Каждому варианту ответа соответствует определённый цвет или цифра (1, 2, 3). У учащихся – цветные карточки-сигналы или веера с цифрами для выбора правильного ответа.
3. Для выполнения проверочной работы учащимся раздаются 4 карточки, на каждой – схема одного предложения. После прослушивания текста ученики выкладывают на парте необходимое количество карточек – схем предложений.
Образец карточки:
По усмотрению учителя карточки со схемами предложений могут быть заменены полосками цветной бумаги, счётными палочками, карандашами.
В этом случае учащимся предлагается показать столько полосок (карандашей, счётных палочек), сколько предложений в тексте.