Xi. анатомическое строение органов артикуляторного аппарата
Челюсти (дефекты верхней, нижней челюсти)_____________________________________________________
Прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия) ____________
Губы (толстые, тонкие, наличие рубцов, короткая верхняя губа) _____________________________________
Зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, редкие зубы, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)___________________________________________________________________
Язык (толстый, мясистый, “географический” язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка) __________________________________________________________________________________________
Твёрдое нёбо (высокое, “готическое”, низкое, плоское) ____________________________________________
Мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его) _____________________________________________________________________________________
Расщелина (сквозная /односторонняя, двусторонняя/, несквозная /полная, неполная, субмукозная/) _______
Рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки ________________________________________________
Носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривления носовой перегородки ______________
Срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки ________________________
Увеличение глоточной непарной миндалины _____________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
XII. СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Исследуемые звуки Условия | С | С’ | З | З’ | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Л | Л’ | Р | Р' | |
При изолированном произношении | ||||||||||||||
С Л О Г О В | Открытых без стечения согласных | |||||||||||||
закрытых без стечения согласных | ||||||||||||||
со стечением согласных | ||||||||||||||
С Л О В | в начале | |||||||||||||
в середине | ||||||||||||||
в конце (кроме звонких) | ||||||||||||||
Во фразах | ||||||||||||||
В связной речи |
Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э __________________________________________________________________________
Заднеязычные звуки: К, К’, Г, Г’, Х, Х’____________________________________________________________________
Переднеязычные звуки: Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’ _________________________________________________________________
Губные звуки: П, П’, Б, Б’, Ф, Ф’, В, В’, М, М’______________________________________________________________
Звук й _______________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
XIII. CОСТОЯНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
Состояние биологического слуха _______________________________________________________________
Состояние восприятия речи (беседа, выполнение специальных инструкций) ___________________________
____________________________________________________________________________________________
XIV. СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ
Тип дыхания (верхне-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)____________________________
Ритмичность дыхания ________________________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха (5 лет – 3-4 слова, 6-7 лет – 4-6 слов)____________________________
Направление голосовыдыхательной струи при речи _______________________________________________
Особенности голоса:
- сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) _________________________________
- высота голоса (высокий, низкий, соответствие возрасту)________________________________________
- тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)_______________________________
- употребление основных видов интонации, их оттенков _________________________________________
- выразительность (нормальная, выразительная, монотонная) _____________________________________
XV. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________________________
Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое) ______________________
____________________________________________________________________________________________
Употребление основных видов интонации ________________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
XVI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
4-5 лет ДОМ- КРЫША-
КАША- КОШКА-
СНЕГ- МОСТИК-
ХЛЕБ- КАПУСТА-
ПОМИДОРЫ-
С 5 лет СВИСТОК- СКВОРЕЧНИК-
ТЕМПЕРАТУРА- АКВАРИУМ-
МИЛИЦИОНЕР- ПРОСТОКВАША
ЛЕКАРСТВО- СКОВОРОДА-
Мальчики слепили снеговика ____________________________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод _______________________________________________________________________
Волосы подстригает парикмахер в парикмахерской _________________________________________________________
Милиционер едет на мотоцикле __________________________________________________________________________
Постовой стоит на перекрёстке __________________________________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
XVII. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
/дифференциации фонем/
а) повторение серий слогов
серии из двух слогов
БА-ПА ПА-БА ГА-КА КА-ГА
ЗА-СА СА-ЗА СА-ША ША-СА
ЖА-ША ША-ЖА ЗА-ЖА ЖА-ЗА
ЧА-ТЯ ТЯ-ЧА ЩА-ЧА ЧА-ЩА
ТА-ДА ДА-ТА СА-ЦА ЦА-СА
ША-ЩА ЩА-ША СЯ-ЩА ЩА-СЯ
серии из трёх слогов (c 6 лет)
БА-ПА-БА ПА-БА-ПА ГА-КА-ГА КА-ГА-КА
ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА
ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА СА-ША-СА ША-СА-ША
ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША ЧА-ТЯ-ЧА ТЯ-ЧА-ТЯ
б) дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении (показать картинки):
МИШКА-МЫШКА УТОЧКА-УДОЧКА БОЧКА-ПОЧКА ТРАВА-ДРОВА
в) дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
МИСКА-МИШКА КРЫСА-КРЫША РЕЧКА-РЕДЬКА ЦВЕТИК-СВЕТИК
ЧЁЛКА-ЩЁЛКА ВЕЧЕР-ВЕТЕР КОСЫ-КОЗЫ
XVIII. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО, АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Фонематический анализ
а) узнавание звука на фоне слова (с 4 лет):
Определить, есть ли звук “М” (или мычание телёнка) в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.
Определить, есть ли звук “Р” (или моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
б) выделение первого гласного звука из слова (с 5 лет):
АНЯ- ОСЫ- ОЛЯ- ИННА-
АИСТ- УТКА- ИРА- УЛИЦА-
в) определение первого согласного звука в словах:
МАК- ТРАВА- ВОРОБЕЙ- ЧАШКА-
ДЫМ- КОШКА- БУЛКА- ЩУКА-
в) определение последнего звука в слове:
МАК – КЛЮЧ- МУХА- ТРУБА-
ДОМ - ТАНК- БАРАБАН-
г) определение последовательности звуков в словах:
МАК- ЛУК- РАМА-
СУП- КАША-
д) определение количества звуков в слове:
ДОМ- ЛУНА- БАНАН-
РАК- СОВЫ- ЛАМПА-
Фонематический синтез
Ч,А,С- ТЬ,М,А- З,В,У,К-
П,Ы,ЛЬ- П,А,Р,К- С,Т’,И,Х’,И-
3) Фонематические представления
Отобрать картинки в названии которых есть звук Р: РАК, КОШКА, ПАРОВОЗ, КНИГА, УТКА, ТОПОР ____________
______________________________________________________________________________________________________
Придумать слова со звуком М ___________________________________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________